Продолжение предыдущего материала о выборе дисков:
Комментарий спортсмена
Александр Салюк-старшийАлександр Салюк-старший
Многократный чемпион Украины по ралли. Ездит на Mitsubishi Lancer Еvolution VIII
Выбирая колесные диски, можно исходить из разных соображений. Например, для спорта очень важно, чтобы диск был легким и прочным, так что выбор делается в пользу кованых. Кому важнее внешний вид, тот останавливается на литых дисках. Вот только наши дороги ненамного лучше раллийных допов. Поэтому, наверное, стоит один раз заплатить больше и купить качественные крепкие диски. «Красивые» не выдерживают сильных ударов и требуют дополнительных затрат на ремонт, а то и замену.
Комментарий эксперта
Василий РоманецВасилий Романец
Директор фирмы «Колонель». Стаж работы с легкосплавными дисками – 7 лет
Производителей кованых дисков в мире не так уж много. В основном их выпускают российские (ВСМПО, СМК (Авиатехнологии), КраМЗ, БКМПО) и несколько зарубежных компаний. Обусловлено это огромными затратами на оснащение производства многотонными прессами, которые в несколько этапов придают отливке нужную форму и свойства. Некоторые зарубежные диски получают по обходной технологии, хотя и декларируют их как кованые. Ее суть – упрочнение диска методом прокатки обода.
Кованые диски получают методом горячей штамповки с последующей термической и механической обработкой деталей. Производство начинается с обработки давлением отлитой заготовки на механизированной линии вертикальных гидравлических прессов. В состав линии входят четыре вертикальных гидравлических пресса усилием 1600, 6000, 20000, 40000 т, где последовательно происходит изменение формы исходной заготовки. Затем полуфабрикат отправляется на термическую обработку, после чего заготовка обрабатывается на высокоточных станках с числовым программным управлением. Более высокая цена кованых дисков объясняется множеством этапов производства, а также большими отходами дорогого сплава. Так, заготовка 15-дюймового диска весит 50 кг, а на выходе после поковки вес готового диска составляет всего 6,5 кг. Кованые диски практически не подвержены коррозии, поэтому иногда их даже не покрывают защитным слоем лака.
Литые диски из алюминиевых сплавов получают методом литья под низким регулируемым давлением или литьем с противодавлением. Главная причина их популярности – относительная дешевизна. Себестоимость дисков, полученных по литейной технологии, приблизительно в 2-3 раза меньше кованых. А выпусткает их не один десяток производителей.
Комментарий ремонтника
Евгений ГолубевЕвгений Голубев
Мастер СТО по ремонту дисков. Стаж работы с легкосплавными дисками – 5 лет
Нашим разбитым дорогам не могут противостоять ни литые, ни кованые диски, поэтому ремонтировать приходится и те, и другие. Конечно же, более надежные и ударопрочные – кованые, и ремонтировать их к нам привозят в основном автоспортсмены. При обычных режимах эксплуатации повредить такие диски намного сложнее, чем литые. Из последних же более надежны оригинальные диски, которыми комплектуются машины на конвейере. Дать однозначную оценку литым дискам, представленным на рынке, сложно. Есть более-менее достойная продукция, а есть очень слабые диски, которые боятся любых перегрузок.
Что касается ремонтопригодности, то восстановлению поддаются и те, и другие диски. Стоимость ремонта зависит от сложности повреждения и стартует от 100 грн. Обычно не ремонтируются только два вида повреждений – при разрушении ступицы и спиц диска.
Только сплавы
Практически все продаваемые литые и кованые диски изготовлены из алюминиевого сплава, т. е. в их основе лежит алюминий, в который добавлено множество других элементов из таблицы Менделееева, в том числе и металлов. Различные добавки позволяют придать сплаву, соответственно и диску, требуемые свойства.
Диски из магниевых сплавов – большая редкость. История применения магния для изготовления дисков насчитывает, по меньшей мере, 26 лет (Alfa Romeo Spider 1980 года выпуска оснащалась именно такими дисками). Однако до сих пор магниевые диски являются экзотикой. Целесообразность использования магниевых сплавов (как правило, магния с алюминием и добавками марганца и циркония) определяется существенным снижением веса диска и, как следствие, уменьшением массы неподрессоренных частей автомобиля. Один диск среднего размера из магниевого сплава может весить на 3,0-3,5 кг меньше, чем аналогичный литой алюминиевый. Главным недостатком таких сплавов является их низкая коррозионная стойкость, что определяет очень высокие требования к защите поверхности диска специальными красками и лаками.
Так называемые титановые диски, по утверждению некоторых ведущих специалистов, – миф. Изготовление дисков из титанового сплава – достаточно трудоемкий и многостадийный технологический процесс, что обусловливает их очень высокую стоимость. Теоретически с точки зрения эксплуатации такие диски практически лишены недостатков. Они имеют высокие прочностные и пластические свойства в сочетании с высокой коррозионной стойкостью. Однако из-за большой удельной массы данного сплава толщина металла у титановых дисков получается еще меньше, чем у стальных. Поэтому привлекательный дизайн у них практически невозможен.
Разница в весе стальных, кованых и литых
Диаметр, дюйм / вес, кг Стальной Литой Кованый
13 6,0–6,5 5,5–6,3 3,9–4,1
14 6,5–8,0 6,0–7,5 4,5–5,2
15 7,5–9,0 7,1–8,5 4,8–6,5
Suzuki SX4 New (S-Cross)
Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
0