Кто-то, FIA или Renault, пошел против здравого смысла
Очень сложно составить какое-то однозначное мнение по вопросу начала расследования аварии Пике на прошлогоднем ГП Сингапура, инициированном FIA. Слишком уж нереальными выглядят обвинения в предумышленном создании аварийной ситуации, которая могла бы помочь Алонсо выиграть гонку. Да и вообще, сам факт пересмотра результатов Гран При годичной давности, да еще и по столь серьезному поводу, выглядит как-то дико – никогда еще в истории Ф1 столь отдаленные во временном отношении факты не подвергались официальному сомнению.
Но сама дикость и неожиданность ситуации позволяет предположить, что FIA, очевидно, имеет серьезные основания полагать, что сговор все же имел место. Столь серьезные обвинения не могут строиться на анонимках или каких-то голословных устных заявлениях – нужно весомое обвинение, которое можно подтвердить или опровергнуть начатым независимым расследованием. И только серьезное обвинение, в том случае, если вина Renault доказана не будет, позволит FIA выступить в роли беспристрастного судьи. В противном случае, если вдруг окажется, что все происходящее, не более чем банальное сведение счетов или оперирование слухами, FIA рискует нанести спорту гораздо больший ущерб, нежели все скандалы последних лет вместе взятые.
Отталкиваясь от предположения, что FIA имеет более-менее веские доказательства вины команды, которые требуют подтверждения или опровержения, можно попробовать хотя бы вчерне выписать список возможных «информаторов». Наиболее вероятным кандидатом на роль «Павлика Морозова», разумеется, является Нельсон Пике-младший, который после своего увольнения из Renault слишком уж обижен на Бриаторе. Но вместе с тем бразилец является и одним из самых маловероятных «доносчиков». В конце-концов, он же не самоубийца – продолжение его карьеры в Ф1 и без того под вопросом, а если выяснится, что именно он заявил на свою бывшую команду, то до конца дней он будет выступать в конюшне своего отца. Причем, в прямом и переносном смысле. Да и что Пике, кроме обиды, может предоставить FIA в качестве доказательств? Свои устные свидетельства? Расписку? Едва ли он записывал на диктофон все свои разговоры с Бриаторе в день перед гонкой – никто же не верит, что указание ударить болид об стену Нельсон получил по радио во время гонки, о таких вещах договариваются заранее. Хотя, никогда нельзя недооценивать человеческую глупость.
Кстати, Реджинальдо Леме, ведущий бразильской радиостанции Globo, уже больше 30 лет освещающий Ф1 и очень уважаемый в автоспортивной Бразилии человек, который и сказал первым на весь мир, что грядет расследование инцидента, в своем репортаже упоминал имя Фелипе Массы. Дескать, бразилец еще после ГП Сингапура подошел к Бриаторе и сказал что-то вроде: «Эй, Флавио, это не правильно, вы, ребята, перешли границу». Что было расценено всеми присутствовавшими как намек на то, что Ferrari в курсе происшедшего.
Как знать, быть может Scuderia, и в самом деле, каким-то образом раздобыла доказательства заговора. Вопрос лишь в том, почему она молчала раньше? В равной степени это относится и к другим командам – теоретически, кто угодно мог знать о происшедшем, но почему информация держалась в тайне почти год, и что такого случилось сейчас, что она всплыла наружу?
Нельзя, впрочем, исключить и возможность того, что расследование было инициировано FIA на основании собственных сведений, проще говоря, Макс Мосли решил по каким-то причинам «утопить» Renault. Но эта версия не выдерживает критики – Мосли уже до определенной степени все равно, что будет происходить в Чемпионате через два месяца, когда будет избран новый Президент, а остающимся в FIA чиновникам, наоборот, далеко не «фиолетово» как их будут воспринимать в будущем. Потому, простое сведение счетов Мосли и Бриаторе, крепко поссорившихся в этом году, едва ли можно воспринимать всерьез. Если бы Максу та уж хотелось бы напоследок «уесть» Флавио, дисквалификация Renault на ГП Европы осталась бы в силе.
Что же касается самой спорной ситуации, то как-то не укладывается в голове, что пилот может добровольно разбить машину об бетонную стену, пусть даже на относительно небольшой скорости, чтобы его напарник получил преимущество и выиграл гонку. В этой формуле слишком много «если», чтобы команда пошла на такой рискованный шаг. Авария может оказаться травмоопасной для самого пилота, Пике может не слишком натурально симулировать «естественность» аварии, машина безопасности может не выехать на трассу, да и вообще, Алонсо может еще и не выиграть гонку по целой куче других, не зависящих от него причин. Хотя, жизнь такая непредсказуемая штука, что нельзя исключить – хотя бы ради интереса – что Бриаторе и в самом деле мог рискнуть, ему и не такие оригинальные штуки с рук сходили – и выиграть на чистом везении.
Если это и в самом деле так, и FIA удастся это доказать, последствия для всех участников инцидента будут самые серьезные. Renault, в том случае, если Всемирный Совет по автоспорту признает ее виновной в случившемся, почти наверняка будет ожидать серьезная дисквалификация – ввиду того, что речь может идти о здоровье пилота и других участников гонки, а также подтасовке результатов гонки, штрафом, как McLaren, команда не отделается. Дисквалификация может ожидать и Нельсиньо Пике за то, что он согласился участвовать – разумеется, если бразилец не выторгует себе амнистию, сотрудничая со «следствием». Каким образом се это может сказаться на Алонсо, предположить сложно, но, очевидно, что его репутация от этого только пострадает. К тому же у Renault могут возникнуть серьезные проблемы с сингапурскими властями – в некоторых странах серьезные гоночные инциденты приравниваются к дорожным происшествиям, а создание аварийной ситуации на дороге, это достаточно серьезное обвинение. О репутации марки Renault в том, случае если факт преднамеренной аварии, таки будет доказан, говорить не приходится – ее просто уже не будет.
Остается только надеяться, что расследование, инициированное FIA не подтвердит обвинения команды, и вся эта ситуация так и останется каким-то диким казусом. Хотя, честно говоря, поначалу и обвинения McLaren в шпионаже тоже казались надуманными и абсурдными...
http://www.proformula.ua/index.php?id=24&pid=21785
0