«Авто.Вести» о плюсах и минусах БТР-3Е1 от БТР-4Е
Вооруженные силы Украины (ВСУ) и Министерство внутренних дел (МВД) намерены разместить на украинских предприятиях оборонной промышленности заказ на 1000 новейших бронетранспортеров.
Украинские конструкторы предлагают силовикам две модели на выбор: БТР-3Е1 и БТР-4Е. Несмотря на близость технических характеристик, обе машины радикально отличаются друг от друга по компоновке и возможностям трансформации. Объединяют их способность преодолевать водные препятствия и то, что обе машины имеют максимальную степень локализации – большая часть узлов и агрегатов, а также вооружения и средств связи, производится в Украине. Кроме того, обе машины были разработаны в Харьковским КБ машиностроения им. А.А. Морозова.
БТР-3Е1
Бронетранспортер имеет так называемую дифференцированную противопульную и противоосколочную защиту – в различных зонах кузова используется броня различного типа и толщины. Для защиты от осколков используется кевлар.
БТР-3Е1 во время тестов на полигоне
Корпус БТР сваривается из гомогенных (однородных по структуре) бронелистов, большинство из которых установлено под большим углом уклона. Таким нехитрым способом в разы повышается устойчивость брони к пулям и осколкам – в большинстве случаев поражающие предметы рикошетируют от корпуса БТР.
Отсек управления БТР-3Е1 расположен спереди. За ним следует десантный отсек (вместительность – до 8 чел.), совмещенный с боевым модулем. Моторно-трансмиссионный отсек расположен сзади.
Десантники заходят в машину и покидают ее через двухстворчатые бронедверцы. При этом маршрут эвакуации проходит через моторный отсек. Несмоттря на то, что он оборудован автоматической системой пожаротушения, в боевых условиях такое решение таит в себе многие риски. Поэтому на крыше корпуса имеются люки, которые можно использовать для аварийного покидания машины.
В стандартной комплектации БТР-3Е1 оснащен закрытой пушкой калибром 30 мм с дистанционным наведением (боекомлект 350 снарядов), пулеметом калибром 7,62 мм (боекомплект 2000 патронов), автоматическим гранатометом калибром 30 мм по левому борту и 4-рактеным противотанковым комплексом по правому борту. Вооружение позволяет поражать живую силу, бронетанковую технику и дозвуковые летающие цели на расстоянии до 4-5,5 км.
Силовой агрегат включает в себя 7,2-литровый турбодизель и автоматической трансмиссией Allison 3200SP (США). Исторический экскурс: немецкий бренд MTU ведет родословную от моторного подразделения компании Maybach. Во время Второй мировой войны компания производила силовые агрегаты для танков. В частности – дизельные. Это не опечатка: у немцев действительно были дизельные «Тигры» Type E, но в очень ограниченном количестве. Во-первых, практически все дизельное топливо потребляли ВМФ и Кригсмарине адмирала-подводника Карла Дёница – танкистам его не хватало. Во-вторых, из соображений военной логистики немцам было удобней использовать единое топливо для бронетехники, самолетов и автомобилей. В настоящее время MTU является дизельным подразделением британской Rolls-Royce Power Systems. Дизеля этой марки считаются одними из самых надежных в мире.
Пост управления огнем БТР-3Е1
Системы наблюдения, поиска и наведения на цель разработаны и выпускаются Черниговским радиозаводом «ЧеРаЗа». Изготовление корпуса БТР-3Е1 осуществляется в Мариуполе на заводе «Азовмаш», окончательная сборка осуществляется в Киеве на предприятии РМЗ.
БТР-3Е1 поставляется во многие страны мира, в том числе в США.
БТР-4Е
Главным отличием этой боевой машины от БТР-3Е1 является компоновка. У «Четверки» моторно-трансмиссионный отсек расположены в центральной части бронекорпуса, а десантный и боевой модуль – на корме. По мнению разработчиков, такая компоновка позволяет вносить любые изменение в десантно-боевой отсек без модернизации моторно-трансмиссионного отделения.
Базовый вариант БТР-4Е
Эти слова подтверждаются тем, что на базе БТР-4Е создано множество специализированных моделей: командирская машина БТР-4К; боевая разведывательная машина БРМ-4К; ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ; командно-штабная машина БТР-4КШ; бронированная санитарно-эвакуационная машина БСЭМ-4К, пр. Особо стоит сказать о машине огневой поддержки, которая оснащена 120-мм гладкоствольной пушкой.
Бронированная санитарно-эвакуационная машина на базе БТР-4Е
В качестве силового агрегата «Четверка» использует 2-тактный танковый дизель ЗДТ мощностью 500-600 л.с. В качестве резерва предусмотрен немецкий 4-тактный дизель Deutz (489/598 л.с. в зависимости от версии).
Экипаж БТР-4Е состоит из трех человек. Десантное отделение вмещает 7-9 человек.
Кроме того, БТР-4Е отличается от «Тройки» боевым модулем. Если на БТР-3Е1 в качестве основной используется одноместная украинская башня «Штурм», то создатели конкурирующей машины отдали предпочтение модулю «Гром» (речь идет о базовых версиях БТР). В то же время «Четверка» имеет значительно больший спектр допустимых боевых модулей.
Или/или? И/и!
В настоящее время идут войсковые испытания обеих машин, поэтому говорить о том, какая из них лучше, а какая хуже – преждевременно. Тем более, что такое сравнение не входит в задачи автомобильного портала. Однако первые выводы уже можно сделать.
Варианты исполнений БТР-4Е
Обе украинских машины имеют два больших недостатка: плоское дно и ненадежную 30-мм пушку. По первой причине при подрыве на мине шансы экипажа и десантников на спасение стремятся к нулю. Отметим, что современные зарубежные бронетранспортеры имеют клиновидное днище, рассекающее взрывную волну. Что же касается пушки, то она представляет собой модернизированное авиационное орудие, в наземном исполнении капризна и характеризуется невысокой точностью ведения огня.
Специфическим слабым местом БТР-4Е может стать базовый силовой агрегат ЗДТ. В сущности своей – это танковый дизель, работающий на предельных режимах. Такие моторы теоретически обладают меньшим моторесурсом, чем двигатель MTU от «Тройки». В то же время «Четверка» быстрее и обладает большей автономностью: 690 км против 600 у БТР-3Е1.
Второе слабое место БТР-4Е – высокая доля российских и белорусских комплектующих. После того, как Кремль развязал необъявленную войну против Украины, это стало стратегическим недостатком. Наши инженеры сумели найти замену многим российским деталям, но проблема зависимости от России решена не полностью.
БТР-4Е более универсален. Фактически его трансформации могут осуществляться в условиях полевых мастерских. Кроме того, «Четверка» больше подходит для создания штурмовых БТР, работающих в особо сложных огневых условиях.
Российкий БТР-82 -- родной брат украинского БТР-4Е
Несмотря на то, что БТР-3Е1, БТР-4Е и российский БТР-82 используют общую платформу (советский БТР-80), по большинству показателей украинские бронетранспортеры лучше. Во многом это определяется тем, что разработчики РФ не отказались от корпуса БТР-80, на который навешаны все новшества и «современности». Справедливости ради отметим, что БТР-4Е и БТР-82 вошли в топ-десятку лучших БТР мира. Однако российский бронетранспортер имеет зеркальный по отношению к украинскому недостаток: на нем используется украинская электроника. В частности, речь идет о системах поиска, сопровождения и уничтожения целей. Кстати, на российских танках также установлена украинская электроника. Причем у россиян достойной альтернативы нет. Зато за счет использования более широкой резины БТР-82 имеет лучшую проходимость.
БТР-4Е во время "приема водных процедур"
С точки зрения независимых аналитиков, с которыми «Авто.Вести» общались в процессе подготовки этой статьи, постановка вопроса «или/или» к корне не верна. По инсайдерской информации, «Тройка» доступней по цене ($0,92 млн. без учета услуг посредников) и при этом способна справиться с широким кругом боевых задач. Тираж более дорогой «Четверки» (экспортная цена $1,2-1,5 млн.) должен определяться перечнем и объемом задач, с которыми БТР-3Е1 не справится. Например, при заднемоторной компоновке создание на базе «Тройки» бронированных санитарно-эвакуационных машин выглядит проблематично.
P.S. Радует то, что наш военно-промышленный комплекс может разрабатывать и выпускать бронетранспортеры мирового уровня. Радует и то, что правительство озаботилось перевооружением ВСУ и ВВ МВД. Жаль только, что поводом к этому стала оккупация Крыма и тысячи жизней, унесенных противостоянием на Донбассе…
Киев
Шкода Рапид 1.6, .110л.с ....+ Дастер 1.5, 110л.с
Бортовой тут:
https://www.logan.in.ua/forum/topic1840 … 110ls.html
0