Тема: ВРТ или Пора учить законы....
Автор: Владимир Хапчук
Дата: 30.01.09 18:23
Мошенники в ГАИ?
Временные регистрационные талоны - афера общегосударственного масштаба
Последние несколько лет украинские дороги и происходящее на них не дают покоя никому — ни Президенту, ни министру внутренних дел, ни депутатам, ни журналистам, ни простым обывателям. Под красивыми лозунгами борьбы с беспределом гаишников на дорогах сначала бездумно разогнали ГАИ, позже создали Департамент ГАИ и на год-два на дорогах беспредел воспетых в тысячах анекдотов «мастеров машинного доения» исчез, зато резко возросло количество ДТП, в том числе и со смертельным исходом. Правила дорожного движения вообще перестали соблюдать. И вот…
В минувшем сентябре парламентарии дали добро на невиданное доселе ужесточение ПДД и увеличение штрафов (и взяток?) за их нарушение. Президент под всем этим поставил подпись. И заработал Департамент ГАИ с десятикратным рвением, да так, что об остальных законах, принятых парламентариями, и вовсе забыли! И так увлеклись, что даже на Конституцию им наплевать! Не верите? Докажу!
Первый и самый главный пример. Ориентирование на плановые поступления штрафов в бюджет- это примерно то же, что утверждать, что стольких-то человек в будущем году мы накажем. Это не плановые посягательства на Конституционные права человека? И запланировали при штрафе в 450 грн. наказать более 5,5 млн. граждан Украины или 15,4% избирателей. А вообще водителей в Украине более 10(?) млн. человек. Уже сегодня мне многие водители сообщают, что раз в месяц они попадаются на нарушении ПДД и … в таком случае план штрафа должен быть перевыполнен в N раз, но такого не наблюдается. Как можно обещать поступление в казну фиксированной суммы штрафов в 2,5 млрд. грн? Правильно, только ориентируясь на плановый беспредел исполнителей. Но практика показала, что план исполнители не так уж рьяно выполняют… Или план уходит в другом направлении?
Второй пример. 11 ноября 2008г. на официальном сайте Департамента ГАИ МВД Украины опубликована «Інформація щодо порядку отримання тимчасових реєстраційних талонів на право керування транспортними засобами», в которой очень хитро рассказывается: «Якщо власник транспортного засобу передав право користування вказаним транспортним засобом іншій особі на підставі нотаріально оформленого доручення, то така особа самостійно подає до реєстраційно-екзаменаційного підрозділу відповідну письмову заяву та отримує тимчасовий реєстраційний талон, який дійсний упродовж всього терміну дії доручення…». В информации также говориться о том, что для получения временного регистрационного талона (далее ВРТ) необходимо предоставить транспорт, стоит такая процедура 170 грн., а в случае необходимости экспертизы транспортного средства 400 грн. И в конце вся эта Информация сдобрена скрытой угрозой: «Водночас слід зазначити, що відповідно до ст.126 КУпАП відповідальність за керування транспортним засобом без посвідчення водія, реєстраційних та інших документів визначається штрафом в сумі від 425 до 850 грн». После этого чиновники от ГАИ выходят в люди!
14 декабря по 5-му каналу начальник ГАИ Луганской области великодушно пообещал водителям не применять санкции в виде 425-850 грн. штрафа за управление транспортным средством без временного регистрационного талона (далее - бумажка) и в Луганском ГАИ возникла очередь за бумажкой.
17 декабря по каналу «1+1» начальник Департамента ГАИ Украины г-н Коломиец обрадовал киевских водителей, что за отсутствие бумажки не будут штрафовать аж до 1 февраля 2009 г. Киев не Луганск! Точно, как по Шарикову? «В очередь, сукины дети!» Но «сукины дети» не только рядовые граждане, но и депутаты, прокуроры, судьи — и их в очередь? Нет, для них создана особая инструкция (об этом расскажу далее в отдельной статье). Так увлеклись, что в очередь загнали еще и всех глав администраций — для них не обидно? Не говоря уже о всех начальниках рангом поменьше.
Вслед этому и многие региональные СМИ начали дублировать заявления официальных должностных лиц и информацию с сайта Департамента ГАИ МВД Украины, а между прочим - зря! (На будущее - не публикуйте «всякую» информацию чиновников касающуюся имущественных интересов граждан, без заверенных печатями документов. В судах могут быть лишние проблемы.)
Тем временем кто-то пошел получать в местные РЭП ГАИ эти самые бумажки - ВРТ, а в обществе начали разрастаться слухи, что это требование незаконно, а адвокаты и юристы говорили, что, обжалованный, в суде, этот протокол будет «обречен».
Нотариусы, которые должны были единым фронтом первыми выступить на защиту не столько своих профессиональных, а больше денежных интересов? отмолчались как страусы. Только единичные правозащитники и продвинутые граждане Украины в Интернете начали трубить свой разрозненный ПРОТЕСТ.
Потратив «всего» неделю, глубоко изучив законодательство Украины, публикации в Интернете, я пришел к следующим выводам:
ВЫВОД 1-й. На сегодняшний момент наличие у водителя ВРТ, при наличии доверенности и свидетельства о регистрации транспортного средства не обязательно! Т.е. это требование Департамента ГАИ Украины незаконно. А вернее, носит «мошеннический характер». Внимательно вчитавшись в «Информацию» и зная досконально законодательство, можно сделать вывод, что сама информация не требует, а «жульнически настаивает», чтобы водители получили «просто так - по собственному хотению, по ГАИшному велению» бумажу-ВРТ, и при этом заплатили ГАИ немалые деньги!
Понятие «временный регистрационный талон» появилось в Украине в Правилах дорожного движения (далее—ПДД), утвержденных постановлением Кабинета министров Украины от 10.10.2001г. №1306. Были введены в действие с 1 января 2002 года в период разгара избирательной кампании, т.е. в тот период, когда представители высших эшелонов власти могли абсолютно безнаказанно вставить свое паразитическое звено в денежный поток государственного бюджета, «протянуть» на законодательном либо подзаконном уровне любую постанову. Это вам не мелочь по карманам тырить, а получить денежки с каждого четвертого водителя страны! Согласно пункту 2.1. ПДД, «Водій механічного транспортного засобу повинен мати при собі:
б) реєстраційний документ на транспортний засіб (для транспортних засобів Збройних Сил - технічний талон), а у разі відсутності в транспортному засобі його власника, крім того, - свідоцтво про право спільної власності на цей транспортний засіб чи тимчасовий реєстраційний талон».
Невзирая на то, что ГАИ вырывало у нотариусов (заверяющих доверенности на право управления автомобилем) хороший кусок хлеба, нотариат молчал. Самое смешное то, что действующие ПДД, кроме свидетельства о собственности и бумажки-ВРТ, не предполагают никакого другого документа, подтверждающего право управления автомобилем: ни доверенности, ни договора аренды и т.д.
Таким образом, нашего водителя еще в 2002 году поставили в стойло, хотя не имели на это ни малейших законных оснований. Приведу четыре аргумента, которые подчеркивают правовую ничтожность временного регистрационного талона.
Аргумент 1-й: доверенность. Институт представительства появился еще 20 веков назад в Древнем Риме и до настоящего момента в мире практически не претерпел изменений. Доверенность - документ, подтверждающий право представителя совершать действия в интересах представляемого. Доверенность на право управления автомобилем в Украине заверялась нотариально. До 1 января 2004 года! Вступивший 1 января 2004 года в силу Гражданский Кодекс (ст.ст. 244, 245) дал право гражданам использовать простую письменную форму доверенности в случае, если в полномочия представителя не входит заключение сделки, которая будет заверяться нотариально (конечная сделка). Т.е. из этого закона следует, что сегодня в Украине (как и в соседней Российской Федерации) можно ездить по доверенности без нотариального оформления. Нормальная международная норма права!
Другими словами, доверенность на право управления автомобилем может выдаваться его владельцем в простой письменной форме, не требующей нотариального заверения. Кстати, до момента вступления в силу Гражданского Кодекса Украины, все законодательные (подзаконные) акты, в том числе и п. 2.1 б) ПДД Украины, должны были быть приведены с ним в соответствие.
Как этим правом пользоваться сегодня в Украине? Берете, снимаете 10 копий доверенности (а лучше пусть хозяин авто напишет 10 раз) выписки ст.41 Конституции Украины, ст.ст. 244, 245 Гражданского Кодекса и возите с собой. Гаишник вас останавливает, Вы ему это все показываете, если не действует, и он на Вас составляет протокол, Вы в протоколе пишете, что «ездите на основании доверенности такой-то, согласно ст.ст. 244, 245 Гражданского Кодекса, копию которой прилагаете к протоколу». Проверив такой протокол, умный начальник ГАИ его порвет и сделает выговор инспектору, а ДУРАК, не знающий законов и соответственно не соответствующий занимаемой должности, отправит его в суд. В суде такой протокол рассмотрят и разведут руками, в крайнем случае пригласят владельца авто, чтобы он дал показания, писал ли он такую-то доверенность.
После этого вы пишете заявление вышестоящим начальникам ГАИ, чтобы они в этом подразделении ГАИ устроили аттестацию по знанию законодательства Украины. А еще лучше, если перед тем, как ездить на доверенном авто, вы напишете заявление в местное ГАИ такого содержания: «Буду ездить по такой-то доверенности и на основании ст.41 Конституции Украины, ст.ст. 244, 245 Гражданского Кодекса, прошу довести до всех подчиненных, чтобы они не составляли протокол, игнорируя нормы права, в виду отсутствия нотариально заверенной доверенности, поскольку действующее законодательство дает мне право управлять авто на основании письменной доверенности». Вот такой «камень в огород» нотариусов(за их молчание) и гаишников! Кто из юристов это оспорит? (Приглашаю к диалогу).
Аргумент 2-ой: собственность. «Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью…» согласно ст.41 Конституции Украины - закона прямого действия. Законному владельцу абсолютно все равно, какие формальные ограничения вводит бездарная власть на распоряжение его собственностью. Для передачи автомобиля в управление другому лицу достаточно лишь доброй воли владельца передать автомобиль и техпаспорт водителю. Так живет весь мир. Наши же Президент, Парламент и доблестное ГАИ хотят жить по созданным ими правилам за счет водителей- Граждан Украины?
Аргумент 3-й: слова. «Казнить, нельзя помиловать!»- примерно так для себя читают словесную казуистику нашего законодательства чиновники исполнительной власти, а почему не наоборот- в пользу граждан, ведь их права («помиловать») приоритетны по Конституции? Почему чиновники от ГАИ, кстати, многие из которых юристы, не обращают внимание на такое слово в пункте 2.1. ПДД, как «чи»(или)? Т.е. согласно пункта 2.1. ПДД при отсутствии собственника ТС у водителя должно быть свидетельство на транспортное средство или («чи») временный регистрационный талон?
Аргумент 4-й: кодекс и штрафы. В ч.1 ст.126 Кодекса об административных правонарушениях Украины ничего не сказано о временном регистрационном талоне…
(На основании 1-го ВЫВОДА, можно не получать ВРТ, но, если не хотите доставлять некоторых хлопот собственнику ТС, можете получить его без предоставления на осмотр ТС и без оплаты на основании следующих выводов).
ВЫВОД 2-й. Требование РЭП Департамента ГАИ предъявить транспортное средство для получения ВРТ при наличии свидетельства о регистрации ТС незаконно, т.к. не прописано, как требование и как необходимая процедура ни в одном законе и подзаконном акте! (Ниже остановлюсь подробней). Если ГАИ выдало свидетельство о регистрации ТС и имеется талон техосмотра, зачем ВНЕПЛАНОВЫЙ, не прописанный в законодательстве осмотр? Юридически получение ВРТ - это дублирование свидетельства о регистрации транспортного средства(ТС), и следуя из законодательства, законодатель прописал эту норму для того, чтобы собственник ТС (физическое, или юридическое(!!!) лицо) имел возможность дать управлять ТС другому лицу не прибегая к доверенности, например, вписав туда всех своих родственников или сотрудников. Это еще один удар по нотариусам- за их молчание, а может нотариусы и молчат из-того, что понимают, что стоит поднять юридический занавес и лишаться они и их юридические коллеги ГАИшники «халявных» и безосновательных денежных потоков? И об этом подробней.
Департамент ГАИ свою деятельность ОБЯЗАН осуществлять на основании законодательства Украины. Основную часть законов, которыми должен руководствоваться любой сотрудник ГАИ, Департамент разместил на своем официальном сайте. Если вы детально изучите эти законы, вы с любым инспектором ГАИ будете разговаривать на «ты»!
В Законе Украины «О дорожном движении» бумажка-ВРТ вообще не упоминается.
У гаишников есть ведомственный приказ №335 от 10.04.2002г. «Про затвердження Інструкції про проведення державної реєстрації, перереєстрації та обліку транспортних засобів, оформлення і видачі реєстраційних документів, номерних знаків на них та здійснення перевірок реєстраційно-екзаменаційних підрозділів Державтоінспекції МВС України», в котором в п.6 прописан порядок выдачи ВРТ. Но, этот Приказ аннулирован на основании вывода юстиции от 14.01.2006г., а потому не действителен и не обязателен к исполнению для нас, ГРАЖДАН! Но, если даже его брать во внимание, в п.6.2.Приказа ни как не указано, что при получении ВРТ в нашем рассматриваемом случае необходимо предоставить для осмотра ТС.
В постановлении КМУ №1388 от 07.09.1998г. «Про затвердження Правил державної реєстрації та обліку автомобілів, автобусів, а також самохідних машин, сконструйованих на шасі автомобілів, мотоциклів усіх типів, марок і моделей, причепів, напівпричепів та мотоколясок» в п.6 не прописаны требования предоставления ТС для осмотра: «За письмовою заявою власника транспортного засобу - фізичної особи про надання права керування цим транспортним засобом іншій фізичній особі (за умови пред’явлення документів, що посвідчують особу власника та цю особу) підрозділом ДАІ видається тимчасовий реєстраційний талон на термін, зазначений у заяві». А это значит, что КМУ на основе имеющегося, выше перечисленного законодательства дает нам возможность управлять ТС без доверенности, путем письменного заявления в ГАИ с просьбой выдать ВРТ!
ВЫВОД 3-й. Департамент ГАИ выдачу ВРТ за деньги осуществляет незаконно! Т.е., выдача ВРТ в нашем описываемом случае должна производиться без оплаты. В постановлении КМУ №1388 от 07.09.1998г. «Про затвердження переліку платних послуг, які можуть надаватися органами та підрозділами Міністерства внутрішніх справ» НЕТ такой УСЛУГИ как выдача ВРТ! МВД имеет право оказывать услуги связи (что без лицензии противозаконно), а вот выдавать за деньги ВРТ права не имеет. А значит, должен это делать бесплатно!21.01.2009г. автор статьи официально зарегистрировал в «отделе РЕР ГАИ г.Луганска» заявление (вх. №370) на получение ВРТ без оплаты и предъявления для осмотра ТС. В этот-же день, в областном ГАИ, были зарегистрированы: заявление (№-122) и информационный запрос (№402). С просьбой дать ответ, на каком основание требуется от водителей получение ВРТ и из каких составляющих состоит официально объявленная стоимость услуги: выдача ВРТ за 170(400) грн. Эти же вопросы в электронном виде были заданы Департаменту ГАИ Украины. Подождем ответ для публикации?
На днях в центре Луганска работающим на посту сотрудникам ГАИ был задан вопрос:
-А Вы штрафуете за отсутствие ВРТ?
-Нет!
-А почему?
В ответ сотрудники многозначительно молчали… Наверное, знают все то, что сказано выше? А если не знают? В любом случае можно сделать итоговый вывод, что если из всего личного состава Департамента ГАИ ни один инспектор, не написал рапорт Министру МВД об имеющемся факте масштабного «мошенничества» с выдачей ВРТ, то все они заслуживают увольнения или как минимум общественной аттестации (с привлечением журналистов) на знание законодательства Украины.
А вы как думаете?
Журналист- юрист с виртуальным дипломом
Владимир ХАПЧУК.
т.м. 8-050-927-56-07
P.S. Особая благодарность за информационную поддержку юристу Днепропетровской областной общественной организации «Один союз автолюбителей» Юрию Литвиненко.
Водителям, которые ездят по доверенностям, я бы посоветовал возить с собой это журналисткое расследование, и если ГАИшник, заикнется о бумажке-ВРТ, требуйте, чтобы он прочитал выше сказанное. Увидите его реакцию!
ДАЇ
Хапчука Володимира Євгеновича,
м.Луганськ, вул.Радянська,
, т.м.8-050-927-56-07,
Е:xeviz@yandex.ru
Заява
У зв’язку з вимогами пункту 2.1 „Правил дорожнього руху України