1

Тема: Отдых в Ильичевске

Был в Ильичевске в июне прошлого года, а так как работаю в газете, то отпуск пришлось совместить с работой, рассказав читателям о поездке. Походу, с Беларуси на украинском сайте логановодов я один, но может и другим будет интересно почитать...

На юг, к морю
Лето, а значит и пора отпусков – в самом разгаре. Большинство отпускников в эти дни заняты поиском ответа на главный вопрос, куда поехать отдохнуть, чтобы с максимальной пользой потратить копившиеся чуть ли не весь год деньги. На протяжении многих лет сотрудники нашей газеты с привлечением специалистов турфирм стараются помочь своим читателям в выборе места отдыха. Традиционные предпочтения речичан, сформировавшиеся в последние годы, – южный берег Крыма и Турция. Что ж, места вполне достойные, позволяющие людям с разным уровнем дохода отдохнуть, увидеть что-то новое, да просто поплавать в теплом море и понежиться на солнышке – это тоже, согласитесь, дорогого стоит. Но вот это самое «дорогого стоит» с каждым годом становится все более дороже (имею в виду Крым). Что касается Турции, то при всех видимых плюсах заграничного отдыха не стоит забывать и о скрытых минусах: далеко не каждому нравится летать на самолетах, изо дня в день есть сою вместо мяса и каждую ночь слушать доносящиеся из соседних номеров «концерты» в исполнении отдыхающих, для которых бар с бесплатным пойлом заменяет не только солнце, море, но и смысл жизни.

Есть ли достойная альтернатива этим популярным направлениям? Похоже, да. С каждым годом все больше речичан отправляются в небольшой приморский город Ильичевск и расположенную неподалеку от него курортную местность, называющуюся Затока. К видимым плюсам отдыха в этих местах можно отнести сравнительно небольшую отдаленность от Речицы (примерно 850 км), близость романтической Одессы, чистое (по одесским меркам, конечно) море и невысокие (по сравнению с южнокрымскими) цены на съемное жилье. Что касается скрытых минусов, то выявить их можно только на месте, так что отпуск пришлось совместить с редакционным заданием: рассказать об особенностях современного бюджетного (т.е. недорогого)отдыха на море.

Дорога

Добраться до Ильичевска можно двумя способами: поездом и на автомобиле. Поезд из Гомеля до Одессы идет где-то часов 17, стоимость проезда в обе стороны в плацкартном вагоне составляет 250 тыс. рублей. А умножьте это на всю семью (в моем случае на три)! Нет, на машине однозначно экономнее: прямые затраты – стоимость топлива да 5 евро за страховую «зеленую карту».
Прежде чем отправиться в путь, нужно для себя решить вопрос, на каком погранпереходе пересекать белорусско-украинскую границу. Ближайших от Речицы два – «Новая Гута» и «Комарин». Первый находится километров в 50-ти, второй – гораздо дальше. Казалось бы, вывод очевиден: надо ехать через «Новую Гуту». Но не всегда то, что ближе, означает быстрее. Этот погранпереход «славится» своими многочасовыми очередями. Сидеть час-два в раскаленной машине – сомнительное удовольствие, так что знающие люди посоветовали воспользоваться «Комарином».


Совет оказался дельным: на погранпереходе «Комарин» очередей не наблюдалось. Да что там очередей! Здесь вообще не было никаких машин, и если бы не государственный флаг над одним из домиков терминала, можно было подумать, что находишься на каком-нибудь из стационарных пунктов ГАИ. Вся процедура пограничного и таможенного оформления заняла не более 10 минут, шлагбаум открыт – до свидания, Родина!

На украинском погранпереходе «Славутич», как и следовало ожидать, машин также не было. Здесь времени пришлось потратить больше, т.к. при въезде в Украину приходится заполнять миграционные карточки. Но это единственное, скажем так, неудобство. В остальном – сплошной «Евросоюз»: никаких тебе досмотров-осмотров. Украинские таможенники даже не вышли из своего домика, проштамповали бумажку, выданную пограничником, и пожелали счастливого пути. Работы у пограничника было также немного: поставил штампы в миграционные карточки и – «добро пожаловать в Украину».

Но в столь легкой процедуре таится определенная опасность. Дело в том, что при выезде из Беларуси ее гражданам штампы о пересечении границы в паспорта не ставятся. А вот при въезде в Украину штампы о пересечении украинской границы быть должны. В противном случае, особенно если миграционные карточки будут утеряны, доказать законность своего пребывания в Украине невозможно, что чревато значительными штрафами. Каждый знает, что можно либо платить штраф, либо «договориться с таможней». Так что, пролистав паспорта, и не обнаружив в них соответствующих штампов, обратился с претензией к старшему пограннаряда. Штампы были тут же поставлены.

Узкая извилистая дорога от «Славутича» вскоре сменилась широким шоссе Чернигов-Киев. Хороша дорога! Две полосы движения в одном направлении, обилие заправок, кафе, мотелей и… сотрудников ГАИ. Такое впечатление, что они стоят чуть ли не в каждом населенном пункте и чуть ли не при каждом дорожном знаке, ограничивающим скорость движения. Штрафы за превышение скорости достаточно серьезные, например, на 20 км/ч – 255-340 грн (для сведения 1 $ равняется 7,9 грн), поэтому скоростной режим лучше не нарушать. Да и разрешенные предельные скорости у них выше наших. Так, максимальная скорость движения на автомагистралях не должна превышать 130 км/ч. Но «летчикам» и этого маловато. По собственному наблюдению, контингент нарушителей подразделяется на владельцев тонированных «в ночь» внедорожников с украинскими номерами и водителей любых авто на номерах российских. Почему нарушают первые и несут ли они за это ответственность, остается только догадываться. А вот россиян, по заверению одного из сотрудников ГАИ, с которым разговорился на трассе, на нарушения толкает идеальное по сравнению с российскими состояние дорог. Они, наверное, думают, что находятся уже на европейском автобане…

Самое сложное по дороге на юг – максимально быстро проехать Киев. Дело в том, что почти трехмиллионная украинская столица не имеет окружной дороги. Ее строят, но в эксплуатацию сдадут не раньше 2015 года, так что при поездке в Одессу часть пути проходит по перегруженным киевским улицам. Информационное обеспечение этого участка также оставляет желать лучшего: знаков, указывающих одесское направление, немного, на некоторых важных перекрестках они вообще отсутствуют. Сбиться с верного маршрута проще простого, а вернуться на него вновь достаточно сложно, поэтому лучше всего проезжать Киев поздним вечером или ранним утром, когда движение не столь интенсивное. Главным ориентиром может служить мост им. Патона, от него нужно двигаться все время прямо по главной дороге, которая и выведет на одесскую трассу.

Цены на бензин и дизтопливо на разных заправках отличаются незначительно и зависят от бренда топливной компании. Чем известней имя, тем дороже топливо. Самая высокая цена 92-го была замечена на заправке, принадлежащей всемирно известной фирме «Exxon» – 7,8 грн/л; 7,4 грн стоил литр 92-го бензина на заправках, относящихся к какому-нибудь ООО «Ладушка». В такой ситуации лучше всего найти «золотую середину», каковой для автора этих строк стали заправки «ЛУКойла». Качество топлива этот бренд обязан гарантировать, так что стоимость в 7,6 грн/л показалась вполне приемлемой.

Ильичевск

Расположенный в 20 километрах от Одессы 55-тысячный Ильичевск – город молодой, основан в 1952 году. Своим появлением он обязан судостроительному заводу, который был заложен двумя годами ранее. В 1957 году началось строительство грузового порта, в 1964 году – порта рыбного. Промышленная зона Ильичевска расположена вдоль лимана, жилая – вдоль моря, между ними находится широкая полоса зеленых насаждений, площадь которых составляет 325 га, поэтому никакого дискомфорта от нахождения неподалеку крупных промышленных объектов в городе не ощущается.

Главная проблема для отдыхающих-дикарей – конечно, съем жилья. В принципе, это даже не проблема, предложение жилья очень большое – на любой вкус и кошелек, но каждый из приехавших хочет иметь «цену поменее, комфорта – поболее». Возможно ли это в Ильичевске? Вполне, главное – уметь торговаться. Ищите в предлагаемых квартирах и комнатах недостатки, говорите, что на соседней улице вам предлагали дешевле, если приехали на срок 10 дней и более, сразу смело сбрасывайте минимум долларов 5 за сутки – это сработает. Не хватайтесь за первый попавшийся вариант, помните, что предложение жилья на съем больше, чем самих желающих его снять, так что все шансы сбить цену у вас есть. Информацией о сдаче квартир обклеены все заборы, афишные тумбы, вам дадут номера телефонов и адреса и бабушки у подъездов, и таксисты, и сторожа на автостоянках, и, естественно, агентства недвижимости (последние не бесплатно, конечно). Снять квартиру можно и современно-прогрессивным способом еще в Речице, через Интернет. Нельзя сказать, что информации об ильичевских съемных квартирах во всемирной паутине много, но попытаться стоит, во всяком случае, у вашего корреспондента это получилось (удалось снять «двушку» с видом на море за 25 $ в сутки).

Заселившись, распаковав чемоданы и пристроив машину либо на стоянку (12 грн за сутки), либо просто оставив во дворе (многие так и делают), можно отправиться и на пляж. Длина ильичевского городского пляжа сравнима с речицкой набережной. Желтый песочек перемешан с мелким ракушняком, шелухой от подсолнечника и сигаретными окурками, но битого стекла и крупного мусора нет, по утрам пляж убирается. Доступ к морю бесплатен, но за дополнительные удобства типа шезлонга под зонтиком приходится платить, причем цена достаточно ощутима. Если в будний день шезлонг стоил 25 грн, то в выходной цена поднялась до 45. Что делать, ведь нашим, не привыкшим к южному солнцу телам нужна тень? Выход нашелся при посещении местного рынка: 65 грн – и вы обладатель большого пляжного зонтика, который впоследствии и дома пригодится.

Воды «самого синего в мире Черного моря» возле Ильичевска на самом деле зеленовато-бутылочного цвета. Но это свидетельствует не о загрязненности воды, а о наличии в ней фитопланктона. Смело купайтесь, ныряйте, но все же старайтесь, чтобы вода в рот не попадала, так надежней будет.

Несколько практических советов

Связь с домом. Можно открыть роуминг и звонить в Беларусь с вашего номера телефона. Но есть и более дешевый вариант: купить сим-карту украинского оператора сотовой связи, например, «Киевстар», попросить продавца активировать услугу «СтарСвит» и звонить домой по цене 2 грн за минуту. Единственное условие: при наборе вместо «+» надо набирать «015» далее 375, номер сотового оператора или код города, затем – номер телефона.


Питание. Кафешек на ул. Пляжная, что тянется вдоль самого моря, более чем достаточно. Вполне приличный обед будет стоить порядка 80-90 грн. Но можно прямо на пляже перекусить пиццей, картошкой-фри, а пообедать в супермаркете «Таврия В».

Об этом магазине стоит рассказать поподробнее. Многие из нас считают, что пределом совершенства современной торговли являются магазины типа гомельских супермаркетов сети «Евроопт». Смею вас заверить, что ильичевская «Таврия В» даст «Евроопту» 100 очков форы и все равно окажется впереди как по ассортименту товаров, так и по его цене. Сложно описать, это надо видеть, сравнивать, чтобы понять, что такое настоящий супермаркет. Так вот, на втором этаже этого магазина находится кафе, где за 90 грн можно пообедать и втроем.

Шоппинг. А как же без него! Можно съездить в Одессу (6 грн на маршрутке) и побродить по магазинчикам, привлекающим заманчивыми рекламками: «Все по 25 грн» или «Все по 40 грн». Можно сходить на Привоз, потолкаться в нескончаемых рядах торговых палаток или посетить расположенный здесь же торговый центр. Но все же лучше съездить на рынок, который носит название «7 километр».

Один из крупнейших в Восточной Европе рынок «7 километр» раскинулся на площади в 69 га, на нем расположено более 15 тысяч торговых и складских мест, количество работающих на нем превышает 60 тысяч человек. Как видно из этих цифр, просто обойти его за день или за два невозможно. Что ж тут говорить о поиске нужного товара! Можно надеяться лишь на удачу, т.к. все товарные группы на нем (за исключением разве что бытовой химии) перемешаны, как в гигантском промтоварном коктейле. Ассортимент преимущественно китайский, цены на него – раза в два ниже, чем на речицких базарах. Что касается более качественной (корейской или европейской) продукции, то стоит она не меньше, чем у нас. На рынке можно и нужно торговаться: продавцы (кто охотно, кто – не очень) уступают от 5 до 10% от первоначальной стоимости.

Вместо эпилога

Газетная площадь не позволяет в полной мере рассказать обо всем увиденном, так что пора собираться «в обратную дорогу».

Путь домой всегда короче дороги от дома. Шоссе, проходящее через Одесскую и Кировоградскую области и напоминающее «американские горки», сменяется плоской, как стол, дорогой в области Киевской. Обратный путь через саму украинскую столицу идет по окраинам, а значит – быстрее. Вот и граница.

– Что везем? – интересуется украинский таможенник.

– С Чернигова едете? – спрашивает его белорусский коллега.

Ничего противозаконного не перевозим, а едем с моря. Раз так, взгляд сотрудников таможни скользит по плотно набитым сумкам в багажнике, секундная пауза – и пожелание счастливого пути. Здравствуй, Родина, мы дома!

Logan Ambiance-1,4, ГУР, серебристый метал.
  0