Уже тысячу лет назад Киев разговаривал на украинском
Текстовые надписи, рисунки и цифровые знаки помогли не только точно установить возраст храма, заложенного в 1011 году, но и беспрекословно удостоверили, что уже тысячу лет Киев, центр Украины-Руси, разговаривает не на каком-то, а на украинском языке.
http://www.golos.com.ua/rus/article/329961
— Очень интересный стихотворный текст первой половины XII века: «О горе тобі Андрониче ох тобі небоже. Чему єси зло сотворив не відає ніхто же. Толі тє звілі Кузьма», — продолжает исследователь. — Здесь мы видим типичные украинские словоформы «горе тебі», «Андрониче», «не відає», «ніхто же». Видим четко элементы именно разговорного языка, которые внедряются в язык письменности, и это очень важно
— Много граффити с характерным для украинского языка окончанием «-ові» «-єві», — отмечает историк. — Например, «Господи поможи рабу своєму Лазореві». Это третья четверть XII века. Формула «Господи поможи» каноническая. Люди видели ее, скажем, на печатях, она была неизменной, а вот имя варьировалось, его не всегда писали так, как требовал церковнославянский язык (язык письменности и бого-служения на большой территории от Балкан до Новгорода, которая сформировалась на основе работ Кирилла и Мефодия), а так, как привыкли говорить. Поэтому писали не «Даниїлу», а «Данилові», не «Петру», а «Петрові, Дмитрові».
Или же «Луці» (здесь на-блюдается переход «к» в «ц» в полном соответствии с современным правописанием), «Ставрові, Нестерові, Федорові, Мареві, Володимирові». Характерно, что на всех софийских граффити написано именно «Володимир», а не Владимир, как в русском языке.
— Так же в XI веке встречаем имена в именительном падеже с окончанием «о», как в современном украинском языке — «Петро, Марко», а не Марк, «Данило», а не Даниил, — говорит Вячеслав Корниенко.
Благодаря граффити мы знаем имена и фамилии, которые носили наши предки в средневековье, — «Стефан, Трохим, Жизнобуд, Михайло Домосід, Михалько Неженович, Іван Сліпко, Олекса Хавзійко, Ігнатій Маєстат, Ілля Копилович, Тудор Туубинов, Іван Янчин, Тудор Борзятич».
Теперь мы знаем, что фамилии или прозвища появились в XI веке, а не в XIV—XV веках, как считалось раньше. Интересно, что в те далекие годы люди соблюдали правила написания. Возле иконы св. Фоки неизвестный автор оставил обращение, в котором использовал звательный падеж «Фоко», и просил помочь «в морі».
0