Тема: Автомобильная Америка: как я там права получал (от автора)
Волею судеб я оказался в США. Насовсем. И вот что хочу сказать - во многих вещах американцы вовсе не такие тупые, как думают многие.
Взять хотя бы пробки. Вернее, их отсутствие в месте, где я сейчас живу. А живу я в небольшом городе густонаселенного штата Флорида. Особенность жизни здесь заключается в том, что здесь практически все население поголовно имеет водительские права и автомобиль - без этого ничего не получится, здесь машина действительно не роскошь...
Так что количество транспорта на улицах и хайвеях вполне сопоставимо с московским - но пробок (даже в часы пик) практически нет! Почему так? Да организация дорожного движения такая. А начинается она с... получения прав.
Здесь перед экзаменом по вождению сначала необходимо сдать нешуточный экзамен по курсу DUI, то есть тест на знания того, как алкоголь, наркотики и лекарства влияют на способность управлять абтомобилем. Я знаю о чем говорю, потому что сам сдавал. Отвечал аж на 40 вопросов по теме. Причем были три варианта сдачи теста. Первый - выучить теорию и сдать экзамен в местном ГИБДД перед экзаменом на водительские права; второй - пойти учиться в автошколу, где опытные преподаватели подготовят к экзамену. И третий путь - сдать экзамен по интернету. Я выбрал именно этот путь. Как это происходило?
Заплатил 19,99 $, зашел на требуемый сайт и начал изучать материал. Над каждой главой необходимо было корпеть определенное время, так, чтобы совокупное время, затраченное на изучение материала составило не менее 4-х часов (я затратил в разы больше). Причем, до изучения материала мне были предложены контрольные вопросы на житейские темы. Устал заниматься - вышел из сайта, все временные твои параметры запоминаются и в следующий раз начинаешь с того места, где остановился. Закончили изучение и готовы к экзамену? Пожалуйста: высвечиваются 40 вопросов, на которые необходимо ответить. Ответил правильно на определенное количество вопросов - экзамен сдан! Осталоь дождаться соответствующего сертификата по почте.
Ну скажите, разве не полезная эта процедура, сдача антиалкогольного экзамена, для московских реалий? Вы можете сказать: разве это поможет? У нас отдельные товарищи пили, пьют и будут пить... Но , может быть уровень наказаний, которые также изучаются при подготовке к экзамену, несколько остудят горячие головы?
А наказывают тут строго: если в первый раз попался - могут посадить в тюрьму минимум на полгода, да еще и оштрафовать на 1000 $. И этотолько если вы не попали в аварию и не причинили ущерб людям и имуществу граждан.
Если попались во второй раз в течении 5 лет - вас лишат прав на 5 лет (кроме других наказаний, которые тоже резко увеличиваются).
Попались в третий раз за 10 лет - лишаетесь прав на 10 лет, а после четвертого раза - лишаетесь прав навсегда. И ничто и никто вам больше не поможет. И обращаю ваше внимание на то, что не обязательно выпить алкоголь или употребить наркотики; достаточно принять "неудачные" лекарства, купленные по рецепту врача или без рецепта, и сесть за руль. Вот так-то...
Вот например, выдержки из тамошних Правил дорожного движения. Кто имеет право на дорогу? Вот и не угадали! Не тот, у кого машина пошикарнее, и не тот, кто имеет деньги на взятку и даже не тот автомобиль, который находится справа от вас. Во Флориде никто не имеет права на дорогу - ни один автомобиль, ни пешеход, ни мотоциклист, ни велосипедист. Никто!. А все они вместе взятые обязаны делать все возможное, чтобы предотвратить аварию. Мол, договаривайтесь как хотите – иначе все виноваты будете.
А вот еще одна отличительная черта здешних правил - возможность делать правый (а с улицы с односторонним движением на улицу с односторонним движением - и левый) поворот на красный свет светофора. Спросите, как это влияет на пропускную способность дорог, на пробки? Очень даже влияет, если учесть, что на подавляющем количестве дорог здесь имеются специальные "карманы" для машин, поворачивающих направо или налево (и эти "карманы" достаточно длинны, чтобы увеличить пропускную способность дороги).
Добавьте сюда наличие специальных срединных полос движения, которые в течение дня (например в часы "пик") меняют направление движения транспорта – в зависимости от ситуации.
И, наконец, уж совсем невероятное для наших реалий. Скажите, вы можете сказать хотя бы примерно, сколько людей в Москве погибает в год из-за того, что скорая помощь прибывает на место с опозданием по причине пресловутых пробок? Я с определенной уверенностью могу сказать, что здесь этого не может быть в соответствии с правилами дорожного движения. Они гласят, что вы не должны пропускать аварийный транспорт с сиренами и маячковыми огнями - вы обязаны просто «немедленно подать в сторону и привести свой транспорт к полной остановке». И попробуйте не сделать этого! Размеры наказаний ну очень не советуют…
Правда, сирена и маяки тут – только для полиции и скорой (не то что у нас)…
А если вы увидели школьный автобус, загружающий и выгружающий детей, то останавливаться следует не только транспорту, движущемуся в том же направлении, но и транспорту противоположного направления. И стоять до тех пор, пока школьный автобус не погасит своих аварийных огней.
Есть различия и в страховке. Во Флориде их два вида. Первый – что-то типа нашего ОСАГО, и второй вид – когда вы страхуете в обязательном порядке себя и свой автомобиль, и страховые взносы не уменьшаются при безаварийном вождении, как у нас, а увеличиваются в случаях аварий и существенно. И еще: вы не имеете права блокировать движение транспорта независимо от того, авария ли у вас или поломка. В любом случае вы обязаны освободить проезжую часть!
На закуску приведу примеры еще нескольких "странностей" здешних правил. Здесь могут приостановить действие ваших прав не только за нарушения ПДД, но и, если, например, вы не платите алиментов на детей, или вам меньше 21 и вы курите в автомобиле. Нет, странные они люди – эти американцы! Правда, живут без пробок на дорогах и аварий у них гораздо меньше…
ненавижу наш автодор