1

Тема: Миф: бас сзади

Взято с Белорусский фанклуб аудио

Поводом для этой публикации стали сетования столичных установщиков, которым приходится отвечать на вопросы такого плана: "Ну ладно, будет у меня бас от сабвуфера, только какая от этого польза, если бас пойдет сзади?". Попробуем разобраться в этой теме, потому что в ней скрыто немало интересного и на первый взгляд неочевидного.
Итак, в правильной инсталляции при расположенном сзади сабвуфере бас будет все-таки фронтальным. Хитрость в том, что человеческий слух воспринимает направление на звуки только в определенной полосе частот, и полоса эта лежит за пределами диапазона звучания сабвуфера. Цифры таковы: теоретически, на локализацию влияют составляющие звука с частотами от 300 Гц до 3000 Гц, в то время как сабвуферы редко имеют частоту среза фильтра нижних частот (ФНЧ) выше 100 Гц. Иными словами, источниками баса нам будут казаться фронтальные АС.
Казалось бы, такой расклад полностью снимает проблему, и все должно быть замечательно, но практика вносит свои коррективы. В действительности, заманчивая картина "сабвуфер сзади - бас спереди" возникнет только в том случае, если инсталляцией занимался опытный мастер, а системы, в которых бас идет все-таки сзади, - не такая уж редкость. Даже на соревнованиях по автозвуковому спорту, где подготовкой машин занимаются отнюдь не дилетанты, тыловой бас является извечной головной болью участников.

Причин тут несколько:
во-первых, если ФНЧ работает недостаточно эффективно, то сабвуфер может воспроизводить такие составляющие звука, которые способны влиять на локализацию;
во-вторых, если басовые способности фронтальных АС небольшие, то между сабвуфером и фронтом появится "провал";
в-третьих, при недостаточной шумоизоляции, вместе со звучанием самого сабвуфера мы услышим сзади массу посторонних призвуков, создаваемых дребезжанием панелей и обшивки.
Есть и еще несколько нюансов, на которых мы не будем заострять внимание.

Что же делать? Вот несколько советов, следуя которым можно избежать локализации баса сзади и "подружить" теорию с практикой:

При выборе усилителя для сабвуфера преимущество имеют модели, у которых встроенный кроссовер (а именно - ФНЧ) имеет повышенную крутизну затухания - 24 или хотя бы 18 дБ/окт. Кроме того, весьма приветствуется возможность плавной регулировки фазы в сабвуферном канале. Если усилитель оснащен схемой подъема баса, то желательно, чтобы у нее можно было регулировать центральную частоту, а еще лучше, когда регулируется и добротность.

Желательно, чтобы фронтальные АС были побасовитее. С этой точки зрения преимущество имеют 16-сантиметровые динамики, хотя самые басовитые 13-сантиметровые модели в салонах небольших машин также способны дать положительный результат. Кстати, не вредно поэкспериментировать с включением фронта как с ФВЧ, так и в полном диапазоне частот, особенно для тех АС, которые имеют хорошую перегрузочную способность по басу.

Совсем необязательно, чтобы частоты среза ФНЧ для сабвуфера и ФВЧ для фронтальных АС совпадали. Хитрость в том, что как раз в области 70-150 Гц акустические свойства салона обеспечивают естественный подъем АЧХ (чем меньше машина, тем выше частота, на которой происходит этот подъем). Это дает возможность настроить ФНЧ пониже, что снижает риск локализации сабвуфера.

Корпус для сабвуфера также вносит свой вклад в увеличение крутизны затухания, будучи своеобразным ФНЧ. Среди традиционных корпусов наиболее эффективно проявляет себя в этой роли "band-pass", т.е. корпус полосового типа.

Хорошая шумоизоляция уберет источники посторонних звуков, в том числе и сзади. Они возникают потому, что беззвучные ранее элементы панелей и обшивки после установки сабвуфера получают эффективный "раздражитель" в виде мощных звуковых волн и способны изрядно "заголосить".

Помимо непосредственно уровня нижнего баса сабвуфера и среднего баса фронтальных АС, на "бесшовность" их сочетания влияет также характер нижнего и среднего баса. Его чаще всего описывают словами "жирный", "плотный", "мягкий" и т.д. Этот пункт весьма трудно реализовать рядовому любителю музыки, поскольку здесь нужно экспериментировать с разными НЧ-головками, так что лучше проконсультироваться у инсталляторов насчет наработанных "связок".
Итак, сами того не ведая, мы пришли к одному из пунктов "Кодекса самурая" - к безупречности. На любой стадии, будь то подбор аудиокомпонентов по их музыкальным и функциональным способностям, установка в машину или настройка системы, нельзя допускать ошибок. Но зато как же здорово будет, когда в итоге все получится именно так, как хотелось!

http://www.car-music.ru/

Лень - это универсальное средство защиты человека от бесполезного труда.
_____________________________________________________________
Клонированная Единичная Личность для компЬютерного Террора
  0



2

Re: Миф: бас сзади

если установить достаточно мощный пакет из усилителей и сабвуфера- как это скажется на генераторе? Уже есть опыт таких успешных инсталяций и как ведет себя электрооборудование Logana  при максимально включеных нагрузках? Это фары+ обогрев заднего стекла + аудио.

Ford Escape SE 4WD 1.5 ecoboost
  0

3

Re: Миф: бас сзади

Don Kortes написав:

как ведет себя электрооборудование Logana  при максимально включеных нагрузках? Это фары+ обогрев заднего стекла + аудио.

реально сам лично наблюдал, как меркнет свет фар на холостых оборотах при включении обогрева заднего стекла/зеркал...
так что такие вопросы должны решать специалисты...возможно генератор может не потянуть...минимальное негативное последствие - выход из стороя АКБ

DACIA Logan 1.4 MPI Laureate Torreadore Red, чёрное литьё c наклейкай нажёпе+в салоне клёво:) R.I.P. 29.12.2011
Hyundai Sonata YF 2.4 L A/T 178 h.p.
САША не водка, чтобы его ффсе любили © Помните! Ничто так не защищает Ваши зубы 24 часа в сутки, как уважительное отношение к окружающим!©
[img]http://ametric.ru/r3qu.gif[/img]
  0

4

Re: Миф: бас сзади

на генераторе написано 55-98А. Если это то, о чем я подумал, то средних 70А должно хватить. А специалисты....статистика появится, когда кто-то запорет себе электрику. И очень не хочется быть этим ,,кто-то,, dash1

Ford Escape SE 4WD 1.5 ecoboost
  0

5 Відредаговано Vlad (2007-02-01 11:33:00)

Re: Миф: бас сзади

По поводу перегрузок бортовой сети, просматриваеться следующие варианты:

1. Применение в качестве усилителя сабвуфера, где требуеться максимальная знергия, современных усилителей класса D, КПД у них порядка 90%. Вдумайтесь, 90 % энергии он качает в нагрузку а не использует для разогрева своего корпуса smile.

Пример:

http://www.pioneer-rus.ru/ru/products/2 … index.html

К слову, для других классов усредненное КПД составляет:

A   20%
B   65
AB 50%

Установка конденсатора большой емкости на шины питания усилителя (дорого).

Использование доп АКБ (от систем ПОС) достаточно компактные, чтобы влезть в штатное место под запаску
+ дополнительная подпитка для усилителя, уменьшение нагрузки на генератор, недорого.
- необходимость дополнительной подзарядки.

Dacia Logan 1.4 Ambiance Torreador
  0

6

Re: Миф: бас сзади

Don Kortes написав:

на генераторе написано 55-98А.

А сама возможность установки более мощного генератора? Т.е. насколько это сложно + дорого и стоит ли вообще это делать?  :rtfm:

Лень - это универсальное средство защиты человека от бесполезного труда.
_____________________________________________________________
Клонированная Единичная Личность для компЬютерного Террора
  0

7

Re: Миф: бас сзади

Кельт написав:

становки более мощного генератора

А зачем ? Он достаточно мощный 70*13=910 Вт.

Dacia Logan 1.4 Ambiance Torreador
  0

8

Re: Миф: бас сзади

Vlad
Ну а саб+усилок+фары+(не дай бог конечно)обогрев заднего стекла... Выдержит? Без обогрева 100%, а вот с ним?
Менять ничего не собираюсь, но всё равно интересно  :rolleyes:

Лень - это универсальное средство защиты человека от бесполезного труда.
_____________________________________________________________
Клонированная Единичная Личность для компЬютерного Террора
  0

9 Відредаговано Vlad (2007-02-01 16:31:37)

Re: Миф: бас сзади

Давай считать? Усилок класса D на мощности 200 W примерно  -16 А  Лампочки (боюсь ошибиться) 55W*2+30W*2 = 170 W -13 A, результат примерно 30А, нагреватель не знаю сколько, возьмем еще 25 ампер на все остальное и мы только добрались до минимума, на который расчитан генератор! Это при условии, что нет штатной АКБ, т.е. вся нагрузка береться с генератора  :acklad: .
Учитывая что  на саб ты не будешь подавать 200W все время, скорее это будет пиковая нагрузка получаем неплохие результаты.

Совсем другая картина нарисовывается при установке усилка, к примеру, класса A, не зря у него КПД такой низкий, он жрет ток в режиме покоя т.е. музыки нет, а в багажнике всеравно жарко smile.

Dacia Logan 1.4 Ambiance Torreador
  0

10

Re: Миф: бас сзади

Vlad
Благодарен за подсчёт, как всё оказалось просто  :dash:
Усилки класа "Д" по стоимости сильно отличаются от класса "А" и где написано что они именно класс "Д", ведь на заборе тоже многое пишут...  :lol1:

Лень - это универсальное средство защиты человека от бесполезного труда.
_____________________________________________________________
Клонированная Единичная Личность для компЬютерного Террора
  0

11

Re: Миф: бас сзади

в качестве усилителя для саба заказал Magnat Bull Power One. Но ни на одном сайте не нашел, к какому классу он относится. И очень важный вопрос- если кто уже поставил саб в Логан - как он там в багажнике звучит?

Ford Escape SE 4WD 1.5 ecoboost
  0

12 Відредаговано Henry (2007-02-04 13:52:55)

Re: Миф: бас сзади

Don Kortes
Рекомендую обратиться к Ингвару - он прояснит!
http://www.logan.in.ua/viewtopic.php?id=734

Nissan Qashqai 1.6 SE LEO
Logan 1.4 sport передан по наследству Henry Junior
Клубу жить , нам - дружить , а кто против - будем бить!!!
Нету кризиса лишь у тех , кто доволен всем - Я ДОВОЛЕН!!!
  0

13

Re: Миф: бас сзади

Henry спасибо- спросил его , как спеца в этом деле. Но интересны отзывы и других меломанов smoke

Ford Escape SE 4WD 1.5 ecoboost
  0

14

Re: Миф: бас сзади

Не уверен но по-моему самый богатый опыт в слушании баса в Логане  у Книженко Александра (даже мне давал послушать).

Nissan Qashqai 1.6 SE LEO
Logan 1.4 sport передан по наследству Henry Junior
Клубу жить , нам - дружить , а кто против - будем бить!!!
Нету кризиса лишь у тех , кто доволен всем - Я ДОВОЛЕН!!!
  0

15

Re: Миф: бас сзади

Henry
storstark значит буду ждать когда он это прочитает и ответит

Ford Escape SE 4WD 1.5 ecoboost
  0

16

Re: Миф: бас сзади

Henry написав:

Не уверен но по-моему самый богатый опыт в слушании баса в Логане  у Книженко Александра (даже мне давал послушать).

"Слушать бас" - это ярко app
По поводу "выдержит ли генератор" - выдержит
200 Вт - это пиковая нагрузка, буквально доли секунды - это раз.
Два - восьмерочный генератор с максимальным током 55 А на таврии - легко держал зимой в городе ближний свет, печку и связку из сд-ресивера + усь на фронт в 200 Вт (класса АВ, те на входе 400) + усь на саб 250 Вт, правда Д класса).
Так что - генератор то выдержит.
Тут другое - зачем нужен усь на саб, если фронт играет от ГУ????  shok shok shok

Огромный шаг вперед может являться следствием крепкого пинка сзади. (с) Ботаник.
  0

17 Відредаговано knizhenko aleksandr (2007-02-05 10:54:57)

Re: Миф: бас сзади

Don Kortes написав:

значит буду ждать когда он это прочитает и ответит

хороший саб- разкачивает Логана багажник будь здоров!  не какого мифа, басс сзади есть и будет!!! по крайней мере я доволен тем, че у меня в багажнике!

RENAULT SCENIC (BLACK DRAGON)
  0

18

Re: Миф: бас сзади

Sergey12S  storstark я уже давно переболел динамиками сзади и работой акустики от ГУ. Голова Sony Mex R1  работает головой. Динамики JBL 16см в дверях и 13 см тыл работают от уся Boshman Z1 Mosfet 4х200Вт пик. На саб заказал Magnat Bull Power One 1х450Вт и саб  Magnat Charger 130

Ford Escape SE 4WD 1.5 ecoboost
  0

19

Re: Миф: бас сзади

Кельт написав:

Взято с Белорусский фанклуб аудио

Поводом для этой публикации стали сетования столичных установщиков, которым приходится отвечать на вопросы такого плана: "Ну ладно, будет у меня бас от сабвуфера, только какая от этого польза, если бас пойдет сзади?". Попробуем разобраться в этой теме, потому что в ней скрыто немало интересного и на первый взгляд неочевидного.
Итак, в правильной инсталляции при расположенном сзади сабвуфере бас будет все-таки фронтальным. Хитрость в том, что человеческий слух воспринимает направление на звуки только в определенной полосе частот, и полоса эта лежит за пределами диапазона звучания сабвуфера. Цифры таковы: теоретически, на локализацию влияют составляющие звука с частотами от 300 Гц до 3000 Гц, в то время как сабвуферы редко имеют частоту среза фильтра нижних частот (ФНЧ) выше 100 Гц. Иными словами, источниками баса нам будут казаться фронтальные АС.
/

Прикольная статья , я то думал , что с сабом продешевился . Когдя я слушаю *.WAV файлы , то такое чувство что саба практически нет - валит один фронт .  Саб в настройках добавляю - заваливаться начинает , портит все ощущения . 
Ощущаешь разницу только когда без него приходиться ездить. Многим не нравиться - все привыкли по 4 и больше динамика в машине иметь . А здесь по другому звучит . На mp3-шках он отделяется от фронтальных DLS-сов - но впечатления от саба , вцелом ,  положительные . Жалко он у меня бюджетный ( интерестно послушать 170$ динамик в моем же корпусе )
  В статье многое не понял , но зачет однозначно  smile

Dacia Logan 1.6 MPI  Service Pack 1     &    Dodge Caliber 1.8      &    Yamaha XVS400 Drag Star
  0

20

Re: Миф: бас сзади

В общих чертах статья - лажа. особенно убило:

Кельт написав:

Желательно, чтобы фронтальные АС были побасовитее. С этой точки зрения преимущество имеют 16-сантиметровые динамики, хотя самые басовитые 13-сантиметровые модели в салонах небольших машин также способны дать положительный результат. Кстати, не вредно поэкспериментировать с включением фронта как с ФВЧ, так и в полном диапазоне частот, особенно для тех АС, которые имеют хорошую перегрузочную способность по басу.

При отсутствии фазовращателя (они-же задержки на процессорных головах) данные советы обязательно приведут к провалу на некоторых частотах совместно излучаемых на фронте и сабе. и кто видел маленькие головки 5 или 6 и даже 8 инч, при подаче на них 50-60 гц? диффузор дергается шо ненормальный, а звука то почти и нет! Прямой совет как подпалить или оторвать катушку мидбаса. Не все в сети правда, иногда такое напишуть!
По поводу усилителей - на фронт брать АБ класс, на саб - Д класс (он же так наз. цифровой). Потребление по току на фронт (АБ класс) составляет в среднеквадратичном до 10А. Т.е. можно параллельно включать обогревстекла (200 вт), свет, подогрев сидений, музыку и даже прикуриватель! Генератора хватит. А вот с сабом намного сложнее. Даже для средней головки + усилитель Д класса ток может вываливаться далеко за 30А! Амперметр в руки, тестовый трек с Большими Барабанами - и в перед. Кому надо тестовые треки - пишите в теме выложу.

  0

21

Re: Миф: бас сзади

не превращайте усилитель в кипятильник, граждане smile не меряйте звук амперами и киловаттами, если хочется музыки smile мощнее - не значит громче, не значит лучше, не значит качественнее. Цифры - это основа, с которой стоит начинать, чтобы хоть как-то иметь представление о результате, но не более. Мы слушаем музыку, а не амперы, герцы и синусы с децибелами. Усилитель может и 200-500 ампер в нагрузку отдать без вреда для оной, запросто. Если это резкий пик длительностью несколько долей секунды, например. И ничего в этом ужасного нету. И каким, скажите амперметром такие импульсы мерять, и зачем, главное ? smile

Теория и практика - они конечно друг с другом где-то рядом, но не более smile

  0

22

Re: Миф: бас сзади

Д-класс таки да - мощу имеет, но при этом коэффициент нелинейных искажений - запредельный, потому его только с сабом и используют сейчас, там это сложно услышать, особенно если не стремиться. Но разницу услышать можно. Д-класс - хорошо для колбасы всякой, где бас не особо сложный и разнообразный, звучание у него сухое и резкое, потому что как раз ему не сложно в нагрузку быстро большой ток отдать. АВ - ощутимо приятнее на слух, мягче и ровнее, что-то типа пинк флойд и классики - звучит на порядок приятнее.

  0

23

Re: Миф: бас сзади

kkk написав:

Д-класс таки да - мощу имеет, но при этом коэффициент нелинейных искажений - запредельный, потому его только с сабом и используют сейчас, там это сложно услышать, особенно если не стремиться. Но разницу услышать можно. Д-класс - хорошо для колбасы всякой, где бас не особо сложный и разнообразный, звучание у него сухое и резкое, потому что как раз ему не сложно в нагрузку быстро большой ток отдать. АВ - ощутимо приятнее на слух, мягче и ровнее, что-то типа пинк флойд и классики - звучит на порядок приятнее.

Повністю згідний з вищим. Також від себе хочу добавити. Зайвого навантаження на генератор можна уникнути використанням чутливіших головок. Всього 3 Дб і Ви економите на потужності в два рази.

  0

24

Re: Миф: бас сзади

kkk написав:

Если это резкий пик длительностью несколько долей секунды, например. И ничего в этом ужасного нету. И каким, скажите амперметром такие импульсы мерять, и зачем, главное ?

Писалось о СРЕДНЕКВАДРАТИЧНОМ значении тока на тестовом треке, по входному питанию. Замерить можно любым амперметром.

kkk написав:

Усилитель может и 200-500 ампер в нагрузку отдать без вреда для оной, запросто.

Какой? Любая из известных мне систем на динамическую головку такого тока не выдаст - попробивает переходы транзисторов в выходных каскадах.

kkk написав:

И каким, скажите амперметром такие импульсы мерять, и зачем, главное ?

Среднее значение потребляемой энергии знать все-таки надо. Мозги и генератор двигателя рассчитаны на определенную номинальную и максимальную нагрузки. При превышении максимально допустимых значений вначале идет недозаряд аккумулятора, а после возможны поломки штатных систем. У некоторых дикарей из-за падения напряжения в бортовой системе плавилась штатная проводка на обогрев и головной свет. Ну это совсем клинические случаи.

kkk написав:

Д-класс таки да - мощу имеет, но при этом коэффициент нелинейных искажений - запредельный, потому его только с сабом и используют сейчас, там это сложно услышать, особенно если не стремиться. Но разницу услышать можно. Д-класс - хорошо для колбасы всякой, где бас не особо сложный и разнообразный, звучание у него сухое и резкое, потому что как раз ему не сложно в нагрузку быстро большой ток отдать. АВ - ощутимо приятнее на слух, мягче и ровнее, что-то типа пинк флойд и классики - звучит на порядок приятнее.

Послушайте это http://www.autozvuk.com.ua/info.php?id=1876
по памяти там внутри кроме пирлесовской головки усилитель Д класса. Потребление минимальное - играет великолепно.
Кстати вот это - http://ampguts.realmofexcursion.com/Xtant_1.1i/ - есть ни что иное как класс Д в полный диапазон. Ответственные люди говорят, что играет на фронт великолепно. Сам не слышал, бо редкость и цена...

  0

25

Re: Миф: бас сзади

Ну я и не отрицаю, что при кидании в крайности - можно все, и Д в полную полосу, и прочее smile Но все-таки интереснее - разумный компромисс, и выбор из доступного.

200-500 - имелись в виду в импульсе, пренебрежимо малое время. За которое ничего произойти не успеет smile

ну а запредельно-критические значения тока потребления, среднеквадратичные конечно - они уже при такой мощности на аудиосистему, которая редким параноикам интересна. а следить и учитывать - это конечно да, в любом случае надо.

  0