вот накопал - может и баян , однако задумался . Может, это происки конкурентов?
http://maps.google.com.ua/maps?f=q& … h&z=11
про "самое экологически чистое место в Восточном Крыму"
-------------
В.Костриченко
Загадка "Адмирала Нахимова".
Самым таинственным кораблём советского флота остаётся лёгкий крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 68-бис (типа «Свердлов»). Это корабль-легенда, корабль-призрак, корабль-загадка. Давно уже раскрыты трагедии линкора «Новороссийск», большого противолодочного корабля «Отважный», атомной подводной лодки «Комсомолец» и многих других кораблей, трагически погибших или потерпевших крупные аварии в разное время. Стеной молчания окружён лишь вполне респектабельный крейсер «Адмирал Нахимов».
Это единственный корабль бывшего советского флота, документы которого (вахтенные журналы и т. п.) изъяты из Центрального военно-морского архива Комитетом государственной безопасности бывшего СССР. Чтобы произошло такое экстраординарное событие, должны быть очень веские основания.
Что же представлял собой лёгкий крейсер «Адмирал Нахимов»? Корабль построен в Николаеве на заводе №444 (ныне Черноморский судостроительный завод). Корпус «Нахимова» был заложен 27 июня 1950 года и спущен на воду 29 июня 1951 года. В состав Черноморского флота крейсер вошёл 27 марта 1953 года. Корабль имел отличный экипаж и был на хорошем счету у командования флота. Крейсеру было доверено совершить и первый послевоенный поход советских кораблей в страны Средиземноморья.
Отряд кораблей в составе «Адмирала Нахимова» и двух эсминцев проекта 30-бис под командованием адмирала С. Г. Горшкова совершил в период с 31 мая по 4 июня 1954 года официальный визит в Албанию. На крейсере неоднократно бывали Н. С. Хрущёв, И. Б. Тито и многие другие высшие лица партийного аппарата.
Именно «Адмиралу Нахимову» выпала честь испытания нового оружия — противокорабельных ракет. В 1954-1955 гг. на севастопольском Морзаводе корабль переоборудовали (модернизировали) по проекту «67-ЭП», (по другим данным— «68-ЭР»). Суть модернизации состояла в необходимости испытать противокорабельную крылатую ракету КСС («корабельный самолёт-снаряд»), разработанную в конструкторском бюро Александра Яковлевича Березняка (г. Дубны, Московской области).
В носовой части крейсера «Адмирал Нахимов» был установлен корабельный ракетный комплекс«Колчан», включавший в себя пусковую установкуВ-16, ракеты КСС, комплекс управления с радиолокационной станцией ДК-5с, размещённой на фок-мачте корабля. Пусковая установка была неповоротной, жёстко скрепленной с палубой корабля, которую пришлось развернуть на борт, а на её барбете установить отражатели газовой струи стартового двигателя ракеты. Рядом и в подбашенном отделении установили аппаратуру предстартового контроля и производства старта. Погрузка ракет осуществлялась только ночью в районе арсенала Сухарной балки и проводилась с соблюдением максимальной секретности. В ноябре — декабре 1955 года «Нахимов» провёл два пуска макетов ракеты и с января по май 1956 года — 20 пусков ракет КСС по отсеку-цитадели недостроенного тяжёлого крейсера «Сталинград». Плюс к этому самолёты различных типов совершили 46 облётов РЛС управления крейсера в учебно-опознавательных целях. Приведённые подробности говорят о том, что сам по себе факт испытания на крейсере новых ракет, впоследствии не принятых на вооружение для кораблей, дело не такое уж из ряда вон выходящее и к тайне «Адмирала Нахимова» вряд ли имеющее отношение. Но в чём же причина потрясающей секретности корабля?
Достоверно известно лишь то, что официально флаг корабля спущен 15 февраля 1961 года, и на нём расписались 59 человек экипажа, а сам флаг сдан на «вечное хранение»(!) в Центральный военно-морской музей в Ленинграде.
Сам по себе это отнюдь не рядовой факт, говорящий о причастности корабля к весьма значительному событию. Изъятие документов по крейсеру всемогущим КГБ СССР говорит о том, что событие, происшедшее с крейсером, имеет общегосударственное политическое значение. Здесь можно предположить многое, но ясно одно: никаких политических восстаний, возмущений, политического терроризма против Хрущёва и т. п. «политических вариантов» на «Адмирале Нахимове» не было, а если и были, то давно были бы рассекречены. Значит правда намного страшнее...
В поиске истины нам поможет кое-что другое: в июне 1961 года, то есть через четыре месяца после спуска флага «Адмиралом Нахимовым», ракетный корабль Черноморского флота «Прозорливый» проводил ракетные стрельбы новыми противокорабельными ракетами КСЩ. Эта аббревиатура расшифровывается как корабельный снаряд «Щука». После двух пусков ракет КСЩ мишень развалилась, и для продолжения испытаний требовалась новая. Взоры испытателей обратились к крейсеру «Адмирал Нахимов».
Корабль стоял напротив морского госпиталя совершенно пустым, не имея ни одной деревянной, медной или дюралюминиевой детали! Только металл: корпус с башнями и механизмами!
Согласие на расстрел крейсера было на удивление быстро получено, а ведь возраст новейшего крейсера только достиг семи лет! Корабль был выведен буксирами миль на 50 в сторону Одессы, и с дистанции 72 км по нему была выпущена ракета. Корабль получил сквозную пробоину между первой и второй башнями, а от разлившегося топлива ракеты (керосинТ-1) возник пожар, длившийся около 12 часов и с трудом потушенный. Куда потом отбуксировали корпус выгоревшего крейсера, достоверно неизвестно, но, по косвенным данным его потихоньку разобрали в Херсоне.
В описанном выше эпизоде интересны два факта: лёгкость отдачи под расстрел вполне нового, хоть и списанного по непонятной причине крейсера.
Вторым интересным фактом данного эпизода является описание состояния корпуса крейсера. Оно соответствует представлениям того времени о полном комплексе дезактивационных работ. Как говорил бессмертный генсек, «вот где собака порыта!» Тайной «Адмирала Нахимова» может оказаться его участие в проведении ядерных испытаний на Чёрном море.
По достоверным данным перед списанием крейсера «Адмирал Нахимов» подвергся докованию на Севморзаводе, в ходе которого было выявлено «обширное повреждение подводной части корпуса корабля в виде перебитого киля и деформации подводной обшивки и килевых конструкций, невидимых на воде»... Интересное описание, свидетельствующее о том, что корпус крейсера «Адмирал Нахимов» подвергся мощнейшему динамическому удару подводного ядерного взрыва. В самом деле, какая другая сила может деформировать корпус крейсера длиной более 200 метров, шириной 22 метра и осадкой около 7 метров? Причём так деформировать, что о восстановлении новенького крейсера не идёт и речи.
Правильно, уважаемый читатель, — только подводный ядерный взрыв.
Санкцию на испытание ядерного оружия в Крыму, на Чёрном море, можно сказать, в центре Европы мог дать главкому ВМФ только Н. С. Хрущёв. При всех своих достоинствах и недостатках Хрущёв вполне мог, не подумав о последствиях, отдать такое устное распоряжение. И тогда на отдалённом феодосийском полигоне (с глубинами 300 — 2000 метров) вполне мог вырасти ядерный «гриб». Судя по повреждениям «Нахимова», испытывались подводное взрывное устройство или ядерная глубинная бомба. Глубина взрыва вряд ли превышала 400-500 метров, а на крейсер обрушился мощный динамический удар, волны с радиоактивными осадками и т. д. и т. п. А дальше — сейсмологические станции мира (а не только СССР) зарегистрировали мощный толчок в акватории Чёрного моря у побережья Крыма. Последовали официальные запросы, и советские дипломаты, имевшие мозги (в отличие от правителей), схватились за голову. Крупнейший международный скандал, иски на убытки от русских испытаний и ещё Бог весть что...
Здесь-то вполне логично и принялся за дело КГБ СССР. Были изъяты все документы по крейсеру, взята подписка о неразглашении со всех участников, проведена работа по выдаче ядерного испытания за обычное землетрясение. А то советским курортникам совсем бы приятно было узнать, что они купаются в радиоактивных водах. Да и союзные братские страны — Болгария и Румыния — вряд ли приветствовали бы подобные испытания.
Комитет госбезопасности поработал отлично: вот уже три с половиной десятилетия об «Адмирале Нахимове» и его роли в этой истории забыто всё. И лишь любители истории флота тщетно ломают головы: почему нет фотографий корабля, и с чего бы это его так быстро списали на слом?..
Эта версия имеет полное право на существование. С этой целью неофициально запросили гидрометеослужбу Черноморского флота и поинтересовались перечнем землетрясений у побережья Крыма в описываемый период. К приятному изумлению выяснилось, что в этот период произошло только одно (!) землетрясение. Четвёртого декабря 1960 года в пяти милях от мыса Меганом, на глубине 500 метров, силою в 3-4балла. Человеческих жертв и разрушений нет. Очень интересное землетрясение!
К сведению читателей, мыс Меганом с координатами 44 градуса 48 минут северной широты и 35 градусов 05 минут восточной долготы находится в очень безлюдном мес-те, рядом с Карадагским заповедником и граничит с феодосийским ракетно-артиллерийским полигоном. До распада СССР это хозяйство именовалось «воинской частью № 15 653». Время проведения «землетрясения» выбрано очень удачно: зима, декабрь. Где-то в море вырос «гриб» с водяной волной. Вскоре «гриб» опал, и всё успокоилось. И никто ничего бы не узнал, если бы не сейсмологи. Характеристики «землетрясения» очень схожи с характеристиками при взрыве ядерных глубинных бомб. А тщательность «кэгэбистской» дезинформации косвенно подтверждает и официальная дата исключения крейсера из списков.
По официальной версии, приказом главкома ВМФ за № 00112 от 29 июля 1960 года крейсер «Адмирал Нахимов» исключён из списков ВМФ СССР. Это явная липа, так как «землетрясение» состоялось 4 декабря 1960 года, а до февраля 1961 года на корабле проводились дезактивационные работы, после чего и был спущен флаг корабля. Никто бы семь месяцев не держал флаг и экипаж на «списанном» корабле (в том числе и в новом финансовом году).
Необходимость избавиться любым способом от главной улики — корпуса крейсера объясняет и лёгкость его отдачи под расстрел ракетами: дескать, утонет, и слава Богу! А он, проклятый, и не горит, и не тонет! Пришлось разобрать в захолустном Херсоне на металл, чтобы и следов не осталось от некогда славного «Адмирала Нахимова».
Лишь почти через десять лет это имя вновь появилось на борту большого противолодочного корабля проекта 1134А впрочем, бесславно сданного после распада СССР на лом и затонувшего при буксировке.
Прояснить тайны «Адмирала Нахимова» помогли воспоминания капитана 1 ранга Б. В. Никитина, доктора технических наук: «В 1957 году я служил на крейсере «Фрунзе», а на «Нахимове» служили мои товарищи-однокашники по ВВМИУ им. Дзержинского. Мы помогали «нахимовцам» в ликвидации последствий пожара в машинном отделении, случившемся в августе 1958 года. Серьёзных последствий пожар не имел, и крейсер из строя не выводился. К лету 1958 года «Нахимов» уже расстался с ракетным вооружением и представлял собой чисто артиллерийский крейсер проекта 68-бис. К тому же он являлся флагманским кораблём.
К началу сентября 1959 года мой крейсер «Фрунзе» после небольшого ремонта был направлен в район Феодосийского полигона. К моменту нашего прихода там уже находился «Нахимов», новейшие эсминцы проекта 30-бис «Безудержный» и «Бдительный», корабль воздушного наблюдения «КВН-И», а также несколько подводных лодок, тральщиков, катеров. Всё это «хозяйство» вместе с нашим «Фрунзе» дней пять проводило различные эволюции, стрельбы, поиск и «уничтожение» подлодок и т. п. Проходили эти маневры недалеко от мыса Чауда.
Внезапно получили приказ идти в Херсон. После прихода экипажу объявили о поведении срочной дезактивации корабля. Из Севастополя прибыли специалисты химслужбы флота. Мотивировкой дезактивации были якобы сведения о крупной аварии на каком-то химическом производстве в Турции и о происшедшем выбросе в атмосферу большого количества химвеществ, которые сформировались в облако, как раз и накрыли акваторию полигона. Особым отделом флота с офицеров и матросов крейсера «Фрунзе» была взята подписка о неразглашении происшедшего, дабы не «сеять панику» среди личного состава флота и гражданского населения.
В Херсоне мы находились до января 1960 года, и за это время списали практически весь экипаж, оставалось около 2000 человек. В начале февраля 1960 года мы своим ходом пришли в Севастополь и стали у Троицкой балки. «Адмирал Нахимов» к этому времени тоже находился в Севастополе, но стоял на бочках у госпиталя. Вид имел такой же ободранный, как и мы, но был уже без команды. Чуть позже мой товарищ с крейсера «Куйбышев» рассказал, что «Нахимов» приволокли на буксире и без экипажа, незадолго перед нами и ходит «байка», что он подорвался на мине то ли возле Румынии, то ли возле Болгарии.
Вскоре наш крейсер «Фрунзе» был исключён, и в течение всего 1960 года его медленно «грабили». Я пробыл на нём до последнего спуска флага, а в 1961 году «Фрунзе» разобрали в Инкермане. По «Нахимову» в том же 1961 году стреляли ракетами, затем на буксире привели в Севастополь в истерзанном виде и поставили на бочки возле ГРЭС. Там он простоял вплоть до 1963 года, а потом в 1964 году и его разобрали в Инкермане...»
Прямым подтверждением возможного подрыва ядерного боеприпаса у Феодосии служит и цитата из сборника «75 лет в боевом строю флота», изданном в Севастополе в 1996 году: «...В ходе опытной эксплуатации глубоководного аппарата «Поиск-2» был сделан ряд научных открытий, требующих будущего осмысления...в районе Феодосий-ского залива на изучаемых глубинах свыше 1700 метров зафиксирована радиация на порядок выше, чем считалось ранее... (стр. 111).
В мемуарах адмирала Касатонова («Флот выходит в океан», 1995 г.) на стр. 233 также можно обнаружить интересные факты: «...Освоена тактика ведения боевых действий подводных лодок и авиации по разгрому отрядов боевых кораблей противника и сильно охраняемых конвоев в Чёрном и Средиземном морях с использованием крылатых ракет, торпед с обычными и специальными зарядами...» (приведена выдержка из годового отчёта Черноморского флота по боевой подготовке за 1960 год).
И наиболее интересным фактом участия «Адмирала Нахимова» в ядерных испытаниях на Чёрном море может послужить беседа с капитаном 2 ранга в отставке, просившим не называть его фамилию. Отставник, в частности, сказал: «Удивляюсь этой возне с «Нахимовым», ведь всем давно известно, что под ним была взорвана атомная торпеда «Т-5». Я в конце 50-х годов служил в Феодосии на подводной лодке проекта 613. Именно наша лодка получила высокое доверие выпустить по цели атомную торпеду. Очевидцы потом говорили, что крейсер, названия не помню, буквально вылетел из воды всем корпусом, будучи поднят вверх мощным взрывом. А потом нас всех заставили проходить дезактивацию и корабли, которые участвовали в тех испытаниях, быстренько списали на слом, так как металл их корпусов из-за попадания радиоактивной воды стал сильно «фонить». Что ещё интересно, примерно через год у Феодосии произошло необычно сильное землетрясение...»
Небезынтересна в этом свете и судьба знаменитого в годы Великой Отечественной войны гвардейского эсминца «Сообразительный». С 12 февраля 1957 года он именовался как спасательное судно «СС-16» (перестроен по проекту 32 ещё в конце 1951 года) и прошёл переоборудование в корабль для обеспечения испытаний воздействия ядерного оружия. После проведения испытаний был законсервирован с 19 марта 1960 года и также стоял на отстое в Троицкой бухте. Разобран в Инкермане летом 1966 года, несмотря на неоднократные просьбы ветеранов корабля сохранить для потомства уникальный эсминец с гвардейским званием.
Подводя итоги, можно утверждать, что крымская Хиросима действительно имела место, а на Феодосийском полигоне осенью 1959 года прошло успешное испытание ядерной торпеды, выпущенной подводной лодкой. После испытания торпеды в Севастополь были приведены пострадавшие от воздействия радиации корабли, которые пришлось разобрать на металлолом.
фрагмент из книги В.Б. Иванова "Тайны Севастополя- том третий, Тайны морские".
Dacia Logan 1.4 Ambiance Torreador
0