Бензин обещает кусаться
Эксперты прогнозируют, что розничные цены на бензин А-95 и дизтопливо к концу марта достигнут отметки в 5,8-5,85 грн., а то и 6 грн. за литр, если мировые цены на нефть и нефтепродукты зафиксируются на нынешнем уровне. Импортозависимость нашего рынка только усиливается на фоне сокращения производства НПЗ.
Украинские НПЗ сократили переработку нефти в январе-феврале 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 47,6%, до 1,153 млн. т. При этом производство бензина уменьшилось на 26,6% (до 456,7 тыс. т), а дизтоплива — на 39,8% (до 376,8 тыс. т). Эксперты и участники рынка, объясняя такую динамику, называют как уже традиционные факторы — незагруженность мощностей западноукраинских предприятий, проблемы Кременчугского НПЗ с поставками российской нефти в связи с корпоративным конфликтом, так и некоторые новые, например, сокращение переработки нефти ЗАО «ЛИНИК» на 49,4%. Единственный до сих пор стабильно работающий завод снизил выпуск бензина на 38,5%, а дизтоплива — на 35%.
Спад отечественной нефтепереработки отразился ростом доли импортных нефтепродуктов. По данным UPECO, доля импортного ДТ за январь-февраль составила 59%, а бензина — 32%. Для сравнения: в 2005 г. за счет украинских НПЗ обеспечивалось примерно 85% потребностей отечественных потребителей, а в 2006-2007 гг. их доля колебалась на уровне 70%.
Таким образом рынок, наполнение которого идет путем увеличения импорта, становится еще более чутким к мировым ценам на нефть и нефтепродукты. Стоимость нефти бьет новые рекорды — котировки нефти Brent за указанный период возросли на 16%, до $106 за баррель. «При теперешней импортозависимости украинского рынка становится все труднее спрогнозировать баланс бензинов и уровень их предполагаемой стоимости. С этой точки зрения внутренняя нефтепереработка выступает стабилизационным фактором. Тем не менее, несмотря на новые мировые рекорды цен, предпосылок для достижения отметки в 6 грн. за литр бензина А-95 и дизельного топлива до конца марта нет»,— считает исполнительный директор UPECO Сергей Куюн. «Вместе с тем нефтепереработчики, как украинские, так и мировые, незаинтересованы в наращивании мощностей. Переработка становится убыточной. Мы переживаем парадоксальную ситуацию, когда стоимость нефти становится выше, чем стоимость нефтепродуктов, которые можно из нее произвести»,— рассуждает господин Куюн.
По мнению Владимира Нестеренко, аналитика ИК «Конкорд Капитал», государство заинтересовано в стимулировании отечественной нефтепереработки: «На импорте государство почти не зарабатывает. Ввозная пошлина на основные виды топлива сейчас нулевая. А вот за счет увеличения загрузки украинских НПЗ правительство могло бы существенно повысить поступления в бюджет от налогов». Эксперт также отмечает высокую зависимость отечественного рынка нефтепродуктов от мировой конъюнктуры и предполагает, что до конца весны стоимость бензина А-95 достигнет уровня 6-6,5 грн. за литр.
По оценке Виталия Давия, заместителя гендиректора объединения «Укрнефтехимпереработка», в ближайшее время отечественные НПЗ не увеличат производственные показатели, хотя с апреля заработает Одесский нефтеперерабатывающий (проводящий сейчас пусконаладочные работы), что позволит немного разбавить общую ситуацию. «Поэтому основными факторами, влияющими на рынок нефтепродуктов, в ближайшее время останутся активность импортных поставок топлива и развитие мирового рынка в целом»,— отмечает господин Давий и прогнозирует, что до конца марта цена бензина А-95 и ДТ достигнет 6 грн./л.
* Опубликовано на сайте: 13.03.08
* Источник: eizvestia.com
Таки да - я с Одессы!
0