http://www.omega.kz/article.php?article_id=2185
Азбука звуковых и световых сигналов
Мой отец, водитель с 40-летним стажем, рассказывал, что в послевоенные годы в шоферской среде существовал специальный язык жестов, световых и звуковых сигналов. Во время движения водители при необходимости предупреждали друг друга о конкретных неисправностях машин, сообщали о повреждениях на дорогах, на языке сигналов просили о помощи. Этот уникальный язык общения на дороге, к большому сожалению, исчез примерно в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого уже века.
Скорее всего, он ушел вместе с носителями этого языка – шоферами военных и послевоенных дорог.
Тем не менее язык сигналов, которыми водители обмениваются на трассе, хотя и не очень развит, но существует и в наши дни. Правда, не все этот язык понимают. А кто-то использует его абсолютно безграмотно: мигает фарами без всякого повода, пугает клаксоном соседей в ближнем ряду, а то и вовсе строит страшные рожи. Одним словом – создает нервозную и даже агрессивную обстановку. А ведь любой водитель признается: душа поет после встречи с вежливым и доброжелательным коллегой-водителем на дороге. Давайте учить язык дорожного общения, чтобы правильно понимать друг друга. Вот какую азбуку сигналов сегодня используют водители.
- Два коротких сигнала дальним светом означают: впереди либо "засада", либо что-то очень опасное (например, ДТП или провал на дороге).
- Один длинный сигнал дальним светом имеет два значения. Если в спину, то означает: "УСТУПИ ДОРОГУ!!!" Если сигнал подается "в лоб" или в бок (например, при маневрах в городской толчее), это означает: "ПРОПУСТИ!". Этот световой сигнал может сочетаться с длинным и рассерженным звуковым сигналом.
- Один короткий сигнал фарами дальнего света "в лоб" или в бок в городском заторе означает: "ДАВАЙ, БРАТ, ПРОПУСКАЮ!". При этом, чтобы не ввести в заблуждение пропускаемого, полезно совместить световой сигнал с соответствующим жестом рукой.
Кстати, небольшое отступление. Многие наши граждане, поездившие за рулем по дорогам американских городов, рассказывают, что ни один нормальный американец не предпримет никакого маневра на дороге, не удостоверившись визуально, что его правильно поняли другие водители.
Но это к слову о вождении в городском режиме. А теперь о загородной трассе. Высоким дальнобойным фурам и автобусам на трассе сверху хорошо видно все, что происходит впереди. Поэтому идущих за ними они могут информировать о ситуации на дорогах сигналом поворотника.
- Левым указателем поворота предупреждают: "HЕ СУЙСЯ, ВПЕРЕДИ ВСТРЕЧНЫЙ!";
- Правым указателем поощряют: "ДАВАЙ, БРАТОК, ВПЕРЕДИ СВОБОДНО!";
С такой азбукой сигналов, я например, впервые встретился на одном из горных перевалов в Башкирии. Глухой ноябрьской ночью, в тумане, почти час я висел на хвосте у финского "дальнобоя", не видя обстановки впереди и не решаясь пойти на обгон. При этом не мог понять – зачем водитель длинномера включает то левый, то правый поворотник? Зато как я был благодарен финну, когда до меня, наконец, дошел смысл его сообщений! Вы меня поймете, если учесть, что один раз дальнобойщик фактически спас меня на крутом горном повороте, а второй раз помешал мне слететь под откос справа. Мало того, когда я все-таки обогнал дальнобоя, он врубил всю свою иллюминацию на крыше своего "трака", чтобы мне было видно как можно дальше. Незнакомый человек беспокоился о моей безопасности. Такое не забывается.
Кстати сказать, после обгона принято несколько раз мигнуть аварийкой, что означает: "СПАСИБО, БРАТ!". С другой стороны приятно, черт возьми, услышать после этого в спину басовитый короткий гудок, что означает: "ДА ЛАДНО, ДЕЛОВ-ТО..."
Аналогично принято благодарить аварийкой, если кто-то, заблаговременно перестроившись, пропустил вас на трассе. Однако если впереди идущий автомобиль настойчиво мигает аварийными огнями, это может означать, что вы забыли переключиться на ближний свет и ослепляете впереди идущего через зеркало заднего вида или боковые зеркала. Поэтому возьмите за правило переключаться с дальнего на ближний свет, как только обгоняющий поравняется с вами.
И еще. Большие грузовики на трассе тоже уязвимы. В темноте, когда фура идет на обгон, ее водитель не видит, опередил он машину или нет. Считается правилом хорошего тона, если водитель обгоняемой машины мигнет дальним светом, давая понять, что фура может завершить обгон, не задев его.
Стоит отметить, что последние пункты азбуки сигналов можно использовать только на загородных трассах. А использование аварийки очень развито в Европе, и эти сигналы используют и хорошо понимают водители транснациональных автобусов и "дальнобоев".
Сигналы "ПРОПУСТИ!", "УСТУПИ ДОРОГУ!" и "ПРОПУСКАЮ!" в большей степени являются сигналами для режима городского движения. Следует помнить о том, что "подснежники" и новички за рулем понимают лишь первые два пункта азбуки сигналов. Поэтому, если вы овладели языком дорожного общения, старайтесь быть правильно понятыми. И, разумеется, никакого хамства и агрессии в отношении женщин и "чайников" в случае их непонятливости. В такой момент хорошо бы вспомнить, как вы сами набирались опыта за рулем. Иначе нынешние "чайники" скоро будут обходиться с вами так же, как вы сегодня обходитесь с ними. Вот и все наставления по этому поводу.
0