Итак, остановка транспортного средства допускается в следующих случаях:
1) нарушение водителем Правил дорожного движения;
2) если характер движения транспортного средства вызывает подозрения в способности водителя управлять им (резкая или периодическая смена направления движения и (или) скоростного режима);
3) отсутствие номерного знака на транспортном средстве или наличие номерных знаков, которые не отвечают требованиям стандартов, закреплены в неустановленном для этого месте, закрыты иными предметами или загрязнены, что не позволяет определить символы знака на расстоянии 20 метров, а также управление транспортным средством при отсутствии талона о прохождении государственного техосмотра (Инструкция 2006 года не имела такой детализации и содержала общую фразу "приховані номерні знаки);
4) наличие признаков, которые свидетельствуют о технической неисправности транспортного средства (к сожалению, сами признаки в Инструкции не перечислены);
5) наличие данных, которые свидетельствуют о причастности транспортного средства, водителя, пассажира или даже груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
6) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью;
7) необходимость опроса водителя или пассажира об обстоятельствах совершенного ДТП, админправонарушения или преступления, свидетелями которого они были или могли быть;
8) необходимость привлечения водителя транспортного средства для предоставления помощи иным участникам дорожного движения или работникам милиции или как свидетеля для оформления административных материалов;
9) проведение целевых мероприятий (операций, отработок, оперативных планов) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, а также документов на транспортное средство, груз;
10) выполнение решения уполномоченных на то государственных органов об ограничении или запрете движения;
и два новых, ранее отсутствовавших в Инструкции, основания:
11) если техническое состояние транспортного средства или способ крепления груза на нем создает опасность для других участников дорожного движения;
12) нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых и звуковых сигнальных устройств. Может кто найдет "законную"причину остановки-проверка документов,или отработка вашего района, операция такая-то... это так я выложил на вскидку,нет желания лопатить документацию-это время...странное дело,одни делятся реальным опытом,а другим лишь бы написать... Но, данный пункт ПДД предписывает иметь при себе эти документы, а пункт 2.4 – предъявлять их сотруднику ГАИ для проверки. Но требовать их «просто так» он, ни в коем случае, не имеет права. Это регламентируется Законом Украины «О милиции», который имеет более высокую юридическую силу, чем ПДД. Пункт 2 статьи 11 этого закона оговаривает, что проверять документы удостоверяющие личность и другие необходимые документы сотрудники милиции (коими являются и сотрудники ГАИ), могут только в случае подозрения в совершении правонарушения. Правомерность действий проверяющего устанавливает также ст. 19 Конституции Украины, согласно которой должностные лица имеют право действовать только в пределах полномочий и в порядке, установленном законом. Получается, что требуя предъявить документы, сотрудник ГАИ подозревает водителя в совершении правонарушения. А согласно п. 2.14 ПДД, водитель имеет право знать причину остановки и последующей проверки (осмотра) ТС, а также фамилию и должность лица, которое его проводит. Как показывает практика, с водителями, которые сразу дают понять о знании своих прав, сотрудники ГАИ разговаривают в совершенно другом тоне.
К слову, процесс выяснения личности и проверки документов можно называть «задержанием». Так как, по сути, водитель, вынужден оставаться на месте (не имеет возможности продолжать движения), пока сотрудники ГАИ выясняют, проверяют и составляют протокол. Получается, что эти действия совпадают с понятием «задержание», которое, согласно ст. 11 п. 5 Закона «О милиции» также должно происходить только на определенных основаниях (например, нарушение ПДД).
А если вас остановили «для проверки документов», то это незаконно, ведь водитель не совершал правонарушений и не может быть задержан (остановлен).
Еще одна обязанность, которую приписывает п. 2.4 ПДД водителю – предоставление возможности осмотра транспортного средства. Но, оно обязательно должно сопровождаться законными основаниями, а не просто желанием инспектора ГАИ! А водитель имеет право знать причину остановки и осмотра, причем она должна быть веской и законной.
Таковым является, согласно УПК ст. 190 – возбуждение уголовного дела или неотложный осмотр на месте происшествия, т.е. если автомобиль фигурирует в угоне или ДТП с пострадавшими, при наличии постановления суда. И совершать его должен следователь, в производстве которого дело находится, или его представитель с письменным разрешением, а не любой желающий сотрудник милиции. Исключением являются только случаи, когда речь идет об угрозе жизни людей (например, автомобиль в угоне и пытается скрыться), когда есть разрешение на осмотр владельца имущества, а также когда автомобиль является местом преступления (убийство, грабеж).
Все остальные случаи осмотра не являются законными, и результаты его не могут быть использованы в качестве доказательств. В случае, если осмотр начинает переходить в обыск (ст. 183 ч. 2 УПК), признаками которого является вскрытие хранилищ (багажник, кузов), тогда действия должностных лиц являются вовсе неправомерными, даже если автомобиль вскрывали не они, а вы сами по их требованию. При этом, и осмотр, и обыск должны сопровождаться составлением протокола и участием понятых.
"Жизни верь,она ведь учит лучше всяких книг". " Главное -живой жизнью жить, а не по закоулкам памяти шарить". Dacia Logan 1.6 Laureat 2006, темно зелёный хамелеон-продан. Ситроен С4 Пикассо серый гранд 2011г- продан. Езжу Ситроен С4 Пикассо 2011 черный эксклюзив
0