1

Тема: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Холодное время года всегда приносит автомобилистам проблемы. Нужны другие шины, масла, топлива, жидкости для омывания стекол - всего и не перечислить. Многие автомобили становится трудно запустить - мороз требует хорошего состояния систем питания, зажигания. стартера, аккумулятора. И приходится менять свечи, высоковольтные провода, регулировать двигатель...
Но вот все вроде бы в норме. Двигатель теперь легко запускается в любой мороз. Однако один вопрос все равно остается - надо ли прогревать двигатель или можно сразу после запуска трогаться в путь? Вопрос далеко не так прост, как кажется, и даже у специалистов здесь нет единого мнения.
Для того, чтобы ответить на него, необходимо проследить, какие процессы происходят в холодном двигателе, и что меняется при прогреве.
На что влияет температура?
Для начала обратимся к конструкции. Известно, что детали двигателей часто выполняются из разнородных материалов: например, одна из сопрягаемых деталей - алюминиевая, а другая - стальная или чугунная. И если палец в поршне, распределительный вал в головке блока или корпусе при низких температурах будут иметь малые зазоры, то по мере прогрева из-за разности коэффициентов температурного расширения алюминия и стали (чугуна), зазоры станут больше.
Напротив, в паре поршень - чугунный блок цилиндров или гильза, при низких температурах зазор окажется большим. Далее при прогреве двигателя он уменьшится до рабочего, а в случае перегрева двигателя - и вовсе до нуля.
Очевидно, особенности изменения рабочих зазоров сильно повлияют на характер смазывания, трение и износ деталей. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Поршень обычно имеет номинальный зазор в цилиндре около 0,04 - 0,06 мм при температуре 20°С. Когда температура воздуха при запуске двигателя меньше, зазор увеличивается пропорционально разнице температур. Если мороз достигает 30°С, то зазор в цилиндре увеличится вдвое - до 0.08 - 0,1 мм.
При таком зазоре поршень может стучать при перекладке, т.е. прохождении верхней и нижней мертвых точек. А двигатель с изношенной поршневой группой, имеющей повышенные зазоры поршней в цилиндрах, станет после запуска работать шумно. И только после прогрева его шум станет меньше.
Конструкторы обычно стараются уменьшать "холодный" стук поршней, смещая палец на 0,5 - 1.5 мм от оси поршня. Тогда давление газов при сгорании создает на поршне силу, препятствующую удару юбки о стенку цилиндра при перекладке в верхней мертвой точке. Однако этот способ действует не на всех режимах работы двигателя и убрать полностью стук не может. Так как стук поршня появляется в случае удара юбки поршня о поверхность цилиндра. то это вызывает ускоренный износ деталей. Поэтому работа двигателя на таких режимах - верное средство заметно уменьшить его долговечность.
Но стук холодного поршня - еще не все проблемы. Как известно, чем холоднее на улице, тем более обогащенная топливная смесь должна поступать в цилиндры, чтобы обеспечить надежный запуск и работу двигателя. При этом избыток топлива, попадая в цилиндр в виде капель, смывает масло с его стенок. Это еще больше ухудшает условия работы поршня в непрогретом двигателе - в некоторых случаях возможно появление задиров на юбке поршня, поршневых кольцах и цилиндре, приводящих к увеличению расхода масла, падению компрессии. Правда, в современных двигателях эту проблему решают подбором материалов деталей, а также нанесением на них специальных покрытий.
Практика показывает, что если двигатель работает на холостом ходу, сильных ударов при перекладке поршня не возникает. Другое дело, когда непрогретый двигатель работает под нагрузкой, например, при разгоне и движении автомобиля. Именно на таких режимах и появляются обычно дефекты на рабочих поверхностях деталей.
Несколько иная картина возникает в других сопряжениях, например там, где алюминиевая деталь охватывает стальную или чугунную.
Так, поршневой палец устанавливается в отверстиях бобышек поршня с зазором примерно 0,01 мм при нормальной температуре 20°С). Если запуск холодного двигателя осуществляется при температуре -30°С, то зазор в соединении близок к нулю. Достаточно сразу после запуска дать двигателю большие обороты или начать движение, и может произойти следующее. Быстрое вращение пальца в отверстии без зазора и к тому же при недостаточной смазке (загустевшее масло не сразу начинает поступать к трущимся парам), приводит к заметному возрастанию трения. Это вызывает быстрый разогрев соприкасающихся поверхностей, а так как поршень не может нагреться сразу, то диаметр отверстий в первый момент не увеличивается, а уменьшается, в результате палец может заклинить в отвергни поршня.
Не менее опасная ситуация возможна и с подшипниками распределительного вала. Он наиболее удален от маслонасоса, и после запуска масло к нему поступит в последнюю очередь. При низких температурах и слишком вязком масле подшипники распредвала могут испытывать "масляное голодание" в течение нескольких десятков секунд после запуска. Результат будет зависеть от режима работы двигателя: при низких частотах вращения возможно заклинивание вала в подшипниках, а при высоких - их расплавление с серьезным повреждением вала и головки блока. Недостаточная смазка - одна из основных причин появления неисправностей при холодном запуске и прогреве двигателя. Поэтому в холодное время года необходимо внимательнее относиться к моторному маслу - в первую очередь использовать масло с соответствующей вязкостью. Не следует забывать и о качестве масла, определяемом его спецификацией. Масло низкого качества иногда склонно к образованию низкотемпературных отложений нa внутренних деталях и поверхностях двигателя, особенно в условиях, когда время прогрева до рабочей температуры существенно возрастает. Кстати, из-за этого зимой частые поездки на короткие расстояния без прогрева двигателя становятся небезопасными - плохое масло вполне способно превращаться в некую загадочную субстанцию, покрывающую стенки толстым слоем мази и забивающую масляные каналы и отверстия.
У современных двигателей, обладающих высокой компактностью конструкции, каналы системы смазки, как правило, имеют малые сечения. Из-за этого двигатель очень чувствителен к вязкости масла - если при холодном пуске она слишком велика, масло не будет поступать к подшипникам довольно долго со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очевидно, исключить опасность возникновения дефектов можно, применяя синтетические масла со стабильной по температуре вязкостью.
Так греть или не греть?
Без сомнения, наш краткий анализ процессов в двигателе показывает, что с технической точки зрения прогревать его надо. И даже можно указать, на каких режимах - без нагрузки на холостом ходу, при несколько увеличенной частоте вращения. И до тех пор. пока температура охлаждающей жидкости не поднимется хотя бы до 40 - 50°С (при этом стрелка указателя температуры "страгивается" с нулевого упора, на что требуется в среднем от двух до пяти минут в зависимости от температуры воздуха).

Источник: "toyota-club.net"

Dacia LOGAN LAUREATE 1.6 MPI (в прошлом)
  0



2

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Самое главное написать вовремя-на градусник на улице смотрел?

Dacia Logan 1.6 8V-продано.Renault Mégane II-продано
Honda Accord Tourer 2.4 AT Type S-експлуатується
Citroen Jumpy 2.0i-експлуатується
Dacia Logan 1.6 8V MCV-експлуатується
  0

3 Відредаговано AJlEKCEU (2008-07-14 15:06:42)

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Обсуждалось здесь  А прогреваете ли Вы авто и сколько?

LOGAN PRESTIGE серый "комета"
  0

4

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Yeka написав:

написать вовремя

Готовь сани летом!  :upp:

Dacia Logan 1.4 Laureate 2006 - был
VW Polo sedan Comfortline 2017.
  0

5

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Inok ответил правильно. wink
Пусть народ летом читает, чтобы потом зимой не задавали вопросов.

Dacia LOGAN LAUREATE 1.6 MPI (в прошлом)
  0

6

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Современный двигатель: греть или не греть?
Тема прогрева двигателя всегда будет актуальной. В очередной раз с ней пытаются разобраться Михаил Колодочкин и профессор кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.

Гены подсказывают: греть мотор надо! Этому учили отцы и деды. Но вот инструкции к новым иномаркам иного мнения: сел в холодную машину, завелся и – в путь! Кто же прав? В поисках ответа надо увязать три фактора: экологию, экономику и ресурс двигателя. Весь мотор построен на компромиссах, и проблема холодного пуска – не исключение.

....................

СМЕРТЬ МОТОРУ…

О том, что при пуске и прогреве резко растет износ двигателя, не писал только ленивый. Не так давно бородатый профессор с экрана убеждал народ, что один холодный пуск равен 100 км пробега! Ему, конечно, виднее, только мы никогда не стали бы давать подобных  ТОЧНЫХ цифр – они совсем разные. И моторы разные, и температуры за бортом, и масла, залитые в поддон, да и пробег, с которым сравнивают, тоже может быть либо за городом, либо в городских пробках. Поэтому, на наш взгляд, справедливее эквивалент от 20 до 200 км: главное – тенденция. И важно, что движение без прогрева не дает деталям двигателя подготовиться к приему больших нагрузок. Им приходится плохо – и не только подшипникам.
Есть в моторе такая деталь – поршень, а у него на боковой поверхности нарезаны канавки, чтобы поршневые кольца ставить. Так вот, эти канавки наиболее чувствительны к нагрузкам и первыми разрушаются, когда те становятся чрезмерными. И здесь именно такая ситуация. Если сразу стартовать да еще побуксовать малость, выбираясь из сугроба, нагрузки на мотор станут сразу большими. Тепловые потоки от рабочего тела разогревают днище поршня быстро, а зона канавок касается холодного цилиндра, который чуть теплее антифриза. Возникают большие перепады температур, и с ними – запредельные напряжения. А поршень без канавок – уже не поршень… И чем лучше прогрет двигатель, тем меньше опасность такой беды.
А что же автопроизводители? Они все знают, но ресурс мотора их, честно говоря, не волнует. Мотор должен отходить гарантийный срок, затем быть продан и отправлен куда-нибудь в третий мир. Иначе рынок затоварится. Оттуда и пляшут рекомендации – экология первична, экономия тоже где-то там, а ресурс – кому он интересен?

ВСЕ-ТАКИ ГРЕТЬ!

Мы считаем, что именно третий вариант является самым предпочтительным. И по экономии топлива он приемлем, а по токсичности – вообще лучший. Предварительно подогретый двигатель готов принимать нагрузки и хорошо защищен от износа. Кстати, фактически мы чаще всего и следуем этой рекомендации: мотор греется, пока отскребаются стекла и сметается снег…
И еще… Вдруг придется резко газануть на совсем холодном моторе – мало ли, как сложится обстановка на дороге? И вот тут несложно влететь в совсем плохую ситуацию – клапаны могут зависнуть и встретиться с поршнем, или провернутся вкладыши коленчатого вала. А любая СТО спишет это на неправильную эксплуатацию двигателя. Следовательно – в гарантии отказать! У многих моторов от таких ситуаций спасает соответствующая блокировка в программе управления двигателем, но она есть не у всех. А вот предварительно прогретый мотор и такое издевательство снесет без последствий.

В общем, греем! Только чуть-чуть и по-быстрому…

http://www.zr.ru/content/articles/50427 … i_ne_gret/

Suzuki SX4 New (S-Cross)

Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
  0

7

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Все верно мужики написали, и это инжектор еще едет холодный, карбюратор совсем естественно стоит, а вот на газу наверно тоже не сильно разгонишся с ходу не прогретым.

DACIA Logan 1.4 гур, кондер, эсп, крышка багажника со спойлером, замок с язычком tongue
  0

8

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Graas написав:

карбюратор совсем естественно стоит,

С ручным управлением "подсосом", ещё как едет.

Logan 1,4 Base 2006 г.
  0

9

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

FS написав:

С ручным управлением "подсосом", ещё как едет.

big_smile За что и уважал краб, в любом случае без крайней надобности старался не стартовать пока до 40 температура не доходила, и дискомфорта не ощущал, и без подсоса.

DACIA Logan 1.4 гур, кондер, эсп, крышка багажника со спойлером, замок с язычком tongue
  0

10

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Тут еще один вопрос. Катализатор (не получилось нигде найти толковые правила эксплуатации катализатора). Ему же точно нужно до рабочей температуры прогреться. И на холодном моторе смесь богаче, соответственно несгоревшего бензина больше.

Уже есть RENAULT Logan Ambiance 1.4 + ГУ + кондиционер   Бортовик
  0

11

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Нет, ну очевидно что греть надо. Хотя бы дать маслу разойтись, двигателю нагреться, катализатор опять же. Но, вопрос до какого момента греть? Я к примеру тут соглашусь наверное с автором последней статьи что нужно включить движок на прогрев и начать счищать лед со стекол.Счистил-поехал. У меня эта процедура занимает минут 5.Опять же стекла должны отмерзнуть/оттаять,иначе можно что то важное не увидеть на дороге.  Снег, если его много сметаю не включая двигатель. Потом включил, потом лед. Прогрев дедовским способом до нормальной температуры(средина шкалы) я так ни разу и не дождался,уж очень долго,жаба задавила горючку тратить.

  0

12

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Phaust написав:

Прогрев дедовским способом до нормальной температуры(средина шкалы) я так ни разу и не дождался,уж очень долго,жаба задавила горючку тратить.

та тут даже не в горючке дело, просто на ходу гораздо быстрее двигатель выходит на свою рабочую температуру
чистим снег, двиг заведен, через 5-7 минут максимум потихоньку трогаемся, максимум 2 передача, обороты не больше 2 тыс и через 10 минут движения нормальная рабочая температура двигателя даже в 20 градусный мороз

Logan 1.4 Laureate + кондей _ Бортовик тут
ненавижу наш автодор
  0

13

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Antuan написав:
Phaust написав:

Прогрев дедовским способом до нормальной температуры(средина шкалы) я так ни разу и не дождался,уж очень долго,жаба задавила горючку тратить.

та тут даже не в горючке дело, просто на ходу гораздо быстрее двигатель выходит на свою рабочую температуру
чистим снег, двиг заведен, через 5-7 минут максимум потихоньку трогаемся, максимум 2 передача, обороты не больше 2 тыс и через 10 минут движения нормальная рабочая температура двигателя даже в 20 градусный мороз

У меня быстрее чем через 10 минут даже если я не буду греть вообще. Просто выезжаю на первой из двора,а он большой и маршрут извилистый-уже две палочки. Километр проехал на котором куча светофоров и переходов-уже нормальная температура. Грею больше из внутреннего ощущения что так правильно.

  0

14

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Обязательно прогревать. Расход топлива на холодном движке намного выше, а на холостых на большой расход. На холодном сильный износ движка, да еще под нагрузкой. Газ вообще включится после 50 градусов.

RENAULT LOGAN  Ambiance 1.4 MT LPG  "Серая платина" 2011г.
  0

15

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Begemot написав:

Обязательно прогревать

это понятно, но только не стоять же 20 минут пока все 4 палки не появятся
5-7 минут на ХХ, пока снег чистится, хватает, а потом потихоньку можно ехать

Logan 1.4 Laureate + кондей _ Бортовик тут
ненавижу наш автодор
  0

16

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Antuan написав:
Begemot написав:

Обязательно прогревать

это понятно, но только не стоять же 20 минут пока все 4 палки не появятся
5-7 минут на ХХ, пока снег чистится, хватает, а потом потихоньку можно ехать

У меня например машинка в гараже неотапливаемом, снег счищать не надо, поэтому завел, вышел покурил, как раз минут 5 получается, и поехал.

DACIA Logan 1.4 гур, кондер, эсп, крышка багажника со спойлером, замок с язычком tongue
  0

17

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

в мене машина також в металічному гаражі. заводжу завжди з вижатим зчепленням, через  секунд  10 зчеплення відпускаю. тоді відкадаю сніг або якщо в цьому нема потреби то перевіряю чи є омивайка і т.д. через пару хв виїжджаю з гаража. тоді поки закрив гараж і т.д...
їду по гаражах на 1 передачі, як правило завжди біля прохідної  зявляються 2 поділки. тоді обдув  "на 3 годину" і 2 -3 передачі поїхали ....

  0

18

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Antuan написав:
Begemot написав:

Обязательно прогревать

это понятно, но только не стоять же 20 минут пока все 4 палки не появятся
5-7 минут на ХХ, пока снег чистится, хватает, а потом потихоньку можно ехать

..Дружище! Такой совет, прогреваешь любой двигатель до 1000оборотов/мин., товарищ тахометр об єтом подскажет, выбираешься по снегу без пробуксовки, если и нужно то совсем чуток подгазовать нужно будет. Наша зимняя резина + проходимость позволяет и по снегу, что поверх голоеда уверенно "грести". Ну заглохнешь пару раз по первому разу, потом научишься. Температурка не показывает у тебя вообще, значит профиль движения по-прямее, без горочек и подъемчиков там нагрузочных, оборотики внимательно, не более 2000, потом как зажжется две палочки , можно и прибавлять оборотики. Опять же пока машинка выезжает, не горцуй, манжетики и аммортики(резиночки там и масличко ) должны чуток проснуться, и прогрется. Я вот так , не сам конечно допер, опытные и старые водители подсказали, вот в таком вот стиле и начинаю "дневной разбег". Уважайте тЕхничку, и она вам будет благодарна, а бензин на прогрев не жалейте- дороже станет ремонт, даже тех самых колец, что тут пишет товарищ. И еще, прогрел до 1000 на холостом, обязательно обдув 1-2 положение потока вентилятора на лобовое. Есть преценденты, когда полностью прогрет двигатель а стекло и не думали прогревать, вдруг пускают богатый обогрев на лобовое и получается трещина. Одесский вопрос:): А оно вам надо? Конечно же нет.:download: Удачи!

..Настроение поднял старенький плакат, его кто- то написал много лет назад,
Не забыть бы подновить краски привезти, два словечка теплые "доброго пути !"

Dacia logan 7м., 2008г., 1.6 бенз., ГУР
  0

19

Re: Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть?

Phaust написав:
Antuan написав:
Phaust написав:

Прогрев дедовским способом до нормальной температуры(средина шкалы) я так ни разу и не дождался,уж очень долго,жаба задавила горючку тратить.

та тут даже не в горючке дело, просто на ходу гораздо быстрее двигатель выходит на свою рабочую температуру
чистим снег, двиг заведен, через 5-7 минут максимум потихоньку трогаемся, максимум 2 передача, обороты не больше 2 тыс и через 10 минут движения нормальная рабочая температура двигателя даже в 20 градусный мороз

У меня быстрее чем через 10 минут даже если я не буду греть вообще. Просто выезжаю на первой из двора,а он большой и маршрут извилистый-уже две палочки. Километр проехал на котором куча светофоров и переходов-уже нормальная температура. Грею больше из внутреннего ощущения что так правильно.

Дружище, две палочки(деления) и вперед, с Богом!"Люди правы, дальше не стоит, движок на ходу быстрее и с пользой все сделает!

..Настроение поднял старенький плакат, его кто- то написал много лет назад,
Не забыть бы подновить краски привезти, два словечка теплые "доброго пути !"

Dacia logan 7м., 2008г., 1.6 бенз., ГУР
  0