Зачем Ferrari три машины?
Лука ди Монтедземоло уже больше года время от времени упорно педалирует тему трех болидов от каждой команды. При каждом более-менее удобном, а все чаще и неудобном случае, президент Ferrari напоминает, как было бы здорово, если бы в гонках участвовало по три машины Scuderia, и иногда даже фантазирует на тему того, кто мог бы сесть за руль третьего болида. То он усаживал туда Валентино Росси, то кого-то из «молодых», а на днях договорился до того, как здорово было бы видеть в красной машине американского пилота.
И дело тут даже не в гоночных «качествах» американских пилотов – с 1989 года США не делегировала в Ф1 ни одного достойного пилота, кроме, разве что, неоднозначной кандидатуры Скотта Спида – о «заокеанье» заговорили лишь потому, что у Ferrari там огромный рынок сбыта. И не в том, что Валентино Росси никогда, по большому счету, не стремился выступать в Ф1. А в том, что предложение ди Монтедземоло, изначально популистичное, просто уничтожит Ф1, если будет реализовано.
Третья машина Ferrari не может существовать в обособленном вакууме. Она даст команде целый ряд привилегий, уже хотя бы в вопросе доводки техники. Цепная реакция начнется моментально, и соперники, те которые побогаче, тут же захотят третьи болиды и себе. Благо, McLaren, Mercedes и Red Bull имеют и технические и материальные возможности привозить на гонки не то что по три, а и по четыре машины. Кстати, команда Дитриха Матешитца до недавнего времени так и делала, имя ввиду Toro Rosso.
Но как только все топ-команды обзаведутся третьими болидами это будет означать, что пилоты «середняков», типа Force India или Williams, уже никогда не будут бороться за очки. Разного рода аутсайдеры и вовсе навсегда останутся где-то во втором десятке пелетона без даже теоретических шансов оттуда выбраться. А через год-два все они благополучно покинут Ф1.
В Чемпионате останется 5-6 команд, которые должны будут выставлять уже по четыре машины, чтобы хоть как-то дотягивать до минимально необходимого количества участников. А там и коллапс спорта не за горами – уход первой же из оставшихся «мегакоманд» подкосит Чемпионат окончательно. А там не за горами и стандартные шасси с двигателями, чтобы хоть как-то привлечь новые команды, и команды из одной машины, т.к. желающих потратить много денег на полноценную «конюшню» не будет, и рентадрайверы косяком. В общем, CART передавал пламенный привет. Там тоже, кстати, когда-то любили баловаться «трехмашинными» командами.
Справедливости ради, участникам Чемпионата Мира Формулы-1 достаточно долго позволялось выставлять по три машины в гонках. Поначалу эта практика была чрезвычайно распространенной. Причиной было простое и понятное желание команд зарабатывать – чем боле машин, тем больше стартовых денег от организаторов гонок (никаких отчислений от телетрансляций и рекламы в 50-70-хх годах, разумеется не было), и больше шансов на успех, а значит, и на призовые деньги. К тому же, третью машину вполне можно было «продать», пустив покататься какого-то богатого аматора.
Зачастую, в третьи болиды усаживали молодых пилотов – что-то вроде боевых тестов – чтобы понять, чего они стоят. Кстати, именно так в Ф1 пришли Джоди Шектер, Жиль Вильнев и Нельсон Пике. А Марио Андретти за рулем третьей Ferrari даже выиграл ГП ЮАР в 1971 году. Случались и занятные казусы. Например, команда BRM в 1972 году на некоторые гонки выставляла по пять машин.
Но со временем и ростом бюджетов третьи машины практически отмерли сами собой – лишь очень богатые команды могли позволить себе такую роскошь – два болида от каждой команды оказались разумным компромиссом. Двух машин было достаточно, чтобы подстраховаться на случай механических проблем, тогда как обслуживание трех машин уже влетало в копеечку.
Ну а если копнуть поглубже, в начало 50-х годов, то станет понятно, что третьи-четвертые машины один раз уже уничтожили Чемпионат Мира. В 1950-1951 годах в Ф1 фактически доминировали две команды, Alfa Romeo и Ferrari. Каждая привозила на Гран При по три-четыре машины, которые и разбирали все пять очковых мест. Например, в 1951 году на этапах Чемпионата Мира стартовал 51 пилот, но очки набрали всего 13, а 11 из них выступали на Alfa Romeo или Ferrari. При том, что в Чемпионате Мира на тот момент было еще 5-7 болидов других конструкторов.
Доминирование двух сверхкоманд просто убило конкуренцию в Чемпионате Мира Ф1, и в конце 1951 года было принято решение об отказе от его проведения. Следующие два года, 1952-1953, Чемпионат Мира разыгрывался для машин класса Формула-2. Это тоже самое, если бы в наши дни из-за отсутствия команд, всех пилотов Ф1 пересадили на машины GP2.
Едва ли Лука ди Монтедземоло так плохо знает историю, которую сам к тому же, и творил.
http://proformula.ua/index.php?id=24&pid=26242
0