Тема: Биоэтанольный закон
Биоэтанольный закон Кабмина легализовал бензиновую «туфту», — эксперты
Закон Украины « О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов», принятый парламентом Украины 19 июня 2012 г., не соответствует европейским нормам и фактически снимает ограничения по добавлению в бензины биоэтанола.
К такому выводу пришли эксперты Научно-технического центра «Психея», детально проанализировав вышеуказанный закон и сопоставив его нормы с принятым в странах-членах ЕС законодательством. Кроме этого, юридической ревизии также были подвергнуты проекты законов украинских парламентариев И. Еремеева, С. Ивахива и О. Зарубинского, которые предлагают в той или иной степени изменить действующее законодательство в сфере использования биокомпонентов в составе топлива.
Напомним, законом от 19 июня 2012 г. установлено, что с 1 января 2014 г. в Украине действует норма об обязательном добавлении в автомобильные бензины не менее 5% биоэтанола , а с 2016 г. — не менее 7%.
Следует отметить, что с марта 2004 г. действует Закон Украины «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» N1629- IV, согласно которому «государственная политика Украины по адаптации законодательства формируется как составная часть правовой реформы в Украине и направляется на обеспечение единых подходов к нормопроектированию, обязательному учету требований законодательства Европейского Союза при нормопроектировании». Иначе говоря, отечественное законодательство, технические регламенты и стандарты должны соответствовать директивам, техническим регламентам и стандартам ЕС. В частности, Директивами 2003/17/ЕС и 2009/30/ЕC и ЕN 228:2012 устанавливается верхняя граница — максимально допустимое содержание классов химических соединений, химических элементов и индивидуальных веществ, в частности оксигенатов , в том числе биоэтанола в бензине. Таким образом, в ЕС устанавливаются два типа бензинов: один — с максимальным содержанием кислорода 3,7% и этанола 10%, и второй тип — с максимальным содержанием кислорода 2,7% и этанола 5%, предназначенных для транспортных средств, не имеющих гарантий на использование бензина с высоким содержанием этанола.
Говоря по-простому, в европейском законодательстве нет понятия «не менее». Однако именно словосочетание «обязательное содержание биоэтанола не менее 5%» в Законе Украины от 19 июня 2012 г. фактически позволяет неограниченное содержание спирта в моторных бензинах, то есть и 20, и 40, и даже 80%, причем это абсолютно законно. Но такие углеводородно-биоэтанольные или биоэтанол-углеводородные виды моторного топлива уже не являются традиционными бензинами, а относятся к альтернативным. А значит, производство и реализация их требует отдельного нормативного обеспечения.
К слову сказать, в законопроектах народных депутатов С. Ивахива и О. Зарубинского также не принята во внимание действующая в ЕС норма. Законопроектами предложено заменить в действующем законе норму «не менее» на словосочетание «не более», что также не соответствует законодательству ЕС по моторному топливу.
Кроме того, нормы законопроекта народного депутата А. Зарубинского об обязательном добавлении биоэтанола только в бензины моторные, производимые отечественными нефтеперерабатывающими предприятиями и реализующиеся на территории Украины, можно рассматривать как ограничение в осуществлении предпринимательской деятельности и, согласно статье 31 Хозяйственного кодекса, дискриминацией отечественных субъектов хозяйствования.
В связи с этим законопроект народного депутата И. Еремеева «О признании утратившим силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов» представляется наиболее логичным и не лишенным здравого смысла.
Безусловно, юридические казусы должны быть устранены, особенно в свете возможного подписания Украиной договора об Ассоциации с ЕС. Это подтверждается соблюдением требований вышеупомянутых европейских директив и стандартов при разработке Технического регламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельным, судовым и котельным топливам, который был одобрен на заседании Кабинета Министров в начале августа этого года. Впрочем, постановление о его утверждении до сих пор не опубликовано.
В случае, если «биоэтанольный закон» не претерпит существенных изменений, с 1 января 2014 г. продавцы бензинов получат возможность смешивать только в им известных пропорциях бензины, которые и так, пересекая границу Украины, содержат, согласно нормам ЕС, не менее 5% биоэтанола!
Источник: " Терминал"