Командный ордер, говорите?
На днях FIA отменила мертворожденную статью 39.1 Спортивного Регламента, запрещавшую использование командного ордера, и тут же нарвалась на обвинения в том, что теперь дуэли между напарниками будут проходить в режиме ручного управления с пит-лейна. Дескать, теперь, как и до приснопамятного ГП Австрии 2002 боссы команд будут направо и налево решать, кто из двух пилотов достоин более высокого места на финише, тем самым дискредитируя спорт.
В связи с этим хотелось бы напомнить один эпизод из истории Ф1 – пример использования настоящего командного ордера. На фоне которого и отобранные у Массы и Баррикелло победы, и антикрыло Уэббера, и даже потерянное колесо Ирвайна – привет любителям теории заговора – бледнеют, меркнут и нервно уходят курить в угол.
В 1972 году в команде Lotus выступали Эмерсон Фиттипальди, выигравший к тому моменту свой первый Гран При и считавшийся будущим Чемпионом Мира – эдакий Себастьян Феттель начала 70-х, – и австралиец Дэвид Уокер. С той лишь разницей, что Уокер был не умудренным опытом ветераном, как Уэббер, а гонщиком, только-только выигравшим Британскую Ф3 и до недавнего времени работавшим тест-пилотом Lotus, и проводившим свой первый сезон в Ф1.
В те годы в зачет Кубка Конструкторов начислялись очки лишь одной машины – показавшей лучший результат – а значит, теоретически, команда могла обходиться лишь одним гонщиком. Второй пилот нужен был для подстраховки на случай проблем у лидера, зарабатывания стартовых и призовых денег, которые начислялись на каждую машину, и для проведения боевых тестов во время гонки, если у команды была такая необходимость.
Именно такая роль – боевого тестера и придатка для Фиттипальди – и досталась Уокеру, не самому медленному, заметьте, пилоту. В 1971 году, выступая сразу в двух Британских первенствах Ф3, он выиграл 25 гонок из 32, в которых принимал участие!
Предполагалось, что Уокер будет поддерживать Фиттипальди, прикрывая его тылы – бразилец в 1972 году проводил свой второй полный сезон в Ф1 и блистал едва ли не в каждой гонке, но команда не была готова вкладывать деньги и силы в двух гонщиков.
Все началось с тестов. Перед началом сезона Уокер «покатался» за рулем Lotus 72D всего полдня, которые и стали его первыми и последними испытаниями машины. Тогда как Фиттипальди проводил тесты едва ли не перед каждым Гран При, причем он делал это непосредственно на трассах, на которых спустя несколько дней проходили гонки.
Но самое интересное – дальше. Просто факты, от которых у любого современного пилота случился бы инсульт.
На второй этап сезона в Южную Африку машина Уокера приехала с бутылкой аргентинского вина в топливном баке, которую там забыли механики, контрабандой вывозившие его после первого Гран При сезона, проходившего в той самой Аргентине.
Бутылку вина в баке нашли лишь перед началом тренировок
Во время внезачетной гонки International Trophy, проходившей на Сильверстоуне, у Уокера треснул один из передних тормозных дисков, который ему заменили на абсолютно новый. В результате, один из дисков был новым, а второй - порядком изношен, и несмотря на просьбы пилота, его так и не поменяли. Стоит ли удивляться, что квалификация закончилась аварией из-за поломки старого диска на одном из торможений?
До поломки диска и аварии остались считанные круги
Так как машину после аварии не успевали починить – это при том, что команда Lotus тех лет была одной из самых обеспеченных в материальном и техническом плане, – Уокеру выдали старое шасси. Этот болид был построен в середине 1970 года, то есть почти за два года до описываемых событий. И дело было даже не только в том, что разница в скорости с современной машиной Фиттипальди была просто колоссальной, а еще и в том, что болид Уокера рассыпался буквально на ходу. К тому же, спецификации старого и нового шасси были настолько разными, что установить на болид Уокера более свежее антикрыло, например, было невозможно – крепления не подходили.
Уокер в болиде двухлетней давности на ГП Испании
На ГП Испании во время тренировки Уокера в спешном порядке зазвали в боксы и «отобрали» болид, т.к. на машине Фиттипальди сгорел мотор, и чтобы бразилец не терял времени, сидя в боксах, ему просто отдали машину второго пилота.
На ГП Бельгии Уокер вынужден был заезжать в боксы посреди гонки, т.к. на его машине упало давление масла. В итоге оказалось, что просто сломался датчик, а с маслопроводом все в порядке.
ГП Бельгии – проблемы с датчиком или маслопроводом?
Во Франции во время гонки пропала сначала четвертая передача, затем третья, после чего шестерни едва ли не повылетали из заклинившей коробки. В боксах состоялось неприятное объяснение с руководством команды – Уокера обвиняли в том, что он варварски использует КПП, а он, в свою очередь, уверял, что всему виной старый мотор, которому не хватало мощности, и который требовал слишком частой езды на пониженной передаче.
ГП Франции закончился на 34 круге из-за отказа КПП
На Сильверстоуне треснул рычаг подвески, а пока механики ковырялись с машиной Уокера, все свежие комплекты резины были отданы Фиттипальди, который их благополучно использовал.
Уокер «едет» на стартовое поле ГП Великобритании
Всю первую половину сезона на болиды Уокера устанавливали двигатели Cosworth DFV 9-го поколения, тогда как на машине Фиттипальди стояли моторы 12-ой версии. Перед Гран При Австрии Дэйв, доведенный до крайности, вынужден был обратиться напрямую к Колину Чепмену с просьбой, предоставить наконец-то более новый мотор, так как ни его гоночный инженер, ни тим-менеджер не желали его слушать. Ситуация столь же дикая, как если бы сейчас Марк Уэббер пошел просить новое антикрыло прямо в офис Дитриха Матешитца, не найдя общий язык с ни с Кристианом Хорнером, ни с Хельмутом Марко, например.
В результате, Дэйв таки получил двигатель 12-го поколения, но мотор, который ему дали успел пройти 300-400 боевых километров, и физически не мог выдержать дистанции еще одного Гран При. Он и не выдержал, подохнув на седьмом круге ГП Австрии.
В довершение всего, Уокеру никогда не разрешали менять настройки своего болида, который механики настраивали аналогично машине Фиттипальди. Дескать, с такими же настройками Эмерсон проезжал круг на секунду быстрее, значит, все дело в пилоте, т.е. в самом Дэйве. А то, что Дэйву нужна была, например, более жесткая подвеска никого не беспокоило – главное было то, что если Эмерсону срочно понадобиться запасной болид, то его уже ждала бы настроенная машина.
В общем, Уокера – не набравшего ни одного очка за десять Гран При – благополучно уволили после окончания сезона.
Разумеется, Дэйв, при всем к нему уважении, был пилотом совершенно другого класса в сравнении с блистательным Фиттипальди, ставшим в том году – история таки идет по спирали – самым молодым Чемпионом Мира. Дэйв был медленнее, ему явно не хватало опыта, он был не так уж и молод (31 год), а физическая форма была далека от идеальной. Но сколько из проигранных им секунд можно отнести на его личный счет, а сколько на счет позапрошлогодней машины, разваливающейся на части, с устаревшим мотором, и «чужими» настройками, сказать сложно. Но то, что команда даже не «сливала» Уокера – она просто относилась к нему как с пустому месту, лишенному таланта пилота, – это факт.
Напомните, тут у кого-то проблемы из-за того, что недодали новое антикрыло, и косо посмотрели в боксах?
http://proformula.ua/index.php?id=24&pid=26222
0