Дневные ходовые огни по-украински
По многочисленным просьбам читателей сразу же оговорюсь, что, всё написанное ниже, является личным мнением автора статьи.
Итак, что же такое ДХО?
Самый доступный ответ на этот вопрос размещен в Википедии – Дневные ходовые огни (англ. Daytimerunninglights, DRL) — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток. Как мы видим, главная задача ДХО – это обозначение движущегося транспортного средства.
Можно сказать так: «В то время, когда космические корабли бороздят…»… Нет, не так. В то время, как дневные ходовые огни давно признаны во многих странах мира как устройство, способствующее обеспечению безопасности дорожного движения, Украина оставалась в этом плане на уровне 60-х годов прошлого века, т.е. использование такой функции Правилами дорожного движения не предусматривалось. Именно поэтому весь украинский автомобильный народ с воодушевлением воспринял намерение Государственной Автомобильной Инспекции ввести этот термин и правила использования ДХО в новую редакцию Правил, подписание которой планировалось на конец 2012 года. Самый простой и рациональный путь виделся на примере Российской Федерации – приведение требований ПДД в части размещения и установки ДХО в соответствие с Международным стандартом Правилами ЕЭК ООН № 48.
Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации.
19 Дневной ходовой огонь
6.19.1 Установка Факультативна на автомобилях. Запрещена на прицепах.
6.19.2 Число - Два.
6.19.3 Схема монтажа Специальных предписаний нет.
6.19.4 Размещение
6.19.4.1 По ширине — точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удаленная от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм.
6.19.4.2 По высоте — на расстоянии от 250 до 1500 мм над уровнем грунта.
6.19.4.3 По длине — на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.
6.19.5 Геометрическая видимость
Горизонтальный угол бета = 20° наружу и внутрь.
Вертикальный угол альфа = 10° вверх и вниз от горизонтали.
6.19.6 Направление - Вперед.
6.19.7 Функциональная электрическая схема
В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение "включено" орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента.
Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения.
6.19.8 Контрольный сигнал Факультативен в виде замкнутого контура.
6.19.9 Прочие предписания - нет
При этом при отсутствии в конструкции транспортного средства российским автовладельцам разрешено устанавливать ДХО самостоятельно, или использовать вместо них для обозначения транспортного средства противотуманные фары.
Почему я акцентирую внимание на обеспечение видимости транспортного средства с помощью ДХО (ПТФ), обходя вниманием включение для этой цели ближнего света? Предпочтительность использования ДХО обусловлена тремя факторами, это безопасность, экологичность, экономичность. Рассмотрим эти факторы по-отдельности.
Безопасность.
Постоянно включенный ближний свет приводит к уменьшению ресурса ламп накаливания, обеспечивающих ближний свет – нагрев вольфрамовой нити, тряска – не проходят бесследно. Т.е. при «круглосуточной работе» ламп ближнего света, скажем так, увеличивается вероятность выхода ламп из строя. Управляя транспортным средством в дневное время, не всякий водитель может увидеть, что на авто перегорела лампа ближнего света. Зато ночью это увидит каждый и… Как минимум, Правила запрещают эксплуатацию транспортного средства с неработающей левой фарой ближнего света (п. 31.4.3.в). Это значит, что если перегорел правый ближний – это почти праздник, если перегорел левый – суши весла. Если водитель способен заменить лампочку (из правой в левую), т.е. если знания и конструкция транспортного средства позволяют это сделать – это полбеды. Почему полбеды? А потому что ОДНА лампа ближнего света горит ярче, чем ДВЕ, что доставляет дискомфорт встречным водителям. Ну а полная беда – это если водитель не может переставить лампочку, а ехать нужно, т.к. ночь на улице, и до ближайшего населенного пункта – 80 км, а тут ещё по закону подлости на подъезде к населенному пункту попадется сержантпетренкомакументы с многозначительной фразой – «Порушуємо!...». Да и, в конце концов, две горящие фары – это лучше, чем одна. Поэтому лампы ближнего света нужно беречь. Зато перегоревший дневной ходовой фонарь в ночных условиях опасности не создаёт.
Экологичность и экономичность будем рассматривать комплексно, притом на уровне дилетанта-любителя.
Предлагаю заняться математикой. Какова мощность осветительных приборов при включенном ближнем свете фар? На примере жигулевской классики 2107.
Ближний свет - 2 х 55 = 110 Вт
Габариты передние - 2 х 4 = 8 Вт
Габариты задние - 2 х 4 = 8 Вт
Подсветка НЗ - 2 х 4 = 8 Вт
Подсветка приборов - 4 х 3 = 12 Вт
Подсветка прикуривателя - 1 х 3 = 3 Вт
Итого - 149 Вт.
И какова мощность двух светодиодных фонарей ДХО?
DRL - 2 х 6 = 12 Вт
Итого - 12 Вт.
Продолжаем математические изыскания:
149 Вт – 12 Вт = 137 Вт
Эти 137 Вт мощности используются для нагрева окружающей среды, загрязнения атмосферы. Это те 137 Вт, оплачивая которые мы попросту сжигаем топливо вместо того, чтобы потратить их на что-то полезное. При этом 149 Вт включенного ближнего света абсолютно не безопаснее 12 Вт включенных дневных ходовых огней.
В плане ремарочки. Информация мной не проверялась, но где-то в интернетах прозвучал тезис о том, что международные требования к конструкции новых транспортных средств предусматривают для функционирования ДХО использование только светодиодных источников света. Лампы накаливания – пожалуйста! Но только на те авто, где ДХО на лампах накаливания. А если конструируешь новое авто – то только светодиоды. Экономичность и экологичность.
В плане экономичности можно ещё упомянуть сетования на требование включения ближнего света, которые часто можно услышать от водителей родом из СССР. Мол, ездили мы с включенным ближним, очень быстро выходит из строя акумулятор. Естественно, акумулятор выходит из строя, если забыть выключить свет или габариты после остановке двигателя. И одна из причин (по слухам) отказа Незалежной Украины от использования ближнего света днем – неспособность молодой украинской аккумуляторной промышленности восполнить эти «небоевые» потери.
Зато дневные ходовые ходовые огни, установленные согласно действующему нормативу, исключают возможность забыть их выключить при остановке двигателя. Следовательно, нашим акумуляторам ничего не угрожает.
Я писал «…весь украинский автомобильный народ с воодушевлением воспринял намерение» . Это я погорячился. Нет, не весь. Ибо существует мнение: «ДХО никак не отразятся на БДД. зато дадут больше поводов для штрафов и уменьшат эффективность от использования "световых сигналов". Сейчас ориентируюсь, что со светом в нормальную погоду могут ехать с прицепом, буксировать ТС и т.д.»
И что я могу сказать об этом?
Я не считаю правильным выделять ближним светом особенные категории ТС. Таранить встречника нельзя! Будь это просто Запорожец, будь это автобус детьми. Просто нельзя. Меня всегда вводили в недоумение предпраздничные циркуляры на тему "усилить бдительность". Как будто в "мирное время" можно быть не бдительным, или даже - чуточку расхлябанным. Нельзя быть чуть-чуть беременной - беременность или есть, или её нет. Так и здесь - нельзя быть к одним транспортным средствам не очень внимательным, к другим внимательным, третьим - очень внимательным, к четвертым - совершенно очень внимательным. Законы физики везде одинаковы. Для выделения особой категории ТС есть проблесковые маячки. Всё.
А что касается штрафов… В ГАИ обещали, что за невключенный ближний свет днем штрафовать не будут. И, что интересно, не соврали! За невключенный ближний свет (ДХО) в дневное время штрафа не будет. Будет предупреждение согласно ст.125 КУАП Украины, т.к. штраф положен за нарушение правил пользования световыми приборами (19-й раздел ПДД), а здесь речь идет нарушении правил подачи предупредительных сигналов (9-й раздел ПДД), ибо наши законодатели отнесли включение ближнего света (ДХО) в дневное время к предупредительным сигналам. Разводы – будут. Штрафов – нет.
Краткое резюме по выше сказанному – дневные ходовые огни, по своему предназначению, должны обеспечить безопасность дорожного движения выделением транспортного средства светом. Предусмотренные международным нормативом правила подключения и использования ДХО обеспечивают достаточную экологичность, экономичность и безопасность во время эксплуатации транспортных средств.
Итак, Дневные Ходовые Огни по-украински. В ПДД-2013 появились такие изменения.
1.10. денні ходові вогні — зовнішні світлові прилади білого кольору, передбачені конструкцією транспортного засобу, установлені спереду транспортного засобу і призначені для покращення видимості транспортного засобу під час його руху у світлий час доби;
9.8. Під час руху механічних транспортних засобів у світлу пору доби з метою позначення транспортного засобу, що рухається, ближнє світло фар повинно бути увімкнене:
а) у колоні;
б) на маршрутних транспортних засобах, що рухаються по смузі, позначеній дорожнім знаком 5.8 (див. додаток 1) ( 306а-2001-п ), назустріч загальному потоку транспортних засобів;
в) на автобусах (мікроавтобусах), що здійснюють перевезення організованих груп дітей;
г) на великовагових, великогабаритних транспортних засобах та транспортних засобах, що здійснюють дорожнє перевезення небезпечних вантажів;
ґ) на транспортному засобі, що буксирує;
д) у тунелях.
З 1 жовтня по 1 травня на всіх механічних транспортних засобах поза населеними пунктами повинні бути ввімкнені денні ходові вогні, а в разі їх відсутності в конструкції транспортного засобу — ближнє світло фар.
Ну, во-первых, дневными ходовыми огнями по-украински являются только устройства, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
Во-вторых, ранее приобретенные гражданами автомобили с так называемой американской системой ДХО (постоянно горящие указатели поворотов, т.е. оранжевые дневные ходовые огни) автоматически стали вне закона, и требуют переоборудования для приведения к нормам украинского дорожного законодательства.
В-третьих, принимая в определении термина ДХО только предусмотренные конструкцией световые приборы, наши творцы ПДД подарили Украине «лишних 137 ватт» с каждого авто, о которых я писал выше. Это урон экологии, это ущерб кошельку владельца транспортного средства. Причем это кошелек не только частника, но и государственного и коммунального транспорта. 137 ватт на один авто – вроде не много. А если посчитать в масштабах страны? А если перевести это в бензин и дизтопливо? Это ж какая сумма получится? На эту сумму можно было спокойно поднять зарплату депутатам и министрам! Хотя о чем это я? Они себе и так поднимут, а вот на детскую больницу или новый детский сад эти деньги лишними не были бы. Ладно, проехали… В любом случае, в отличии от использования при движении навигатора/регистратора/кондиционера или при прослушивании музыки, мы оплачиваем из своего кармана навязанную услугу. Это как реклама по телевизору – ты её не заказывал, но тратишь свою электроэнергию, пока её транслируют.
Продолжим. Допустим, гражданин Украины является счастливым обладателем нового авто, в котором предусмотрены конструктивно дневные ходовые огни. И что вы думаете – у него жизнь удалась? Он будет образцовым исполнителем ПДД? Маловероятно. Почему? А потому что дополнение к п.9.8 предусматривает включение ближнего света вне населенных пунктов. Это автоматически означает, что использование ДХО в населенном пункте является нарушением требований п.9.8. Ну не могли предположить конструкторы автомобилей, что в Украине предусмотрят включение ДХО только вне населенных пунктов. Они (конструкторы автомобилей с ДХО) выполняли международный стандарт, который предусматривает включение ДХО при заводке автомобиля, а не при заводке автомобиля вне населенного пункта. Теперь перед международной конструкторской мыслью стоит задача обучить конструируемые ими ДХО самостоятельно отключаться при движении по населенному пункту в Украине. И автоматически включаться при выезде за пределы населенного пункта.
Можно возразить – а при чем тут конструкторы? Водитель сам может включить/выключить ДХО (ближний свет). Конечно может. Раньше вон (когда деревья были совсем большими, по крайней мере для наших бабушек и дедушек), водитель грузовика должен был изобразить намерение о совершение им правого поворота… внимание – открыванием/закрыванием правой дверцы кабины! И ничего! Ездили! А сейчас, видите ли, водителю трудно пощелкать переключателем…
Ещё на такой момент хотелось бы обратить внимание читателя. В «моих Гадюкинах» вырисовывается приблизительно такой «график» включения ближнего света:
Заканчивается нп Одесса - начинается нп Крыжановка - свет включить не успеешь. Заканчивается нп Крыжановка - 600 метров ближнего света - начинается нп Лески, длиной 1.5 км.
Заканчивается нп Лески - 1500 метров ближнего света - начинается нп Фонтанка, длиной 5 км.
Заканчивается нп Фонтанка - 1200 метров ближнего света - начинается нп Вапнярка, длиной 800 м.
Заканчивается нп Вапнярка - 1000 метров ближнего света - начинается нп Нов. Дофиновка, длиной 1000 м.
Заканчивается нп Нов.Дофиновка - 1500 метров ближнего света - начинается нп Черноморское, длиной 5000 м (из них под определение НП попадает от силы 1000м. И т.д.
Лично я не уверен, что буду неукоснительно соблюдать требования о включении вне населенного пункта, а, скорее всего, где-нибудь забуду, и нарушу ПДД – проеду по населенному пункту с включенным ближним светом в дневное время…
И ещё у меня вызывает недоумение основания для принятия решения о включении ДХО/БС вне населенного пункта. Я со своей дилетантской колокольни понимаю, что в населенном пункте:
- выше плотность потока,
- выше число маневрирований и перестроений,
- больше пешеходных переходов и перекрестков,
- больше пешеходов,
- больше детей,
т.е. необходимость выделения движущегося транспортного средства гораздо выше, чем вне населенного пункта. Вне населенного пункта можно выделить только фактор скорости – вне населенного пункта, как правило, скорость движения транспортних средств выше. И важно визуально распознать транспортное средство и определить скорость его движения как можно раньше.
Как я упоминал ранее, я отношусь к категории «…весь украинский автомобильный народ с воодушевлением воспринял намерение» . И буду устанавливать на свой автомобиль ВАЗ 2107 дневные ходовые огни, несмотря на то, что вазовские конструкторы не предусмотрели их конструктивно.
Хотя по сути установка ДХО на авто, где они не предусмотрены конструкцией, является нарушением ПДД, но административным нарушением это являться не будет, так как при конфликте национальных и международных правовых норм (подробнее – здесь) приоритет имеют международные нормы. В свое время форумчанин "Взяткам нет" делал запрос по поводу установки ДХО, и получил два совершенно разных ответа из одного и того же органа (разные сотрудники готовили ответ). Согласно одному - установка ДХО разрешена при соответствии нормам по установке, а согласно другого - запрещена в случае, если это не предусмотрено конструкцией. Я, естественно, распечатаю первый вариант, и буду требовать его внесения в протокол.
В заключение.
У читателя может возникнут вопрос – Автор самый умный? И умнее творцов ПДД из ЦБДД? Ответ: - НЕТ. Я живу в Украине. Умные творцы ПДД – в материале на предыдущей странице в Российской Федерации.
П.С. Хочу обратить внимание счастливых обладателей авто с ДХО, что в сумерках у вас возникнет необходимость включить на ближний свет позже, чем у остальных водителей. Не забывайте об остальных, и старайтесь не слепить встречных.
Источник: ostanovkam.net
RENAULT LOGAN Ambiance 1.4 MT LPG "Серая платина" 2011г.
0