Снова набрел на великолепнейший материал... Даю без купюр... Ну просто захватывает...
Заслуживает ли Дженсон Баттон чемпионского титула?
Ну что же, теперь все зависит от Дженсона Баттона. Он на 14 очков опережает Рубенса Баррикелло и на 16 очков Себастьяна Феттеля, а до конца сезона осталось всего лишь две гонки. Для титула было бы достаточно шести очков (т.е. одного третьего места), даже если бы Баррикелло победил в Бразилии и Абу-Даби. Чтобы положить конец надеждам Феттеля, Дженсону нужно финишировать на пятом месте в любой гонке, даже если Себастьян выиграет оба последних этапа. Двадцать с лишним лет прошло с того момента, как Дженсон Баттон впервые сел за руль карта – и вот теперь он как никогда близок к главному трофею своей жизни.
С одной стороны все довольно просто. Но с другой, достаточно вспомнить, как Льюис Хэмилтон не смог реализовать свое преимущество в 17 очков за две гонки до конца сезона 2007-го года. Это Формула 1. И здесь может произойти все, что угодно, причем, обычно, именно так и бывает. Только представьте, что Дженсон вылетает в эске Senna на трассе Интерлагос, а Феттель побеждает в этой гонке. Учитывая не слишком удачную вторую половину сезона, возникает вопрос: а смог бы он в этом случае занять пятое место в Абу-Даби в случае победы Феттеля? Можно вспомнить семь последних гонок: три раза Дженсон смог сделать это, но четыре раза он финишировал за пределами пятерки лучших. Конечно, сейчас он – главный фаворит, но ничего еще не решено.
Возможно, сейчас многие задаются различными вопросами: уверен ли Баттон в своих силах, да и вообще заслуживает ли он титула после такой неудачной второй половины сезона?
Но, наверное, все-таки таких вопросов быть не должно. Бесспорно – его машина была лучшей в первой половине чемпионата. И также верно то, что Баррикелло блестяще выступал во второй половине сезона. Но все-таки вины Баттона в этом не так уж и много. Титул достается по результатам 17 гонок, и пока эти результаты говорят в пользу Баттона. Конечно, ему бы не хотелось стать чемпионом таким вот способом, но тут уж ничего не поделаешь.
Для примера: в прошлом году Хэмилтон и Масса допустили по четыре – пять ошибок каждый, но именно они заняли два первых места по итогам чемпионата, и во многом благодаря совершенству своих болидов. В этом году Баттона можно обвинить только в том, что он испортил один или два квалификационных круга. И все.
В начале сезона выступления Дженсона были просто сенсационными. Недавно Росс Брон сказал, что и Дженсон, и Рубенс равные по силе гонщики, и было очень удивительно, когда Баттон выиграл шесть гонок в начале года. И только потом победы пришли и к Баррикелло.
Но причиной этому, скорее всего, послужило поведение Рубенса в начале чемпионата. Еще по прошлым тестам с командой Honda Racing Баррикелло знал, что в Барселоне он был всегда быстрее Баттона. Особенно, в третьем повороте и на торможении в T9. И он уже заранее считал себя победителем в Испании. Но потом была невероятная смена стратегии и удивительный второй отрезок, и Рубенс вопреки ожиданиям не смог стать победителем. В голове бразильского гонщика стали зарождаться не слишком приятные мысли. После победы Дженсона в Монако и в Турции, со стороны Баррикелло была еще одна эмоциональная вспышка в Стамбуле, когда он не смог стартовать должным образом. И все эти эмоции мешали ему.
Единственной гонкой, прервавшей успешные выступления Баттона в начале сезона стал Гран При Китая, где Дженсон ничего не смог противопоставить команде Red Bull на мокрой трассе. Феттель ушел вперед, как только погасли стартовые огни, а потом Уэббер обошел Баттона в 7-м повороте.
И Дженсон ничего не мог поделать с этим – его болиду не хватало сцепления, чтобы навязать борьбу машинам Red Bull – и именно эта гонка стала первым тревожным звоночком в дверь команды Brawn GP, когда стало ясно, что шины на болидах BGP001 не могут достичь оптимальной температуры на мокрой трассе в отличие от болидов австрийской конюшни.
Исправить эту проблему было не так-то просто. Чтобы достичь оптимального баланса, команда Brawn GP использовала переднее антикрыло с очень плоским углом атаки, но эта идея не сработала, машины потеряли часть своей скорости. Теперь британская конюшня имеет в своем арсенале более широкий выбор различных антикрыльев – конечно, это не значит, что они будут лидерами на любой мокрой трассе, но по крайней мере, инженеры Brawn GP уверены в том, что их машины будут немного быстрее. Правда, это можно проверить только на трассе. На Интерлагосе может быть жарко, но в то же время высока вероятность внезапного ливня, после которого вся трасса покрывается огромными лужами.
По иронии судьбы, именно гонка в Сильверстоуне, которую Баттон действительно хотел выиграть, доказала, что и у него, и команды Brawn GP есть проблемы и на сухих трассах. Впервые в сезоне температура асфальта была гораздо ниже, чем на других этапах, и пилоты Brawn GP не смогли прогреть передние шины до оптимальной температуры. Конечно, в гонке это не вызывает особых проблем, но неудачное выступление в квалификации, где температура резины играет куда более важную роль, может перечеркнуть все надежды на воскресную гонку.
С такими же проблемами Brawn GP столкнулась и на Нюрбургринге, причем эти проблемы совпали со значительным прогрессом команды Red Bull, тоже самое повторилось и в Венгрии. После отъезда из Будапешта Баттон прекрасно осознавал всю серьезность сложившейся ситуации. За три гонки Уэббер заработал 24 очка, в то время как Дженсон и Рубенс принесли в свою копилку по 9 очков.
Вдобавок ко всему проблемы с прогревом резины влияли на Баттона гораздо сильнее, чем на Баррикелло. Стиль пилотирования Рубенса достаточно агрессивный по сравнению с более плавным пилотированием Дженсона, причем данные телеметрии команды Brawn GP показывают, что временами Рубенс прогревает резину на 10 градусов больше по сравнению с Дженсоном.
И что же можно сделать с этим? Практически ничего. Можно немного изменить свой стиль пилотирования, и Баттон сделал это, но что делать, когда нужно проехать квалификационный круг на пределе? И тот факт, что выступления Дженсона в квалификации стали беспорядочными, говорит о том, что он постоянно пытается найти решение этой проблемы.
Важную роль играет прогрев резины на установочном круге – и именно над этим работал команда Brawn GP. Но запрет на тесты по ходу сезона привел к тому, что инженерам не так-то просто разобраться в нахлынувших проблемах. Например, такие детали, как днище болида, невозможно тестировать во время пятничных практических заездов.
Первая настоящая ошибка, в которой действительно можно обвинить Дженсона, произошла в квалификации на Гран При Европы, когда Баттон допустил оплошность в четвертом повороте во время своей решающей попытки в третьем сегменте. Конечно, ошибка была не столь ужасной, поскольку Дженсон смог занять пятое место с большим количеством топлива в баках позади Себастьян Феттеля, который был четвертым.
Но Феттель, не уверенный в надежности своего мотора, не стал атаковать в полную меру своих возможностей, и Баттон, идущий позади него, стал отдаляться от лидеров. Это было крахом его надежд. А ведь на том этапе болиды Brawn GP были очень быстры, что и продемонстрировал Рубенс Баррикелло, одержавший свою первую победу в этом сезоне.
Потом была гонка в Спа, которая подарила болельщикам просто невероятную квалификацию, и там Дженсон не смог прогреть передние шины на своем болиде, в результате чего даже не прошел в третий сегмент. За старт с 14-го места он заплатил высокую цену, когда попал в аварию на первом круге.
В Монце стратегия избавила команду Brawn GP от тех проблем, с которыми она столкнулась в квалификации. Пилотам британской конюшни удалось занять два первых места на подиуме, и первым был Рубенс. Так почему же Дженсон финишировал позади Рубенса, если на протяжении большей части сезона он был впереди него? Наверное, как говорит Росс Брон, просто начало сезона было неординарным, а Баттон не может побеждать во всех гонках. Кроме того, Дженсон мог задуматься и о своей борьбе за чемпионский титул. И это не утрата уверенности в своих силах, а всего лишь – предосторожность, что вполне естественно, поскольку восемь очков, заработанных Баттоном, были вполне солидным взносом в его копилку.
Потом был этап в Сингапуре, где Дженсону снова не повезло в квалификации. Во время первой попытки во втором сегменте он не стал использовать новый комплект резины, чтобы сохранить его для Q3, но в итоге ему не удалось пробиться в третий сегмент. И опять же в этом была не его вина, скорость позволяла ему добиться большего. Но Дженсон не стал паниковать, а вместо этого провел хорошую гонку, обогнал Рубенса Баррикелло и заработал четыре очка. Разве смог бы человек, страдающий от прессинга, добиться такого результата?
Квалификация в Японии получилась довольно необычной, насыщенной инцидентами и различными штрафами. Команда Red Bull снова доминировала на протяжении всего уик-энда. Может быть, болиды RB5 были не так быстры, как в Сильверстоуне, но несмотря на это именно они возглавили пелетон. Рубенсу повезло: потерянные им пять мест на стартовой решетке в итоге обернулись лишь в одну штрафную позицию. И в гонку он ушел с шестого места, в то время как Баттон стартовал десятым. Очередная неудача, но Дженсон не стал опускать руки, и финишировал сразу же позади своего напарника, проиграв ему всего лишь одно очко.
И где же свидетельства, указывающие на то, что Баттон потерял уверенность в своих силах? Когда и в какой гонке он допустил свою ошибку? Когда разбил свою машину?
Этот год был странным, но в то же время очень интересным, и скорее всего, непонятным для многих. Но вне всякого сомнения, можно сказать, что Дженсон продемонстрировал свой талант и свое мастерство. Он, безусловно, заслужил этот чемпионский титул. И если вдруг уже в Бразилии он станет чемпионом, поднимите ваши руки и поаплодируйте ему и команде Brawn GP: они приложили немало усилий для достижения этой цели.
http://f1life.ru/press_center/news/show/745/7/
0