Экономный первомай: бак бензина за 3 парка, 3 дворца и 1 крепость в Черниговской области (отчет, часть 2-я))
(отчет писала жена — выкладываю, как и обИСЧал по мере написания)
В этот же день мы отправились в Качановку. Навигатор нарисовал маршрут по приличной с виду дороге. Но как только мы выехали за село, дорога постепенно превратилась в аттракцион «машинка-неваляшка». Переваливаясь с колеса на колесо, качаясь на ямках-ямах-ямищах, мы медленно ползли вперёд по тоннелю из нерасчищенных, склонившихся над дорогой кустарнико-деревьев. Но возвращаться и объезжать по другим дорогам не стали – далеко.
Ну ничего, дороги на Черниговщине, мягко говоря, не очень, зато люди трудолюбивые и добродушные. Машин мало, велосипедов много. Хозяйства у всех большие, много птицы и коров, поля вспаханы и засажены. Народ не так религиозен, как в Западной Украине, но постоять за свои земли готов. В свете последних событий Сумщина, Полтавщина, Черниговщина встречала нас блок-постами на основных дорожных магистралях, правда, ни разу не останавливали. Наверное, разноцветные манатки на заднем сиденье и мой малиновый праздничный пиджак на тремпеле(есть у меня такая полезная железная штука, прикреплённая к задней стороне водительского кресла) красноречиво свидетельствовали о цели нашего путешествия .
Плакат на входе
Высокая ограда Качановского парка с табличкой-названием и планом вынырнула из-за поворота в селе неожиданно. Скорее обращаешь внимание на большой пруд и лужайку перед ним, где можно искупаться и половить рыбку. Но расположиться и пообедать на ней было проблематично, так как после полудня все подъезды к парку были забиты машинами и людьми.
Центр парка
Оказалось, официальный вход с обилечиванием и платная авто-стоянка находятся ещё метрах в 200 от забора вверх по дороге. Те же, что и в Тростянце, 150 грн на группу – стоимость экскурсии, 6 – просто вход в парк, 8 грн – поставить машину, а за 50 грн можно вообще арендовать место под пикник на территории самого парка (по договорённости с охранником). Что интересно: флигели дворца тоже сдаются как гостинничные номера. Самый дорогой трёх-местный номер-люкс во флигеле напротив дворца, на 2-м этаже, стоит 700 грн. ночь. Есть даже нечто типа общежития, где в наш приезд расположилась группа ребят, съехавшихся на фестиваль какой-то нетрадиционноййого-индийскойпрактики. Они устроили флэш-моп прямо на траве перед дворцом на зависть посетителям и к большому неудовольствию экскурсоводов, которые не в силах были перекричать их музыку и оторвать внимание экскурсантов от прикольных танцев этой группы молодых девчонок и ребят.
Дворец в Качановке
Итак, Качановка. Этот историко-культурный заповедник сохранился лучше всех на Черниговщине в своём первозданном виде, несмотря на многочисленных хозяев и перетасовки во времена советской власти. Конечно, дворец немного отремонтировали, поставили сделанную в Киеве на заказ мебель позапрошлого века, собрали в окрестностях иконы, картины, утварь, чудом уцелевшие от сожжения воинствующими коммунистами старинные книги. Так что экспозиция из года в год становится всё более интересной. А естественные холмы, большой парк, непритязательные «романтичные» руины, мостики и беседка Глинки, цепь прудов внизу и две милые пристани делают этот комплекс одним из лучших после Софиевки в Умани и Александрийского парка в Белой церкви.
Львы на входе
В отличие от Сокиринцев и Тростянца, здешний дворец имел мнежество хозяев и несколько раз перестраивался. Из фамилий, прославивших Качановку, выделяются Тарновские и семья сахарозаводчика Харитоненко.
А ещё сюда любят приезжать молодожёны и устраивать фото-сессии. Когда-то дочь последнего владельца усадьбы ЕленаХаритоненко, выходя замуж, в подвенечном платье шла со своим женихом по главной аллее к алтарю церкви по дорожкам, усыпанным сахаром. То ли чтобы жизнь была сладкой, то ли чтобы показать свой статус… Изначально же дорожки в парке были усыпаны гравием красного цвета (от примеси красного кирпича).
флигеля
С давних пор любят это место и художники, и философы, и музыканты, и просто фанатики-мечтатели-созерцатели. Такая уж тут творческая аура. И опера Глинки «Руслан и Людмила», написанная именно здесь, — наилучшее тому подтверждение. М. Глинка частенько засиживался в беседке на холме, где стоял белый рояль, и играл, играл, играл, сочиняя свои шедевры.
Т.Г. Шевченко тоже часто бывал здесь. Но не только природа и радушие хозяев привлекали его сюда. Тайная любовь в лице НадеждыТарновской, племянницы хозяина усадьбы, на всю жизнь ранила его сердце. Он нежно называл её Кумася, так как вместе с ней они крестили сына Василия Тарновского. Но тогда люди, принадлежавшие кардинально разным сословиям, и думать не могли связать свои отношения браком. Сама Надежда прожила свои годы в одиночестве, до самой смерти трепетно храня письма Тараса Шевченко… А великий поэт во время последнего визита в Качановку в 1859 году оставил в альбоме Тарновских такие строки: «І стежечка, де ти ходила, колючим терням поросла».
Комната Тараса
Кстати сказать, во всех племянниц Тарновского (их было4) влюблялись знаменитости, среди которых были и Глинка, и Шевченко, и художник Василий Штернберг. Последний – молодой, талантливый немец, которого хозяева поселили в Чайной комнате с разноцветными витражныим стёклами, выходящей окнами на пруд. Одна из его картин (копия) с видом на дворец, установлена сейчас в экспозиции чайной комнаты. К сожалению, талант Штернберга недолго радовал глаз современников. В возрасте 28 лет этот тонкий, эмоциональный молодой художник умер от чахотки.
Говорят, когда Качановский заповедник посетили гости из Германии, они так прониклись судьбой их земляка-художника, что выделили средства на ремонт левого крыла дворца, где 3 года жил и творил Штернберг. И действительно, сейчас левая сторона дворца отремонтирована лучше, и можно даже выйти на балкон, с которого открывается великолепный вид на склон, парк и пруд перед дворцом.
Картина Штернберга в чайной комнате
В Чайной комнате, откуда и пошло название, за чашкой чая раньше часто собирался «цвет» общества. Сейчас там висит картина современного художника, собравшего за бокалами шампанского (это уже дань современной моде) четверых самых ярких представителей того времени – хозяина дворца Тарновского, художника Штернберга, М.Глинку и Н.В.Гоголя, также бывавшего в усадьбе.
В экспозиции дворца есть отдельная комната, посвящённая Гоголю.В ней выставлены уникальные литографии и гравюры художников того времени к поэме «Мёртвые души, другие материалы о пребывании Гоголя в Качановке. Очень смешные карикатуры стоят того, чтобы порассматривать их подробнее, нам понравилось.
Ещё один художник, Илья Репин, делал здесь сотни набросков к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Как известно, лица казаков были написаны им со своих знаменитых современников, и не всем понравилось своё изображение. Поэтому вариантов картины было несколько. Кстати, один из оригиналов «Запорожцев» находится в нашем Харьковском историческом музее. Здесь же, в отдельной комнате, организована выставка «одной картины» с множеством набросков и подготовительных работ к этому известнейшему полотну Репина.
Книга посететелей
А вот что Качановка была выбрана для написания этого полотна неслучайно, знают не все. Дело в том, что младший из Тарновских, Василий, владевший имением долгие и самые «процветающие» годы, увлекался коллекционированием предметов казацкого быта. Среди раритетовбыли сабля Богдана Хмельницкого, личные вещи Ивана Мазепы, Семёна Палия, Павла Полуботка, Кирилла Разумовского, казацкие сабли, клейноды, гетманские универсалы, портреты многих деятелей времён казацкого движения. Коллекция была уникальной, и Репин делал сотни отдельных набросков, тщательно вырисовывая не только характерные лица, но и «амуницию» своих героев, окружающие их предметы, одежду, оружие, служившие экспонатами коллекции Тарновского. Поэтому картина имеет также большую историческую ценность.На картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в образе казака в чёрной смушковой шапке, стоящего по правую сторону от писаря, изображён сам Василий Тарновский-младший, который позировал художнику, когда тот делал в Качановке зарисовки для своего будущего шедевра.
Впоследствие эта богатейшая коллекция стала украшением Черниговского музея имени Тарновского, – именно с таким условием (назвать его именем музей) младший Тарновский и передал её «в собственность и заведование Черниговскому губернскому земству с тем, чтобы он помещался в старинном доме над Десной, за собором, и был открыт для обозрения его публикой…» (из его заявления).
А вот связь своей фамилии с усадьбой в Качановке этот последний из Тарновских потерял. Увлёкшись благотворительностью и коллекционированием, он был вынужден продать её. Новый владелец, Павел Иванович Харитоненко, богатейший сахарозаводчик Российской империи, по большому счёту, интересовался только землей, а дворец вынужден был купить «в нагрузку», так как имел более роскошные аппартаменты в России. Тем не менее, при нём усадьба развивалась и процветала, и даже была электрифицирована.
На этом «сладкий» период Качановки закончился. После революции здания принадлежали то детдому для беспризорников, то госпиталю, то санаторию. Лишь в 1981 году здесь решено было организовать историко-культурный заповедник со своим небольшим штатом экскурсоводов, хозяйственников и парковых работников.
Балкончик
Что касается обустройства дворца.
На главную въездную аллею попадаем с боковой тропинки, В одном конце аллеи – сохранившаяся церковь в стиле украинского барокко с усыпальницей предков. Вдругом, в прорези зелени, виднеется величественное бело-колонное здание дворца. Вход во двор охраняют львы на колоннах решётки, как сторожевые псы, подняв лапу. Дворец и флигели выстроены по кругу, в средине – зелёная лужайка. В одном флигеле располагалась кухня, в другом жили гости. Чтобы прислуга не попадалась на глаза именитым гостям, кухня и дворец соединялись раньше подземным переходом, сейчас частично разрушенным.
К левой части примыкает — не поверите! – водонапорная башня, так искусно вписанная в архитектуру дворца, что кажется, будто это не техническое сооружение, а своеобразное дополнение в стиле готичеких замков. Башня вносит элемент асимметричности, причём с некоторых фотографических ракурсов становясь узнаваемой «фишкой» всего Качановского ансамбля.
Угловая водонапорная башня
Наша экскурсия по дворцу начинается с Бального зала. Из обстановки не сохранилось почти ничего, но старинная мраморная лестница, узкие дубовые лестницы для прислуги, реставрированные оригинальные стены, паркет, заказанные огромные люстры «под старину» всё же дают ощущение непринуждённой роскоши, царившей в особняке во времена Тарновских и Харитоненко.
В своё время Тарновский собрал здесь большую библиотеку и коллекцию картин, среди которых были произведения известнейших русских и европейских мастеров. Сейчас коллекция раошлась по миру, а в Бальном зале висят вполне достойные работы современных украинских художников, есть на что посмотреть.
Поднимаясь на второй этаж, экскурсовод обращает внимание на толщину стен – около 1,5 метра. Оказывается, уже тогда хозяева были озабочены проблемой «энергосбережения». Конечно, стеклопакеты и утеплённые полы были тогда ещё только в перспективе, а вот отопление такого огромного дома было сделано с умом. Внизу, в топке, закладывались сырые дрова, которые не горели, а тлели всю зиму. Фишка в том, что широкие стены внутри – полые, обитые кожей и прокладывались шерстью. Тепло, шедшее от топки, долго хранило комфортную температуру во всех помещениях усадьбы, не опускавшуюся даже в морозы ниже 15 гр.
Тарновский, большой любитель искусства, создал даже домашний оркестр, перекупив у соседа Григория Галагана известного крепостного скрипача, а заодно и скрипкуСтрадивари.ru.wikipedia.org/wiki/%CA…E0_(%F3%F1%E0%E4%FC%E1%E0) — cite_note-autogenerated20131125-4-7 Отдельная комната во дворце имеет небольшую «сцену», на которой помещалось 30 музыкантов. В ней сейчас стоит рояль, как напоминание о том, что именно здесь Глинка впервые преподнёс гостям отрывки из воей оперы «Руслан и Людмила».
Большой обеденный стол и стулья в комнате воссозданы по макетам того времени. Из обстановки, по сути, остался только оригинальный большой шкаф из красного дерева. Тяжеленный, наверное, зараза, поэтому и не могли утащить .
А ещё осталось небольшое собрание книг, — всё, что уцелело от пожаров благодаря растаскиванию местных крестьян. Остальные предметы дворцового обихода, составляющие экспозицию заявленной выставки «Усадебная культура и быт кон. XVІІІ – нач.ХХ ст.» (мебель, скульптура, живопись, предметы быта).собраны из разных источников по всей Черниговщине и за её пределами или сделаны на заказ современными мастерами.
Обеденная комната со сценой
Отдельная экспозиция рассказывает о сакральном искусстве. Здесь собраны православные иконы украинской глубинки XVIII – нач. ХХ ст., – немного, но достойные внимания. Конечно, если вы бывали на Золотом кольце России, где на каждом шагу множество церквей и дворцов с разнообразнейшими, богатейшими выставкамииконо-творчества от IX–Xвека до наших дней, этаэкспозиция вас не удивит. Однако нам много и не надо.
Наконец, мы подходим к кульминации экскурсии. Нас ждёт чудненький балкончик на втором этаже, с которого открывается тот самый, знаменитый вид из Качановскогодцорца на пруды и парк. Не менее красив и «обратный» вид с полян на дворец, ставший визитной карточкой Качановской усадьбы. Любуйтесь:
Пристань
Кстати, пруд, над котором стоит дворец, называется Майорский – в память о брате и наследнике самого первого владельца имения, секунд-майоре Михаиле Каченовском. А от фамилии Фёдора Каченовского, который был певчим царского двора, и который владел имением в середине XVIII века, произошло само названиеКачановка.
Экскурсия продолжается, и мы попадаем в хозяйствееное помещение – бывшую псарню, а позднее домик электрика, где хранятся некоторые вещи из дворца – секретер, стулья, и даже ночная ваза эпоха 19 столетия. Что удивительно: большое зеркало, пережившее все войны и революции, переставленное сюда из дворца. Покрытое несколькими слоями серебряного напыления, оно практически не повреждено коррозией.
Парк
От оранжереи с диковинными растениями, теплицы, фонтана, различных скульптур, украшавших парк, почти ничего не осталось. Хорошо сохранилась беседка Глинки
беседка Глинки
на холме, с которой можно полюбоваться прудом и Майорской пристанью. По тропе от беседки спускаемся вниз, проходим левее вдоль пруда к Романтическим руинам. Как и в Александрийском парке, они были модным на то время украшением, не несущим никакого функционала. Зато послужили отличной декорацией для картины известного художника Константина Маковского «Весенняя вакханалии».
Дворец с тыла
Чем дальше от дворца, тем парк становится более запущенным и диким, но прогуляться приятно. Все значимые места отмечены табличками с названием. Нам очень хотелось найти Воздушный мостик, т.к. очень понравилось название, сулившее какую-то ажурную конструкцию, парящую между зелёных холмов… Потратили немало времени, вышли на «Пустую …». Уже решили возвращаться назад, и, поднимаясь по тропинке, увидели обычный кирпичный мост над оврагом, непонятно что соединяющий и никуда не ведущий. В фильмах про средневековье обычно показывают, как по такому мостику среди городских улиц катится карета, запряжённая лошадьми. А тут вдруг табличка: «Воздушный мостик». Мы были разочарованы: ни воздушности, ни самой идеи моста…
Воздушный мостик
Прошли под мостом, быстренько возвращаясь наугад ко дворцу, где нас ждал Папис с больным коленом. Он уже начал беспокоиться, но зря: заблудиться в парке невозможно, все тропинки выводят к усадьбе, так как с тыльной стороны подковообразно её огибает болото.
Майорский пруд
Надо было срочно искать место на пруду (точнее, там целый каскад из 12 прудов), где можно стать с палаткой. Напротив берега с дворцом мы заметили одно такое место, и проехав через дамбу, рванули туда. Но место оказалось занято шумной компанией, а нам надо было хорошо отдохнуть. Дальше по дороге уже стоял шлагбаум, а за ним вдалеке – домик лесника. Как мы прочитали на угрожающей табличке, вся территория придворцового пруда и парка является заповедником!
схема парка
У лесника уже тоже расположились люди, и места не осталось. Поэтому, спросив у местных, поехали на другой пруд, в Дубки. Типичные рыбацкие сижи, уютно спрятавшиеся под большим оврагом. Наблюдали закат солнца в озеро и уже в полной темноте готовили остатки шашлыка с традиционным весенним салатом. Спать было неожиданно тепло, и даже комаров посдувало ветерком. Жизнь удалась!
На следующий день едем в Батурин!
Продолжение следует…
Более детально:
www.vilavi.ru/sud/300706/300706.shtml можно узнать много интересного о Тарновских.
ru.wikipedia.org/wiki/%CA…_(%F3%F1%E0%E4%FC%E1%E0)– Википедия о Качановке.
Справка
Качановский ансамбль — один из крупнейших, и пожалуй, самый яркий образец усадебной архитектуры на территории Левобережной Украины, созданный в лучших традициям мирового дворцово-паркового искусства.
Усадьба была основана российским полководцем, графом Румянцевым-Задунайским в 1770-х годах, как одна из резиденций генерал-губернатора Малороссии.
Второй строительный период усадьба переживает в 1808-1824 годах при новом владельце — украинском помещике Григории Почеке (1765-1816). Расширяется территория усадьбы, дворец перестраивается в стиле русского классицизма, возводятся новые здания различного назначения, закладывается пейзажный парк.
В 1824 году, после вступления во владения Качановкой помещиков-меценатов Тарновских, начинается самый интересный период в истории поместья. Продолжавшийся более 70-ти лет, он и принес славу этому волшебному уголку малороссийского края, как своеобразной культурно-художественной ячейке, которая привлекала лучших представителей творческой интеллигенции. Этому способствовало архитектурно-художественная среда, приветливое гостеприимство хозяев и неповторимость украинской природы, олицетворенной в огромном усадебном парке площадью свыше 600 га.
В Качановском альбоме для гостей оставили автографы Н. Гоголь, П. Кулиш, Н. Костомаров, М. Врубель, Д. Яворницкий, М. Маркевич и много других славных художников, ученых, общественных и культурных деятелей. Всего же в альбоме более 600 автографов.
Летом 1838 года в Качановке плодотворно работал над оперой «Руслан и Людмила» Михаил Глинка. Здесь он писал песни, романсы, кантату в честь Г. Тарновского «Гимн хозяину». Некоторые произведения впервые исполнялись в сопровождении местного крепостного оркестра, которым дирижировал сам маэстро. После отъезда Глинки в усадьбе навсегда утвердился культ композитора. И сейчас на холме, возле Майорского пруда, стоит стройная, белокаменная беседка, названная его именем.
Знаменательно, что Тарас Шевченко в мае 1843 года, во время своего первого путешествия по Украине, ехал из Петербурга прямым назначением в Качановку, куда перед тем переслал свою лучшую картину «Екатерина». В усадебном парке сохранилась поляна, где под вековым дубом поэт общался с местными крестьянами и крепостными музыкантами.
1
Спасибо сказали: platon78, Martlet2