Тема: В Хорватию на Логане
Идея поехать на море в Хорватию вызревала давно, но только в этом году получилось приступить к ее практической реализации. Начиная с февраля началась подготовка машины для выезда, а ближе к августу уже непосредственно поиск места для отдыха. Ориентировался на отзывы знакомых и один наш местный сайт, в котором описывались курортные городишки Хорватии. В итоге остановился на таких вариантах: Трогир, Водице, Брела и Башка-Вода. Последний вариант самый дальний по расстоянию. После долгого изучения особенностей указанных мест определился с поселком Брела – расстояние 1146 км. Потом через booking.com и airbnb.com начал искать варианты бронирования апартаментов. Никогда раньше этого не делал и столкнулся с тем, что необходимо вносить предоплату в размере до 50% от общей суммы стоимости выбранного жилья. Такой суммы на карте у меня не было, поэтому пришлось искать альтернативу. В процессе поиска попал на сайт brela.com, на котором местные размещают объявления о сдаче жилья. И начал писать владельцам про то что хочу приехать и о том есть ли у них свободное жилье. Написал (с помощью Гугл-переводчика) где-то на 30 адресов и процентов 90 мне ответили, что к сожалению, в указанной мной период свободных мест у них не было. Наконец, после долгих поисков, удалось найти 3 варианта размещения, с ценой 60-65 евро (и это для августа более-менее нормально) за сутки на 3 человек.
Семья выбрала вот этот вариант: https://brela.com/lozo/4_a21k2.htm
Начал переписываться с хозяйкой по поводу резервирования этого номера. Бабушка (а она таки оказалось бабушкой) написала, что готова этот номер оставить за мной, но надо предварительно заплатить 50 евро на указанные ею реквизиты, поскольку я еду к ней в первый раз. Ладно, такие деньги, это нормально и приступил к процессу бронирования. И тут, надо сказать столкнулся с определенными трудностями. Основные карточки у меня Ощадбанка, но провести такую операцию, как оказалось, можно только в отделении банка, Монобанк функции перечисления денег за границу пока не имеет, и только Приват дает такую возможность через приват24. Начал оформлять платеж, внося те данные, что скинула хозяйка. После внесения всех реквизитов, в приложении автоматически определился на тот адрес банка, что дала хозяйка. Скинул ей скриншот с вопросом может ли быть так, она ответила что это не правильно, но сразу же написала, что предоплата не нужна и можно приезжать без нее и на месте рассчитаться. Это меня конечно же устроило, потому что надо сказать, что комиссия за перечисления 50 евро за границу составляет почти 11 евро.
После определения места проживания оформил страховку машины и наши медицинские страховки для выезда за границу. Последнее, наверное можно было и не делать, но поскольку ехали на машине в первый раз, решил оформить и их. Все вместе обошлось мне около 1300 грн на 2 недели, из них страховка на авто 670 грн.
Прикупил огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечку, сигнальный салатовый жилет, запасные лампочки в фары.
Оставалось решить с венгерской виньеткой. Мы планировали ехать сначала на 7 дней, держа в голове запасной вариант на 10 дней. Венгерская виньетка минимальная на 10 дней (около 300 грн) нас по времени не устраивала, поэтому остановились на месячной (около 450 грн). Был вариант купить ее по инету, но на сайте заметил один мелкий наебос. Считают они евро по 264 форинта, хотя официальный курс был вроде 324 форинта за евро. Поэтому стоимость виньетки получалась где-то на 2 евро дороже. И как раз за день до отъезда сайт накрылся. Поэтому решил брать виньетку на первой же заправке в Венгрии.
Выезд был запланирован на 3 часа ночи 21 августа. Заправил полный бак газа и полный бак бензина. Непосредственно перед выездом перевел все телефоны на пакеты роуминга Водафона. Себе и дочке взял пакет «Пів гіга в дорогу», а жене «Роумінг як вдома». Выбрал страну поездки Хорватию, не подумав о том, что придется ехать через Венгрию. И поэтому пакеты включились только в Хорватии.
По факту, после сборов выехали в 3.33 и через 25 минут были на украинско-венгерской границе на КПП «Тиса». Ну что тут сказать – море машин. Если говорить коротко, не вдаваясь в подробности, то на проход границы мы потратили 5 часов!!! Это при том что и наши и венгерские таможенники работали вроде бы быстро. Оказывается, мы украинцы очень путешествующий народ.
Уже перейдя границу, пристегнувшись и включив ближний свет мы доехали до первой же АЗС, купили там виньетку за 4750 венгерских форинтов, и двинулись в направлении автобана М3.
Езда по автобану, это конечно же совсем другие ощущения. Аппарат выдавал 120 км/ч при разрешенных 130. На этом участке дороги машин немного и ехать можно довольно свободно. На всем протяжении автобана размещены места для отдыха, на которых можно сходить в туалет (как правило бесплатно), помыться. На некоторых размещены АЗС, и можно перекусить. На один из таких мы и заехали. Там же заметил и следующий мелкий наебос. Вход в туалет платный. На табличке написано 100 форинтов (8,55 грн) = 1 евро. При том, что курс 324 форинта за евро. Хотя конечно если припечет отдашь и евро. Рядом делают кофе и там курс уже 309 форинтов за евро. При этом везде бесплатный вайфай.
Где-то к 12-ти часам мы начали подъезжать к Будапешту. Меня предупреждали более опытные водители, что быстрее будет ехать через город, потому что на объездной дороге почти всегда пробки. Но я решил, что мне то точно повезет и поехал по объездной. И естественно попал в пробку, так как шли ремонтные работы. Ну как попал, 2 полосы из трех практически стояли, а 3ая крайняя, куда я и попал двигалась со скоростью 30 км/ч. И так мы ехали километров 10 наверное. Потом уже выехали за город скорость нормализовалась и мы снова рванули.
Через 564 км езды наш родной газ в машине закончился. При обьеме бака в 42 литра, расход оказался очень даже ничего. До границы с Хорватией оставалось около 70-80 км, решил не заправляться газом в Венгрии, так как он там стоит 250 форинтов за литр (22-23 грн), а в Хорватии должен быть дешевле (бензин и дизель, наоборот в Венгрии дешевле). Около 15-ти часов по местному времени, через 7 часов пути и 3х остановок «дотянул» на бензе до границы с Хорватией. На КПП встал на ворота «All pasports» и стал ждать. Рядом, почти не задерживаясь, проезжали машины граждан Евросоюза, показывая таможенникам свои паспорта. К нам подошли только тогда, когда насобиралось 5-6 не евросоюзовских машин. Забрали паспорта и техпаспорт на машину, посмотрели страховку на машину и все. В багажник даже не заглядовали. Минут через 15 вернули паспорта, попрощались и все. Мы поехали в Хорватию. Где то через 1-1,5 км показался первый пункт оплаты хорватских автобанов - cestarina.
Получив талончик мы начали движение по Хорватии. Ну что сказать, после скучной и однообразной Венгрии, окружающий ландшафт кардинально изменился. Приехав на первую же АЗС решил заправиться газом, который там стоит 4,65 куна (где-то 18 грн). Заправляться приходиться самому, никто не подходит как у нас и не делает это. Тут есть одна особенность, которую я не знал. После установки пистолета в переходник, надо нажать на определенную кнопку и держать ее до окончания заправки. Как только отпустишь ее подача газа прекращается. Заправив 41,48 литра пошел рассчитываться. Поскольку наличных кун у нас не было, пришлось рассчитаться в евро – 26,6 евро за полный бак газа. Тут же решили купить колы, чтоб слегка взбодриться. Взбодриться удалось – литровая кола 14 кун, что-то около 56 гривен!
Заправившись мы рванули дальше. Именно рванули, потому что машина на хорватском газе обрела новые возможности. Если раньше 120 км/ч был комфортной скоростью, то теперь выжимая из нее целых 140 км/ч я чувствовал, что это еще не предел и она способна на большее. Правда решил не рисковать ибо ограничение в 130 км/ч все-таки есть и его надо соблюдать.
У нас в Украине офигенно красивая природа. Но то что я увидел в Хорватии, даже едучи по автобану, меня просто поразило. Вокруг настолько красивый и постоянно меняющийся пейзаж, что я перестал чувствовать усталость. При том, что качество автобана, по сравнению с Венгрией, судя по субъективным ощущениям улучшилось. Над автобаном появились мосты для перехода животными, красивые и разные по длине туннели.
Где-то через 97 км отрезка автобана, на подьезде к Загребу, показался пункт оплаты за автобан. Вручил кассиру полученный ранее талончик, тот посчитал стоимость и выдал цену - чуть больше 44 кун. Поскольку кун у нас еще не было пришлось отдать больше 6 евро за дорогу. Сдачу естественно получили в кунах. Дальше пару десятков км по объездной Загреба и снова пункт оплаты. Снова талончик и дальше 440 км до пункта назначения. Проехав эти километры по офигенно красивой стране, сделав одну остановку чтоб перекусить (картошка-фри+куринное фрикасе+пирожко=74 куны (больше 10 евро) мы уже в темноте доехали до нужного нам съезда с автобана. До этого я почти не пользовался навигатором (maps.me), все организовано так, что дорожные знаки неплохо ведут по автобану в нужном направлении, тут пришлось следить за дорогой по нем. Итого указанное выше расстояние от Загреба нам обошлось в 30 евро. Итого 26,6 евро за газ + чуть больше 36 евро за дорогу.
По навигатору и по бесплатной (но по качеству не хужей) дороге мы добрались до пункта назначения – селения Брела. Всего, с момента пересечения украинско-венгерской границы, с учетом остановок, пробок около Будапешта, хорватской границы, мы преодолели путь за 14 часов и около 22 часов по местному времени оказались на месте. Там нас встретили и поселили в выбранный нами номер.
Утром, пока мои дамы спали, я сделал первый выход в городок. Вернее спуск, потому что городок находится на горе и построен ярусно. Улица находится над улицей. Выше городка проходит шоссе идущее дальше на Макарскую. Слов нет, как красиво. Виды просто ошеломительные.
По дороге нашел уже работающую пекарню и понял что попал. Хавать хотелось очень, а тут еще свежие булочки. Понабирал разных, цена в среднем 10 кун. Итого 58 кун за первый завтрак. И так почти каждый следующий день.)
Чтоб попасть в центр или на пляж приходится спускаться по ступенькам. Ну или можно по улице, но это далековато.
Когда мои проснулись мы собрались на пляж. По совету друзей выбрали самый лучший, но и самый дальний от нас пляж – Пунта Рата, который в 2004 году вошел в 10-ку лучших пляжей в мире (так написано на табличке на этом пляже). По ощущениям от прибытия на пляж так оно наверное и есть. Мелкая галька, сосны спускающиеся над частью пляжа, чистая и теплая вода… сюда стоило ехать столько времени и столько километров. Море удовольствия на море. Один минус этого пляжа – чтоб занять хорошее место под соснами надо приходить часиков в 7-8 утра, иначе будешь на солнце. Народу много потом приходит и сидят впритык друг к дружке.
Поэтому потом мы побывали и на других пляжах, заценили обстановочку и там. В конце концов, остановились на том, что был ближе всех к нам. И народу было поменьше и спокойнее, хотя сосен было мало.
Чтоб не ходить туда-сюда с пляжными принадлежностями оставляли их прямо на пляже. Приходили через пару часов и находили все на своем месте. Никто их не трогал.
Рассмотревшись вокруг и уловив тенденции местных отдыхающих мы поняли, что пришли сюда слегка не подготовленными. Поэтому пришлось устранять недостатки уже по ходу, расставаясь с местной валютой, которую мы загодя приобрели у хозяйки по курсу 7,2 куна за евро (и как оказалось это был еще самый неплохой курс). Жене и дочке была приобретена резиновая обувь для хождения по гальке и плаванья в море по 70 кун (я гордо отказался, но на следующий день был покаран за гордыню и купил себе попроще за 45 кун), раскладной лежачок для пляжа за 50 кун, в последствии и надувной матрас, за 70 кун. Можно было конечно и сэкономить, обойдясь без спецобуви, но на других пляжах где мы были, хождения по гальке и даже стояние на ней приносило некомфортные ощущения.
Побыв до обеда на пляже и покупавшись в прозрачной, теплой и соленой воде Адриатического моря, мы отправились искать ресторанчик чтоб похавать. Хотя «искать» неправильное слово. Их полно кругом на любой вкус. Мы для себя облюбовали ресторанчик HRAST. В основном хавали в нем. Средний чек для 3х человек за обед 230-250 кун. Ели как традиционные для нас блюда, например куринное филе и картошку фри, так и местные – плескавицу (мясо похожее на гамбургер с сыром фета внутри), тунец с шпинатом, спагетти с морепродуктами, шопский салат. Самой дешевой оказалась пицца – от 40 кун. Маленькая бутылочка колы (0,25 мл) – 17 кун! Попробовали и рыбу дорадо – 110 кун за штучку. Из супов – минестроне за 32 куны (я разочарован) и так называемый говяжий за такую же цену. Среднее блюдо 70-80 кун. Меню написано, как правило на нескольких языках, в т.ч. и на русском. Правда, например, в одном меню видел перевод раздела десертов такой: desert – пустыня.
В магазинах цены для нас конечно высокие: хлеб 10-15 кун, минералка 1,5 литра в пластике (но вкусная) – 7 кун, в стекле уже 15 кун, кола 2 литра – 14-16 кун, 4 сосиски – 16 кун, 3 помидорки – почти 6 кун, консерва с тунцом – от 16 кун, пачка ассорти орешков – 46 кун. Мороженное на пляже – шарик 10 кун, но тут они не мелочились и шарик получался большой. Полкило фиников – 25-30 кун. Если рвануть на машине в Макарское за 10 км, то в супермаркете реально взять все на 20% дешевле.
Можно конечно и сэкономить на хавчике, готовя кушать дома. Мы брали с собой каши разные, рис. Но по факту готовили дома раза 2 всего.
По поводу обмена валюты тут обычная история для курортных мест. В магазинчике обменник с курсом 7,1 куна за евро, за поворотом туристическая контора меняет уже по 7,18 кун за евро, хозяйка нам меняла по 7,2. В банке курс еще лучше наверное, но туда я не дошел.
Один раз снял 100 кун со своей карточки в банкомате. Баланс - минус 427 грн.
Брела – курорт в первую очередь семейный. Полно детей разного возраста, много пожилых людей. Как таковой ночной жизни, дискотек или ночных клубов нету.
Кроме собственно хорватов, если судить по машинам, также много боснийцев, немцев, поляков, чехов, словаков. В основном хетчбеки разные, джипов или лексусов не видел. Много свежих Рено Каптюр на хорватских номерах.
Видел львовские, ивано-франковские, днепровские и киевские машины.
На третий день нашего пребывания, в субботу, случилось техногенное ЧП. В начале нашей улицы прорвало трубу с водой. Честно говоря, я уже было расстроился, потому что по нашей традиции, ремонт мог бы затянуться до понедельника. Но нет, приехали спецы разрыли и стали устранять протечку. В это время пожарные машины подвезли техническую воду для того чтоб туалетом пользоваться. К концу дня все было готово, вечерком пожарные помыли улицу.
28 утром был запланирован выезд домой. Накануне предупредил хозяйку, что уезжаем. Она спросила все ли было хорошо, поблагодарила нас за то, что остановились у нее и презентовала бутылочку местного вина.
На обратной дороге закончился газ, решил заправиться но неожиданно столкнулся с такой проблемой. Заехал на первую заправку – нету газовой колонки, на второй есть – но не могли мне подключить пистолет, что то у них заедало, на третей не было газа. и только на четвертой, через 160 км от Брелы я заправил полный бак – почему то 39 литров тока влезло. Может потому что горы. С самого утра светило солнце, через часика 2 нашего пути стало пригревать. Заехали в туннель длиной почти в 6 км, выехали из него – туман, холод, сырость. Так ехали километров 60-70. Потом снова туннель 5 км, выехали – снова солнце и жара. И красивейшая природа вокруг. По деньгам – те же расходы – сначала 25 евро за газ, потом 36 евро за дороги. Решил заправиться газом в конце Хорватии. Докачал 30 литров до того что было в баке. Плюс 19 евро в расходы. Прибыли на хорватско-венгерскую границы. Опять мы стоим, европейцы едут. В ту же очередь затесалась днепровская машина. Може случайно, може решили закосить. Не вышло. Их выдернули из очереди в сторону на дополнительную проверку. У нас снова забрали паспорта и техпаспорт. Минут через 10 нам их отдали, и мы поехали в Венгрию.
В этот раз решил ехать через Будапешт, тем более навигатор рисовал не сложный маршрут. Но не тут то было. Где-то провтыкал поворот и заехал не туда. Правда все-таки выехали как-то и помчали по М3 домой. На обратке ехал быстрее и Логан местами выглядел очень достойно, хоть и был груженый, но под 130 валил. Еще раньше заметил такую особенность: для выезда на автобан есть дополнительная полоса, которая имеет всего может 100-200 метров. Но машина, выезжая на автобан и двигаясь по этой полосе в конце ее не останавливается, а включает поворотник и просто едет на основную полосу. И ее пускают те, что уже двигаются на автобане. Для меня сначала это было не привычно. И еще одно: двигаясь во второй полосе, обгоняя фуры или медленно двигающиеся легковые машины я подолгу зависал на этой полосе, не имея возможности уйти вправо. При этом сзади меня догоняли более мощные аппараты классом повыше. Но никто мне не моргал фарами, сигналил или махал руками. Все как бы все понимали. Это было странно.
Наконец мы стали подъезжать к венгерско-украинской границе в г.Захонь. Помятуя про 5 часов ожидания неделю назад я настраивался на такое же время. Но чудо. На границе, в сторону Украины никого не было. Венгерскую таможню прошли за 5 минут, нашу за 10. Через полчаса мы дома.
Поеду ли я снова в Хорватию? Конечно да.