Гран При Малайзии: Любопытная статистика
31 марта 2015, 00:00
![PunBB bbcode test](http://static.f1news.ru/userfiles/102359.jpg)
После второго этапа сезона известный эксперт Микеле Мерлино опубликовал несколько любопытных статистических подборок…
КВАЛИФИКАЦИЯ
Льюис Хэмилтон в своём 150-м Гран При завоевал 40-й поул. Он всего лишь четвёртый гонщик в истории, которому это удалось. Сенна прошёл этот рубеж быстрее – чтобы занять 40 поул-позиций ему потребовалось 93 гонки. Феттель сделал это в 113-м Гран При, Михаэль Шумахер – в 156-м.
Себастьян Феттель, став вторым, прервал серию из 37 Гран При подряд, в которых Ferrari не удавалось стартовать с первого ряда. В последний раз до него это сделал Фелипе Масса ровно два года назад здесь же, на Сепанге. Кроме того, этот результат прервал череду неудач самого Феттеля, который на протяжении восьми Гран При подряд не попадал в тройку лучших в квалификациях. Подобной серии у него не было с 2008 года.
Себастьян Феттель уступил лучшему времени всего 0,074 секунды: так близко машина Ferrari не была к поулу с Гран При Германии 2012 года. В 49-и последующих Гран При они уступали времени поул-позиции как минимум две десятых. В то же время пилоты Скудерии не стояли на поуле уже 50 гонок подряд. Это вторая по продолжительности такая серия неудач для Ferrari, после 59 гонок с Гран При Испании 1990-го по Гран При Великобритании 1994 года.
Нико Росберг не попал на первый ряд стартового поля после 12-и гонок кряду, в которых ему это удавалось. Он стал шестым в истории по этому показателю, ровно вдвое уступив рекорду Айртона Сенны – тот 24 раза подряд стартовал с первого ряда, начиная с Гран При Германии 1988 года и заканчивая Гран При Австралии 1989-го. Кроме того, третье время Росберга означало, что завершилась серия из девяти Гран При подряд, в которых пилоты Mercedes занимали первый стартовый ряд целиком. Интересно, что в предыдущий раз, на Гран При Венгрии 2014 года, помешал немецкой команде оккупировать два первых места на старте тоже Феттель, но выступавший тогда за Red Bull Racing.
Red Bull Racing продолжила успешно выступать в квалификациях Гран При Малайзии: с 2010 года на Сепанге хотя бы одна их машина неизменно квалифицировалась в пятёрке лучших. Это, однако, уже десятая гонка подряд, в которой пилотам Red Bull не удаётся попасть на первый ряд стартового поля (после всё того же Гран При Венгрии).
Даниил Квят, стартовавший пятым, повторил свой лучший квалификационный результат, который он в прошлом году показывал в России и в Абу-Даби.
Всего во втором своём Гран При Макс Ферстаппен квалифицировался шестым, повторив лучший результат своего отца Йоса, достигнутый на Гран При Бельгии 1994 года. Кроме того, Макс добился лучшей стартовой позиции для машин Toro Rosso на Сепанге.
Впервые с 2010 года обе машины Williams на квалификации в Сепанге попали в десятку лучших – Масса занял седьмое место, Боттас восьмое.
Маркус Эриксон впервые попал в топ-10 на старте, показав девятый результат. В последний раз шведский гонщик оказался в первой десятке на старте на Гран При Австралии 1987 года – это был Стефан Йохансон, выступавший за McLaren и квалифицировавшийся восьмым.
Кими Райкконен только во второй раз в своей карьере не попал в десятку лучших на старте Гран При Малайзии. В предыдущий раз ему не удалось это сделать в 2001 году, в своей первой гонке на этой трассе, когда он выступал за Sauber и показал 14-е время.
В последний раз Фернандо Алонсо не попадал во вторую часть квалификации в сухих условиях на Гран При Абу-Даби 2009 года, в своей последней гонке за Renault.
ГОНКА
Себастьян Феттель выиграл свой 40-й Гран При, и стал первым пилотом, победившим на Сепанге четыре раза. Он опередил Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо, побеждавших тут трижды. Феттель лишь четвёртый пилот в истории, которому удалось одержать 40 побед за карьеру, и он смог это сделать в своей 141-й гонке – по этому показателю он второй. Лидирует тут Михаэль Шумахер, достигший этого рубежа за 134 гонки, а Алену Просту и Айртону Сенне потребовалось 155 и 157 Гран При соответственно.
Феттель прервал сразу две безвыигрышные серии: он не побеждал 20 гонок подряд (это самая длинная серия неудач в его карьере с тех пор, как он впервые победил в Италии'08), а Ferrari не выигрывала 34 гонки подряд, с Испании'13. Впрочем, самая длинная безвыигрышная серия для Скудерии продолжалась 58 гонок подряд, с Гран При Японии'90 по Гран При Великобритании'1994. Победа Феттеля стала 222-й для Ferrari.
Феттель поднялся на подиум во второй раз подряд – в предыдущий раз подобное удавалось пилоту Ferrari в 2013 году, когда Фернандо Алонсо три раза подряд финишировал вторым, на Гран При Бельгии, Италии и Сингапура.
В Малайзии Феттель пролидировал 46 кругов. Это больше, чем сам Феттель и вся команда Ferrari за весь прошлый год, вместе взятые. Феттель в прошлом году лидировал только один круг (в Сингапуре), а Ferrari – 32, в Австрии и Венгрии (оба раза это был Алонсо).
На счету Феттеля теперь столько же подиумов, сколько и у Рубенса Баррикелло – 68, это седьмой результат в истории Формулы 1.
Феттель положил конец серии из восьми побед подряд пилотов Mercedes, которая стала четвёртой по протяжённости в истории чемпионата мира. Лидирует по-прежнему McLaren, с 11-ю победами подряд в 1988 году. Кроме того, он прервал самую длинную «дуополию» в истории Формулы 1 – в 34-х предыдущих гонках побеждали только две команды, Mercedes и Red Bull Racing.
Льюис Хэмилтон завоевал свой девятый подиум подряд, таким образом повторив лучшую в своей карьере серию, которая в предыдущий раз длилась с его дебютной гонки в 2007 году.
Нико Росберг в десятый раз показал быстрейший круг в гонке, сравнявшись по этому показателю с Грэмом Хиллом и Марио Андретти. Это 31-й показатель в истории.
Кими Райкконен, финишировав четвёртым, добился лучшего результата, начиная с прошлогоднего Гран При Бельгии, где он тоже был четвёртым. Кроме того, это его лучший результат в Малайзии после победы в 2008 году. Любопытно, что ему уже в третий раз на Сепанге пришлось ехать в боксы на трёх колёсах из-за прокола – такое уже происходило с ним в 2005-м и прошлом году.
В последний раз до этого уик-энда два пилота Ferrari финишировали в четвёрке лучших на Гран При Италии 2013 года – тогда Алонсо был вторым, а Масса – четвёртым.
Фелипе Масса финишировал в четвёрке лучших в четырёх предыдущих гонках, и имел шанс впервые в карьере довести это достижение до пяти гонок подряд. Однако ему не удалось этого сделать, так как он увидел клетчатый флаг шестым.
Закончивший гонку седьмым Макс Ферстаппен стал самым молодым пилотом в истории Формулы 1, набравшим очки. Он сделал это в возрасте 17 лет, 5 месяцев и 27 дней, побив предыдущий рекорд, установленный Даниилом Квятом на прошлогоднем Гран При Австралии – россиянину на тот момент было 19 лет, 10 месяцев и 18 дней. Голландские пилоты не набирали очков с Гран При США 2005 года, когда Кристиан Альберс финишировал пятым, но в той гонке после бойкота клиентов Michelin принимали участие только шесть пилотов. До этого гонщику из Нидерландов удавалось заработать очки на Гран При Австрии 2001 года, и сделал это отец Макса, Йос Ферстаппен, закончивший гонку шестым.
Карлос Сайнс превзошёл свой лучший результат в карьере – после девятого места в Австралии, в Малайзии он стал восьмым.
Даниил Квят положил конец серии неудач из восьми гонок подряд, в которых ему не удавалось набирать очки – в последний раз он попадал в десятку лучших на финише в прошлогодней Бельгии.
С четвёртой попытки Даниэль Риккардо, наконец, смог набрать очки в Малайзии. Он стал десятым, и это его худший результат на финише начиная с Гран При Бразилии 2013 года, когда он ещё выступал за Toro Rosso и закончил гонку на такой же позиции.
Пастор Мальдонадо продолжил свою печальную серию в Малайзии. Он не смог финишировать ни в одной из пяти попыток тут, каждый раз сходя по техническим причинам. Более того – он сходил в двух первых гонках сезона во всех пяти чемпионатах Формулы 1, в которых участвовал.
Оба пилота Toro Rosso набрали очки впервые с Гран При Великобритании 2014 года, и впервые на Сепанге. Седьмое место Ферстаппена – лучший результат для машин Toro Rosso здесь.
Безрадостный Гран При для McLaren: это их 40-я гонка подряд без поулов и побед и 20-я – без подиумов. Кроме того, впервые, начиная с Гран При США 2006 года, обе машины McLaren не классифицированы на финише. В предыдущих 157 Гран При хотя бы одна машина обязательно попадала в итоговую классификацию, хотя в прошлом году в Бахрейне обе машины сошли, а на Гран При Австралии 2009 года Хэмилтон позже был дисквалифицирован.
В десятке лучших по итогам гонки было всего пять команд. В последний раз подобное происходило на прошлогоднем Гран При Бахрейна.
Гран При Малайзии: Стратегический обзор
31 марта 2015, 21:15
Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Сепанге…
Гран При Малайзии 2015 года можно считать образцовой гонкой, исход которой решила тактика. В этом сезоне многие делали ставки на Mercedes, предрекая чемпионской команде лёгкий успех, поэтому победа Себастьяна Феттеля в Малайзии стала неожиданностью.
В условиях жаркой погоды у Mercedes возникли сложности, но был ли у Льюиса Хэмилтона шанс на победу? И как Ferrari удалось применить тактический расчёт, чтобы добиться первой победы за два года?
Ferrari в хорошей форме, а Mercedes допускает ошибки
![PunBB bbcode test](http://static.f1news.ru/userfiles/Kimi_FP.jpg)
В Австралии пилоты Ferrari продемонстрировали впечатляющий гоночный темп, особенно Кими Райкконен – напрашивался вывод, что итальянская команда смогла сократить отставание от Mercedes. Однако в Мельбурне не было оснований предполагать, что Скудерия способна использовать ресурс шин рациональнее, чем действующие чемпионы мира.
В условиях малайзийской жары выяснилось, что это ей вполне по силам – это и стало ключевым фактором, предопределившим победу Феттеля.
Вторая сессия пятничных тренировок оказалась решающей, ведь именно тогда команды проводили имитации квалификации, а затем, залив в баки машин достаточно топлива, на длинных сериях кругов репетировали первый отрезок гонки.
На подготовке Mercedes сказалось то, что в пятницу на машине Хэмилтона возникли технические проблемы, он потерял какое-то время боксах, притом, что Нико Росберг тоже не слишком активно работал на трассе, поскольку команда решила поберечь ресурс двигателя. Это ей дорого обошлось, поскольку машины были подготовлены к гонке не лучшим образом, что имело свои последствия.
Во время второй тренировки в пятницу выяснилось, что на машинах Ferrari деградация резины идёт не так интенсивно, тогда как Mercedes на более жёстких шинах может ехать быстрее соперников после трёх или четырёх кругов. Поскольку в воскресенье предстояло преодолеть 56 кругов, то оптимальной тактикой стратегам чемпионской команды представлялся вариант с тремя пит-стопами.
Поэтому они сочли, что резина Hard лучше подходит для гонки, следовательно, после старта нужно проехать не более 10-ти кругов на Medium – это вполне укладывалось в схему с тремя остановками в боксах. Рассуждая таким образом, они пришли к нестандартному решению: Хэмилтон и Росберг уже в 1-й квалификационной сессии ездили на более мягких шинах, чтобы сохранить свежие комплекты Hard для гонки.
В субботу такие действия Mercedes подсказали Ferrari, что соперники делают ставку на тактику трёх пит-стопов и собираются проехать основную часть дистанции на более жёсткой резине. Логично предположить, что в Скудерии строили свои планы, учитывая эту слабость Mercedes.
Ещё в пятницу информация, собранная по ходу длинных серий кругов в исполнении Райкконена, позволила Ferrari прикинуть, что на шинах Medium можно попытаться дотянуть до 15-го круга, а это давало возможность ограничиться двумя пит-стопами, т.е. провести на один меньше, чем Mercedes.
В чемпионской команде понимали, что Райкконен, показавший 11-е время в квалификации, имел право стартовать на новом комплекте Medium, что давало ему шанс преодолеть дистанцию с двумя пит-стопами, но они не ожидали, что это сможет и Феттель. Разумеется, Себастьяну помогли три круга за автомобилем безопасности на первом отрезке гонки, но дело ещё в и том, что второй отрезок он проехал в невероятном темпе, и мы к этому ещё вернёмся.
Исход гонки решила тактическая борьба
![PunBB bbcode test](http://static.f1news.ru/userfiles/Vettel_LH.jpg)
Пилоты Mercedes должны были трижды останавливаться в боксах. Даже с учётом появления сейфти-кара в начале гонки, у Хэмилтона не было возможности ограничиться двумя пит-стопами, уже не говоря о том, чтобы опередить Феттеля.
Это стало вполне очевидным по ходу второго отрезка, но первые признаки проявились уже после старта, когда Хэмилтону не удавалось увеличить отрыв от Феттеля, а это было именно то, на что надеялись в Ferrari.
Когда на 4-м круге выехал автомобиль безопасности, Феттель не поехал в боксы, тогда как Хэмилтон, Росберг и ещё 13 гонщиков отправились менять резину. Инициатива перешла к Ferrari, а когда Mercedes перешли на шины Hard, у Скудерии появилось даже преимущество в темпе. С этого момента у Mercedes начались серьёзные проблемы.
На третьем отрезке на машине Хэмилтона комплект Medium полностью износился через 12 кругов, что свидетельствует об уязвимости его тактики в ситуации, когда Феттель вышел вперёд уже на ранней стадии гонки. Перед стартом в Mercedes планировали провести пит-стоп примерно на 10-м круге, чтобы перейти на свежий комплект Hard. На втором отрезке им нужно было преодолеть больше 16-ти кругов, а это было возможно только на более жёстких шинах.
Автомобиль безопасности выехал на 4-м круге, а это означало, что когда он вернётся в боксы, уже через несколько кругов Хэмилтону пришлось бы ехать на замену резины, но в этом явно не было бы смысла, поскольку тогда Феттель однозначно получил бы преимущество, поскольку он мог проезжать более длинные отрезки.
В соответствии с тактикой Mercedes, Хэмилтону в любом случае предстояло три пит-стопа, чтобы ближе к концу гонки попытаться опередить Феттеля на трассе. Но этому помешали два обстоятельства. Во-первых, после появления сейфти-кара на трассе осталось больше машин, чем ожидали в Mercedes, из-за чего Хэмилтону пришлось дольше разбираться с трафиком. Во-вторых, второй отрезок Феттель проехал на шинах Medium намного быстрее, чем можно было предположить. Хэмилтону же предстояло провести на один пит-стоп больше, к тому же, после квалификации у него просто не осталось свежих комплектов более мягких шин. В общем, шансов отыграться у него не было.
Могли ли в Mercedes применить иную тактику?
![PunBB bbcode test](http://static.f1news.ru/userfiles/Mercs(1).jpg)
Когда на 4-м круге выехал автомобиль безопасности, несколько команд решили внести коррективы в стратегию, предложив своим гонщикам следовать разным тактическим схемам: один из них должен был ехать в боксы, второй оставался на трассе. Но так поступили команды, чьи гонщики не претендовали на места в первой десятке, поскольку это решение было рискованным.
Williams, Red Bull и Mercedes не последовали этому примеру (Ferrari была в иной ситуации, поскольку Райкконену пришлось рано совершить пит-стоп после прокола шины). Так поступили в Force India и в Toro Rosso, и в случае с Максом Ферстаппеном, который был на такой же тактике, как Росберг, это сработало лучше, чем в случае Карлосом Сайнсом, оставшемся на трассе, поскольку ему не удалось проехать достаточно длинные отрезки, и от плана ограничиться двумя пит-стопами пришлось отказаться. Поэтому испанец в итоге финишировал позади своего напарника.
В ситуации, когда Хэмилтон лидировал, Феттель ехал вторым, а Росберг – третьим, у Mercedes был единственный вариант разделения стратегий: если бы команда сделала ставку на победу Нико, то в период, когда на трассе был сейфти-кар, его бы пригласили в боксы, а Льюис должен был остаться на трассе и сдерживать Себастьяна. Но тогда бы Хэмилтон оказался в невыгодном положении, поскольку после рестарта гонки ему бы всё равно пришлось ехать в боксы раньше Феттеля.
Но в Mercedes отказались от такого варианта – возможно, они считали, что у Льюиса шансы на победу выше, чем у напарника, которого он пока регулярно опережает. И всё-таки расчёты показывают, что попытаться пойти по такому пути стоило, ведь Росберг в любом случае финишировал третьим, хотя на своём первом пит-стопе он потерял время, ожидая, пока обслужат машину Хэмилтона, а потом не сразу смог выехать с пит-лейн, поскольку там образовался плотный трафик.
Впрочем, минус этого варианта в том, что Хэмилтон заведомо должен был отказаться от мечты о победе, а Росбергу всё равно пришлось бы обгонять Феттеля на трассе ближе к финишу гонки.
Выводы
Рассуждая задним числом, можно найти ряд моментов, свидетельствующих о том, что в Mercedes могли действовать несколько иначе – это могло дать гонщикам команды какие-то шансы на победу. Но, учитывая, как работала резина на их машинах, попытка следовать той же тактике двух пит-стопов, что избрала Ferrari, была явно рискованной.
Скорее всего, в Mercedes всё равно бы провели первый пит-стоп Хэмилтона в период, когда на трассе был сейфти-кар, но если бы у него сохранился свежий комплект Medium (который на самом деле был использован в 1-й квалификационной сессии), то, поставив его, на втором отрезке Льюис мог сократить отставание от Себастьяна, чтобы попытаться атаковать его ближе к финишу.
[merge_posts_bbcode]Добавлено: 2015-03-31 22:10:26[/merge_posts_bbcode]
Себастьян Феттель: У меня просто нет слов!
![PunBB bbcode test](http://static.f1news.ru/userfiles/vettel/102310.jpg)
Себастьян Феттель одержал красивую победу в Малайзии, подчеркнув, что Ferrari одолела соперников в честном поединке.
Себастьян Феттель: «Давно я не стоял на верхней ступени подиума! Это моя первая победа в Ferrari, и у меня просто нет слов! Этой зимой в моей жизни происходили большие перемены, но команда и болельщики приняли меня очень хорошо. Пока я провёл в составе Скудерии только две гонки, но сегодняшним результатом я горжусь!
Мы опередили Mercedes в честном поединке, у нас отличная машина, это настоящее достижение. Сегодняшний день оказался для нас настолько позитивным, что сейчас я просто в плену эмоций. Этот день я запомню на всю жизнь, я хочу поблагодарить всю команду и всех болельщиков Ferrari!
Прошлый год сложился для меня не лучшим образом, у нас была хорошая машина, но мне не удавалось раскрыть её потенциал. Но похоже, что Ferrari SF15 T подходит мне очень неплохо. Когда в Маранелло передо мной впервые открылись ворота базы команды, было ощущение, словно сбывается моя мечта. Я помню, однажды в детстве я стоял возле ограждения трассы во Фьорано и смотрел, как Михаэль Шумахер работает за рулём Ferrari. А теперь я сам езжу на красной машине – это невероятно!
Сегодняшняя гонка сложилась идеально, команда сработала отлично, у нас была правильная тактика, и мы заслужили эту победу. Это великий день для всех в Маранелло! Я надеюсь выиграть титул за рулём Ferrari, поэтому и перешёл в эту команду – именно так стоит задача: вернуть Скудерии славу чемпионов.
Но сегодня надо наслаждаться моментом, ведь мы знаем, что Mercedes – очень сильные соперники, и одолеть их непросто. Но сейчас мы прекрасно сработали, поэтому надо продолжать в том же ключе в течение всего года, делать всё, что в наших силах, а там посмотрим, чего удастся добиться. Впереди долгий путь, но сегодня я об этом не думаю, мы будем праздновать победу, а если вечером я позволю себе немного лишнего – ничего страшного!»
Упав - встань, а встав - йди!
0