Вставлю я и свои пять копеек, так как одна из трех моих работ является преподаванием в одном из столичных ВУЗов.
Картина такова.
Начали внедрять Болонскую кредитно-модульную систему. Сложенный годами учебный процесс просто разрушили. Сейчас мы находимся на изломе, в эпоху перемен, так как тенденция ныне такова, что бы все вузы поголовно готовили бакалавров, а выше - магистров. Магистратуру хотят сделать или платной, или с очень ограниченным количеством мест. Злые языки поговаривают, что таким образом хотят понизить степени ВУЗов, а то и вообще отобрать право готовить магистров в Украине, а делать это в Евросоюзе. Я в эту утопию про Европу не верю, но что, например, магистров будут готовить не все ВУЗы, вполне может быть. У нас и так в каждом областном центре есть по 1 а то и 2 ВУЗа, кроме того, работает очно-заочная форма в ряде даже райцентров.
Сейчас стараются сформировать необходимый перечень дисциплин, необходимых для подготовки бакалавра. И начинаются фокусы, что на всякие политэкономии и философии выделяется больше часов, чем на профильные дисциплины, а так же берут переносят с 5-го курса елементы спецкурсов и заставляют их читать на 3-ем курсе, когда у студентв не хватает еще начиток по основному курсу. Но это все перехлесты и постепенно все направляется в необходимое русло и ряд дисциплин, например гуманитарного характера (для тех. ВУЗа) будут делать по выбору.
Хотя сейчас последствия текущих изменений таковы, что я, будучи членом жюри студенческой олимпиады по специальности, фиксирую общее снижение уровня знаний четверокурсников по сравнению даже с прошлым годом.
Еще несовершенная, но уже действующая система тестов в школах дала свои, как отрицательные, так и положительные результаты.
Положительным стало действительно снижение коррупции. Так все левые дела могут проворачиваться только при наличии спецэкзаменов для поступления (рисунок, драма, танцы и т.п.), чего нет в школьных тестах. Так что с инженерными специальностями стало легче.,, а кроме того, документы можно подавать сразу в несколько ВУЗов одновременно. Проходной балл определяется по динамике подачи документов во время приема, определяют, сколько человек на место. Если не дотягиваешь - предлагают на контракт.
Хуже стало то, что совершенно подрезали крылья заочному образованию. Пройти эти тест, если школу или техникум закончил давно, понятно, очень тяжело.
Теперь о контрактниках и бюджетниках, этот вопрос поднял Mekena. Бюджетники лучше учатся, стараются, хотя есть разные типажи. Контрактники же часто представляют собой недоросль, за которую платят родители. Их даже развели по отдельным группам и потокам. Среди контрактников значительно больше хвостов и они не "парятся" по этому поводу. Кто будет убивать курицу, несущую золотые яйца? Все равно они платят деньги, эти деньги идут в ВУЗ, а там уже руководство решает, как их тратить. Иногда делают прибавки к окладу, а иногда пускают на хознужды. Кто будет сильно трогать того, кто платит деньги...Вот такая фигня и выходит.
Действительно людей с высшим образованием готовят очень много, особенно для областных центров. Это провоцирует высокую конкуренцию на рынке труда. Сейчас количество мест в ВУЗах сокращается, из-за того, что пришел поступать 1992г.р., когда наблюдалось снижение рождаемости. Абитуриентов стало меньше, и заочная форма так же сократилась по указанным выше причинам.
По поводу того, что учат хуже - это дело уже каждого студента, тот который учится и разбирается, а не козлит и зубрит, тот всего достигает.
Какое сейчас в кризис образование выбрать?
Любое, лишь бы нравилось человеку. Учиться ведь 5 лет, к этому времени все переменится. А через 10 лет, по законам развития мы будем переживать следующий кризис мировой экономической системы.
Я от себя лишь посоветую, что для того, что бы быть более устойчивым на плаву, профессия должна быть такой, что бы человек своим трудом или производил основной продукт, а не был "офисным планктоном", или был задействован в такой отрасли, которая была, есть и будет всегда, например пищевая, или медицина.
А вот например финансистов и юристов у нас переизбыток. Бесперспективная отрасль менеджмент туризма - там и до кризиса был переизбыток. Как собственно и любой голый менеджмент (красивое слово, на которые многие ловятся, а потом не знают что делать), так как люди этой профессии особо сильно переживают любые экономические потрясения.
Слышал так же, что сложно найти работу переводчика с английского языка, так как им владеют практически все, а вот турецкий или китайский - заберут с руками и ногами.
Конечно же очень задействованы компьютерщики и программисты.
Можно так в деталях размышлять долго.
А вообще это должен выбирать сам абитуриент...А то я знаю случай, когда человек с юношества любил копаться в моторах и с него был бы не плохой механик, а родители хотели, что бы он получил почетное высшее образование. Как результат - конфликт, алкоголь, поломанная жизнь
VW Golf II 1.6D 1987 был в 2003-2008 гг
Logan Ambiance 1.4, ГУР+кондиционер, красный металлик+ГБО 2008 -2019 был
Renault Sandero 1.0sce Life+ ГБО BRC с 2019
0