Тема: Безопасность ребенка в автомобиле - 2 (какие бывают автокресла)
Шпаргалка для начинающих
Т.е. для людей, которые практически ничего не знают о детских автокреслах, но хотят узнать.
ТЕОРИЯ
1) Существует 5 групп детских автокресел, основная классификация по весу, вспомогательная - по возрасту (основной ориентир - ВЕС ребенка):
0 - от 0 до 10 кг (от рождения до ~9 мес.)
0+ - 0-13 кг (от рождения до ~15 мес.)
1 - 9-18 кг (~1-4 года)
2 - 15-25 кг (~3,5-7 лет)
3 - 22-36 кг (~6-12 лет или до роста 150 см)
Бывают и комбинированные варианты, например, 0+/1, 0+/1/2 или 1/2/3.
2) Купить кресло сразу на 3 группы выглядит очень заманчиво, но как известно, любое специализированное изделие лучше, чем универсальное. Цитата из краш-теста: "Идея объединить как можно большее количество групп в одном кресле в теории хороша, но на практике это компромисс со своими недостатками для каждой группы".
На нашем рынке нет ни одного "тройного" кресла с отличным результатом по безопасности.
Посему лично я считаю, что лучше купить сначала переноску 0-13 (0+), потом кресло 9-18 (1), потом кресло 15-36 (2/3).
3) Еще одно закономерное желание - сэкономить.
Лично я считаю, что экономить можно на чем угодно, но желательно не на детской безопасности. Дорогие кресла отличаются от дешевых не только "именем" производителя, а прежде всего качеством материалов (и главное - пластика и застежек), исполнения и соответственно результатом. У дешевых кресел нет хороших результатов в крашах (к сожалению, обратная зависимость не столь однозначна - есть дорогие кресла, которые за эти деньги могли бы быть лучше). Дешевое кресло может подвести там, где спасет дорогое и хорошее.
4) Изофикс / Isofix. Суть - кресло крепится не штатным автомобильным ремнем, как обычно, а к специальным "якорям", являющимися неотъемлимой частью машины (крепления изофикс есть не на всех машинах и только у некоторых кресел). Основное его преимущество - кресло практически невозможно закрепить неправильно.
Кресла с изофикс также можно пристегнуть и автомобильным ремнем, как обычно.
Как правило, кресла с изофикс показывают на крашах лучший результат, чем без него, но если кресло правильно пристегнуто ремнями, то разница не большая.
Тем не менее, если есть деньги на кресло с изофикс и машина с креплениями изофикс - лучше оно. При этом необходимо иметь в виду, что конкретное кресло может не подойти к конкретной машине.
ПРАКТИКА
5) Кресла гр.0 - маленькие переноски, реально их хватает детям где-то до полугода, а то и меньше (к этой же группе относятся и так называемые "специальные люльки, предназначенные для использования в автомобиле", но их безопасность не выдерживает никакой критики). Сейчас все новые переноски относятся к 0+. Ребенок в полулежачем положении, пристегнут внутренним 3-точечным ремнем (недавно появились "продвинутые" варианты переносок с внутренними 5-точечными ремнями).
Кресла гр.0+ не одинаковые по размеру, бывают более и менее просторные. В более просторных ребенок может ездить до года, из меньших вырастает быстрее.
Типичная переноска 0+ выглядит так: (фото 1)
Кресла гр.1 - с внутренними пятиточечными ремнями, детям их хватает до 3-4 лет (в зависимости от комплекции ребенка и размера кресла).
Типичное кресло гр.1 выглядит так: (фото 2)
А так - кресло гр.1 с креплением Изофикс (внизу видно штыри, прикрепляющиеся к "якорям" автомобиля): (фото 3)
Кресла гр.2/3 ("чистой" гр.2 не бывает) - кресло с высокой спинкой, "растет" вместе с ребенком. Ребенок вместе с креслом пристегивается штатным ремнем.
Типичное кресло гр.2/3 выглядит так: (фото 4)
Когда ребенок вырастает из спинки, она отсоединяется и получается
гр.3 - "подпопник", он же "бустер". Бустер также можно купить и отдельно. Может быть снабжен "ограничителем" для верхней лямки автомобильного ремня (более предпочтительный вариант).
Типичный бустер гр.3 выглядит так: (фото 5)
В нем ребенок должен ездить до тех пор, пока не достигнет роста 150 см - это минимальный рост, на который рассчитаны штатные автомобильные ремни безопасности.
Комбинированные или универсальные кресла (рассчитанные сразу на несколько групп):
гр.0+/1 - выглядит, как кресло гр.1, но может устанавливаться как лицом, так и спиной по ходу движения: (фото 6 и 7)
гр.1/2/3 - заявляется как подходящее для детей от года до приблизительно 12 лет, на практике же годовалым детям в таком кресле не очень удобно - спинка у таких кресел практически не отклоняется для отдыха. До 3-4 лет ребенок пристегивается внутренними ремнями кресла; когда вырастает их них - штатным автомобильным ремнем; когда кресло становится тесно, спинка снимается и получившийся бустер используется до достижения ребенком роста 150 см.
Кресло гр.1/2/3 может выглядеть так: (фото 8)
!!! ВАЖНО!!! Минимум до года ребенок должен ездить спиной по ходу движения. У маленького ребенка относительно большая и тяжелая голова при очень слабых шейных мышцах. В результате в случае даже просто резкого торможения в положении лицом вперед он может получить травму шейного отдела позвоночника, вплоть до летального исхода.
Ребенок вырос из кресла, если
а) голова торчит над верхним краем спинки более, чем на треть, и/или
б) внутренний ремень начинается ниже плеча ребенка (в норме он должен начинаться НАД плечом).
В переносках и креслах, устанавливаемых против хода, ремень может начинаться и чуть ниже плеча. Голова в переноске торчать не должна.
6) Хорошо зарекомендовавшие себя производители:
Britax-Romer (кресла продаются под маркой Britax и Romer в зависимости от страны)
Maxi-Cosi
Concord
Bebe Confort
Recaro (с оговорками)