Гран При Бразилии: Комментарии призовых пилотов после гонки...
Vodafone McLaren Mercedes - 3-я конюшня сезона 2012...
Дженсон Баттон (ПОБЕДИТЕЛЬ): "Все участники сегодняшней гонки заслуживают уважения – это было нечто невероятное! Условия на трассе постоянно провоцировали какие-то события: кому-то из гонщиков удавалось прогреть шины до нужной температуры, кому-то – нет. Большую часть гонки приходилось ехать на составе, не вполне подходящем обстановке, но обеспечивающем достаточную скорость в сравнении с соперниками, выбравшими более логичный вариант. Я постоянно оставался на связи с моим инженером Дейвом Робсом, пытаясь понять, какой выбор окажется верным… Мне понравилось бороться с Льюисом, особенно на первых десяти кругах. Жаль, что ему не удалось добраться до финиша, но мне было приятно соперничать с ним в его последней гонке в качестве моего напарника в Vodafone McLaren Mercedes. Льюис, с тобой было здорово работать, мы вместе провели немало классных гонок! Если возвращаться к сегодняшней гонке, автомобиль безопасности серьезно осложнил нам задачу, сведя моё 40-секундное преимущество к нулю. Впрочем, в тот момент дождь несколько стих, и все решал правильный момент перехода на промежуточную резину. Еще чуть позже обстановка снова изменилась, и нужно было просто доехать до финиша. На некоторых участках трассы было много воды – особенно в том месте, где вылетел Пол ди Реста. За круг до его аварии меня там тоже едва не развернуло – момент не из приятных! В завершение – мои поздравления Себастьяну Феттелю! Три чемпионских титула подряд – фантастическое достижение!"
Льюис Хэмилтон (сход): "Мои поздравления Дженсону и Себастьяну. Жаль, нам не удалось завоевать второе место в Кубке конструкторов, но мы сделали всё, что могли. Ну а Себастьян и его команда в условиях серьезного прессинга все-таки довели дело до конца. Сезон завершен, и я чувствую себя немного измотанным. День оставил смешанные чувства: я огорчен тем, что не смог закончить гонку, но рад перспективам. Я буду скучать по своим друзьям в Vodafone McLaren Mercedes, но с восхищением предвкушаю новый вызов. Уходя на зимние каникулы, я чувствую себя вполне спокойно, поскольку знаю, что выложился по максимуму. Сегодняшний день? Я смутно помню столкновение с Нико Хюлкенбергом, но он извинился передо мной, инцидент исчерпан. Мне было приятно быть частью Vodafone McLaren Mercedes на протяжении этих шести лет. Спасибо всем сотрудникам – я желаю вам всего самого наилучшего! Эти люди постоянно поддерживали меня и работали просто на высоте. Я буду скучать по каждому из вас!"
Scuderia Ferrari - 2-я конюшня сезона 2012...
Фернандо Алонсо (2-й): - 2-й в личном зачете сезона 2012 «Я оцениваю этот сезон на десятку! Если бы нам пришлось повторить эти двадцать гонок, я бы не стал ничего менять из того, что делала команда или я сам: мы не допустили ошибок, у нас не было технических проблем, никаких заминок на пит-стопах или стратегических просчетов. Титул мы проиграли не сегодня, а в Спа и в Сузуке. Мы закончили сезон, не имея на счету больше очков, чем соперники, однако выиграли другое: уважение со стороны болельщиков. Кроме того, коллеги согласились с тем, кто был лучшим в этом году. Я горжусь проделанной работой. В прошлом году я также гордился, хотя закончил сезон четвертым, а на этот раз до конца сражался за титул. Сегодня ситуация отличалась от той, что была в Абу-Даби в 2010-м: тогда мы были разочарованы из-за упущенных возможностей, но сегодня боролись до конца. Я чувствую себя счастливым: каждый день я напряженно работал вместе со своей командой, наши парни могут гордиться тем, что они сделали. Сегодня в очередной раз они проделали безупречную работу, я поднялся на подиум после старта из четвертого ряда – это ещё одно воскресное чудо. Команда держала меня в курсе, как складывается гонка Феттеля. До самого конца я надеялся, что с ним или с Баттоном что-нибудь случится, что позволит нам достигнуть цели. Этого не случилось, и мы должны принять результаты, которые были показаны на гоночной трассе. Что просить у команды в 2013-м? Это просто – быструю машину. Но больше всего я бы вновь хотел увидеть такие же усилия и профессионализм, которые команда продемонстрировала, когда мы столкнулись с трудностями. Даже если мы и не смогли достигнуть максимальной эффективности, все продемонстрировали полную самоотдачу. Повторюсь, я счастлив и горд за команду. Сейчас настало время выпить кайпиринью!»
Фелипе Масса (3-й): «Я испытываю большие эмоции, поднявшись на подиум в домашней гонке. Я плакал как ребенок, думая о том, какой трудный сезон мне пришлось пережить: провальная первая часть чемпионата и возвращение на конкурентоспособный уровень во второй. Фернандо может гордиться тем, чего он добился в этом сезоне: он выигрывал гонки на машине, которая была далеко не идеальной, боролся за титул до самого конца, хотя наша машина уступала в скорости машинам соперников. Он вел поистине захватывающую борьбу! Мы можем гордиться своими достижениями. Сегодняшняя гонка прошла в плотной борьбе, было тяжело, на трассе многое произошло. Было трудно принимать решения о том, на какой резине оставаться, погодные условия быстро менялись. Вначале, когда начался дождь, мы решили остаться на трассе, но не смогли продержаться слишком долго. Затем я оказался одиннадцатым, но очень быстро смог обогнать многих гонщиков. Кто знает, возможно, сегодня я мог побороться за победу… Команда постоянно информировала меня о ситуации на трассе и о том, что я мог сделать полезного с точки зрения борьбы в чемпионате. Полагаю, я все сделал правильно - для команды и своих болельщиков».
Red Bull Racing - Чемпионская конюшня сезона 2012 года...
Марк Уэббер (4-й): "Гонка оправдала ожидания – условия оказались невероятно сложными. Сегодня мы были далеко не быстрейшими и в момент рестарта сильно рисковали. Старт тоже прошел не безупречно: меня сильно ударил кто-то из соперников – кажется, один из гонщиков Sauber, но делать нечего – пришлось продолжать. Мы сделали все, что было в наших силах, и вовремя перешли на промежуточную резину. Себастьян сработал очень здорово. Он вошел в элитный клуб чемпионов Формулы 1 и уже занимает в нем особое место, став в свое время самым молодым победителем чемпионата, а теперь еще и трехкратным чемпионом мира. Сезон пролетел очень быстро, победы доставались разным гонщикам, были подъёмы, спады, аварии… Я тоже пару раз финишировал первым, а теперь с нетерпением жду отпуска! Нужно «перезарядить батарейки» и готовиться к новому сезону!"
Себастьян Феттель (6-й; Чемпион сезона 2012 года): "Сложно описать все, что творится сейчас в моей голове – эмоции зашкаливают! Потрясающая гонка – похоже, все, что могло хоть как-то осложнить нам задачу, в итоге случилось. Сначала меня развернуло в четвертом повороте – хорошо, никто не врезался. Машина все-таки получила повреждения и на подсыхающей трассе стала все больше терять скорость на прямых. К счастью, дождь зарядил снова. Весь уик-энд нам говорили, что в случае непогоды нашей команде придётся сложнее, но сегодня мы доказали, что дождливая погода нам нравится ничуть не меньше солнечной. Я счастлив! Главное то, что по ходу сезона мы не опускали руки, оставались собой, придерживались выбранного подхода – всё это и позволило добиться успеха. Кое-кто пытался усилить прессинг, но мы не позволяли себе распыляться и продолжали работу. Парни в Милтон-Кинсе и сотрудники на трассе всегда выкладывались по максимуму, и мы действительно продемонстрировали впечатляющий прогресс во второй половине сезона. Спасибо всем специалистам Red Bull Racing и Renault! У нас нет более или менее значимых сотрудников, мы единый коллектив, одна сила, и я этим горжусь. Трудно поверить в произошедшее. Выиграть третий титул на родине одного из моих кумиров – Айртона Сенны… Это сложно передать словами. Я рыдал от счастья, но радиосвязь, к счастью, в тот момент не работала. Возможно, завтра я скажу чуть больше, но сегодня у меня нет слов…"
Sahara Force India F1 Team
Нико Хюлкенберг (5-й): «Было весело – много событий, и постоянно что-то происходило! Сегодня у нас был великолепный шанс подняться на подиум, но он ускользнул – обидно. На первых кругах было трудно удержать машину, трасса оказалась очень влажной, однако она была недостаточно мокрой для промежуточной резины, и я остался на сликах. Решение оказалось верным, вскоре я возглавил гонку. Мне было комфортно за рулем, но потом я допустил небольшую ошибку, и Льюис вышел вперёд. Я остался позади него и продолжил борьбу за лидерство, в этот момент между нашими машинами произошел контакт. Сложно сказать, что произошло в том эпизоде, я попытался опередить его в первом повороте, но потерял контроль над задней частью машины. Я уже поворачивал, но внезапно произошло столкновение. Обидно за нас обоих, потому что борьба была великолепной. Я смог продолжить гонку, однако потерял много времени. Пятое место – хороший результат в конце сезона. Команда отлично поработала в этот уик-энд. Надеюсь, они получили удовольствие от гонки – отличный способ провести мой последний Гран При за команду».
Пол ди Реста (сход): «Очень сложная гонка, было непросто принимать решения из-за того, что погода постоянно менялась. В конечном итоге, мы приняли ошибочное решение перейти на промежуточные шины на ранней стадии гонки – сразу после пит-стопа трасса начала подсыхать, шины быстро потеряли эффективность, и я вернулся в боксы за сликами незадолго до появления на трассе машины безопасности. Это вернуло меня в борьбу, но из-за проблем со сцеплением с трассой я потерял несколько мест на рестарте. Когда в конце мы перешли на промежуточные шины, я смог подняться на восьмое место. К сожалению, за один круг до финиша в последнем повороте машина начала аквапланировать. Удар о стену получился сильным, но со мной все в порядке».
Mercedes AMG Petronas F1 Team
Михаэль Шумахер (7-й): «Захватывающий и богатый на события Гран При! Странно, что моя последняя гонка Формулы 1 началась с прокола, отбросившего меня назад, но я никогда не сдаюсь – такова моя философия. Всегда есть шанс, и нужно уметь его реализовать. Удивительное совпадение – моя карьера закончилась седьмым местом на финише, с которого и началась – 308 Гран При назад я квалифицировался седьмым в Спа. Кроме того, сегодня я выступал на машине с седьмым номером, а в моём кабинете стоит семь чемпионских кубков. Я хочу поздравить Себастьяна Феттеля, завоевавшего сегодня третий чемпионский титул подряд! Я переживал за него и горжусь его достижениями. Уже на первом круге я увидел, как его развернуло поперёк трассы, но нам обоим удалось отыграться. Сегодня он вновь боролся до конца. Несмотря на сложные условия, моя последняя гонка в Формуле 1 получилась весьма интересной, и я ещё раз хочу поблагодарить команду и всех болельщиков за поддержку. Я наслаждался временем, которое мы провели вместе».
Нико Росберг (15-й): «Эта гонка была самой долгой в моей жизни! Я хорошо стартовал и ехал в первой восьмёрке, но после прокола пострадало днище, эффективность машины снизилась, и я не мог бороться с соперниками. Думаю, болельщики получили удовольствие от гонки – и здесь в Интерлагосе, и у экранов телевизоров. Я поздравляю Себастьяна с заслуженным чемпионским титулом и с нетерпением жду следующего сезона. Я благодарен команде за все усилия в этом сезоне, благодаря которым мы смогли одержать первую победу. Надеюсь, в 2013-м мы добьёмся большего!»
Scuderia Toro Rosso
Жан-Эрик Вернь (8-й): "Приятно финишировать восьмым, хотя, честно признаться, я не вполне доволен собой, поскольку решил дольше задержаться на трассе на сликах, что оказалось ошибкой. Команда предоставила мне возможность самому определять тактику, и сегодня я получил полезный урок. Если бы дождь не возобновился, результат получился бы великолепный! Сразу после рестарта я начал подтягиваться к Тимо Глоку, но гонщики впереди стали тормозить несколько раньше, и я влетел в заднюю часть Marussia. После финиша я извинился перед Тимо. В остальном мой темп на мокрой трассе был неплохим, и я рад закончить финальную гонку в призовой десятке."
Даниэль Риккардо (13-й): "Старт получился суматошным, в попытках избежать столкновений сразу несколько машин выехали за пределы трассы. Мне удалось отыграть пару позиций и взять хороший темп, после чего при постоянно меняющихся погодных условиях я начал подбираться к соперникам. К середине дистанции я ехал уже восьмым или девятым, но стоило поставить слики, как дождь снова усилился – пришлось возвращаться в боксы, теряя время."
Sauber F1 Team
Камуи Кобаяши (9-й): «Я хорошо стартовал и сумел избежать неприятностей. Начало гонки получилось отличным, но затем условия изменились, трасса стала влажной, заморосил дождь и я задел машину Уэббера. Мне пришлось ехать в боксы, чтобы заменить носовой обтекатель, а во время пит-стопа на восьмом круге команда поставила мне промежуточные шины. На втором пит-стопе на восемнадцатом круге мы перешли на Hard. По определенным причинам пит-стоп получился длинным, но в любом случае после него я вернулся на трассу шестым. Полагаю, мы немного затянули с последним пит-стопом. Условия на трассе опять способствовали тому, чтобы перейти на промежуточную резину. Однако прогноз обещал прекращение дождя, кроме того, у нас возникли проблемы с передним левым колесом. В конце я был намного быстрее Михаэля Шумахера и пытался обогнать его, но внутри трасса была более мокрой, чем на гоночной траектории, поэтому я потерял контроль над задней частью машины. В целом, гонка прошла неплохо. Я рад за себя и за команду: в последней совместной гонке мы заработали очки. Я хочу поблагодарить Sauber за время, проведенное вместе, но сейчас попытаюсь сделать все, чтобы оказаться за рулем машины Формулы 1 в следующем сезоне».
Серхио Перес (сход): «Мне хотелось иначе завершить сезон. Это был отличный чемпионат с тремя подиумами, и я хочу поблагодарить всех сотрудников Sauber. Я желаю команде всего наилучшего, но сейчас готов к новому вызову. Я не до конца понимаю, что произошло на старте. Я сместился внутрь, чтобы избежать контакта с другими машинами, в этот момент кто-то врезался в меня».
Lotus F1 Team
Кими Райкконен (10-й), 3-й в личном зачете сезона 2012: «Сегодняшняя гонка получилась насыщенной – но мы постоянно были медленнее, чем хотелось бы. Событий произошло великое множество: на 52-м круге я вылетел с трассы в последнем повороте – стекло моего шлема запотело и испачкалось, потому через него плохо было видно. В том месте можно вернуться на трассу через пит-лейн гонок поддержки, но для этого нужно проехать через ворота. Мне это хорошо известно, так как я уже делал так в 2001 году. Однако в этот раз ворота оказались заперты. В следующий раз я лично схожу и проверю, чтобы они были открыты».
Роман Грожан (не финишировал): «У меня небольшое сотрясение, но в целом все нормально. На старте ситуация оставалась под контролем, но в 11-м повороте все внезапно закончилось. Довольно странная ситуация – я видел, что продолжается небольшой дождь, потому ехал даже чуть медленнее, чем кругом ранее. Но машина неожиданно вышла из-под контроля – и все было кончено. Весь уик-энд складывался для меня не слишком удачно, и уж совсем не так мне бы хотелось закончить сезон. Но в целом год получился неплохим – надеюсь, впереди нас ждет еще много успешных дней».
Caterham F1 Team
Виталий Петров (11-й): «Что за невероятная гонка! Я очень рад за всю команду и хочу поблагодарить каждого, кто здесь работает, за фантастическую работу в непростых сегодняшних условиях. Когда я вернулся в наши боксы после финиша и увидел, что для них значит возвращение на десятое место в чемпионате, то испытал особенные эмоции. Думаю, своей работой на протяжении целого сезона мы заслужили такой результат. Сама гонка получилась для меня едва ли не самой сложной в Ф1 – и, в то же время, одной из лучших. Мне удалось здорово стартовать, сразу обогнать многих соперников и избежать неприятностей в четвертом повороте [где развернуло Себастьяна Феттеля]. После этого я атаковал изо всех сил, потому что ситуация постоянно менялась. Сегодня мы своевременно провели пит-стопы, и всякий раз, когда я заезжал на замену резины, парни отлично справлялись со своей работой. На мой взгляд, решающим моментом сегодня стал переход на промежуточную резину на 54-м круге. На последних кругах у нас получился отличный поединок с Шарлем Пиком, в конечном итоге я пошел в атаку на выходе из третьего поворота и смог опередить его. После этого важно было не допустить ошибок, а когда я услышал, что на трассу выехала машина безопасности, и понял, что осталось лишь проехать заключительный круг – это было потрясающее чувство. Теперь мы имеем хороший повод отпраздновать завершение сезона, все заслужили это – и сотрудники гоночной бригады, и те, кто трудится на базе в Лифилде, и наши партнеры, в том числе из Renault Sport F1 и Red Bull Technology».
Хейкки Ковалайнен (14-й): «Сегодня я очень рад за команду – здорово, что после богатой на события гонки мы обеспечили себе десятое место в общем зачете чемпионата. Это был один из тех дней, когда произойти могло все, что угодно – думаю, итоговый результат стал следствием отличной работы всех и каждого. Для меня гонка получилась весьма интересной. Я неплохо стартовал и избежал проблем на первом круге, но во время второго пит-стопа возникла заминка с задним правым колесом, из-за которой оказалось потеряно много времени – после этого мне пришлось догонять ушедших вперед соперников. На финальном пит-стопе мы перешли на резину для сильного дождя, чтобы повысить свои шансы, если польёт еще сильнее. Но сцепление на последних кругах оказалось на этом комплекте очень низким. Несмотря на это, важен был итоговый результат – и здесь все сложилось успешно».
Marussia F1 Team
Шарль Пик (12-й): "Пусть итог нас разочаровал, но это была одна из моих лучших гонок. Стратегия оказалась верной, я атаковал на протяжении всей дистанции. Условия были крайне непростыми, асфальт – скользким, но машина вела себя стабильно, я выкладывался по максимуму. Жаль, но в чемпионате мы все-таки уступили. В любом случае, спасибо команде за потрясающий дебютный сезон. Мы боролись на протяжении всего чемпионата, и я желаю им всего лучшего в следующем году!"
Тимо Глок (16-й): "Результат говорит сам за себя, сегодня просто не повезло. Команда выкладывалась по максимуму, и нам крайне досадно в последний момент упустить десятое место в Кубке конструкторов, ведь были все шансы его удержать. К сожалению, Жан-Эрик Вернь врезался в заднюю часть моей машины как раз в момент рестарта, после чего мне пришлось ехать в боксы. Вернувшись в пелотон, я пытался отыграться, но возможностей для прогресса уже не оставалось. В очередной раз мы убедились, как непростые погодные условия могут изменить ситуацию в чемпионате. Нужно внимательно проанализировать ход гонки. Да, мы упустили десятое место, но никто не отнимет у нас полученный опыт. Нужно сохранять боевой дух и как можно скорее забыть о неудаче, ведь мы уже продемонстрировали всем, чего можем добиться за счет собственных усилий, а не простого везения. В следующем сезоне, получив KERS, мы станем более конкурентоспособны. Спасибо всей команде, которая сейчас пребывает в подавленном настроении. Не сомневайтесь, мы еще вернемся. В завершение, мои поздравления Себастьяну Феттелю с победой в чемпионате и самые наилучшие пожелания Михаэлю Шумахеру."
HRT F1 Team
Педро де ла Роса (17-й): «Отличная гонка, мне очень понравилось. Мы не знали, чего ожидать – условия менялись на каждом круге, и нужно было поддерживать максимальную концентрацию, чтобы не допустить ошибку. Должен сказать, что я получил огромное удовольствие от гонки, мы отлично справились со своей работой, и я вполне доволен результатом. Мы хотели завершить сезон на высокой ноте и смогли это сделать. Я хотел бы поздравить Феттеля с третьим титулом, поблагодарить всю нашу команду за неустанную работу, а также спонсоров и болельщиков, поддерживающих нас от начала и до конца этого удивительного сезона».
Нараин Картикеян (18-й): «Это была одна из самых сложных гонок сезона, погода и состояние трассы постоянно менялись, но я доволен тем, что смог с этим справиться. Это было что-то вроде лотереи – при переменчивой погоде очень легко переохладить шины, или перегреть, когда асфальт подсыхал, но нам удалось удержать ситуацию под контролем и финишировать двумя машинами, что можно считать отличной концовкой сезона. Я хочу поблагодарить команду за напряженную работу по ходу всего чемпионата – я горд быть её частью».
Williams F1 Team
Пастор Мальдонадо (сход): "Мне удался отменный старт, я сразу отыграл несколько мест, но чуть позже потерял контроль над машиной в третьем повороте. Поребрик оказался слишком скользким, что стало неприятным сюрпризом. Шансов удержаться на траектории не было - сегодня нам просто не повезло."
Бруно Сенна (сход): "Я неплохо стартовал и сразу начал прорываться вперед, когда Себастьян Феттель перекрыл апекс поворота, не оставив мне места. Что поделаешь, таковы гонки, иногда подобные инциденты случаются. Спасибо всем болельщикам, поддерживавшим меня в домашнем Гран При – без них ощущения были бы совсем иными."
ПОДГОТОВИЛ ПАПА...
0