Джонни Херберт o Lotus, McLaren и... Benetton
В минувший уик-энд Джонни Херберт провел свою традиционную благотворительную гонку Johnie Herbert Karting Challenge, часть средств от которой поступит в один из медицинских фондов. Журналисты британского Autosport задали ветерану Формулы 1 несколько вопросов...
Вопрос: Некоторое время назад ваше имя неизменно ассоциировалась с командой Lotus, которая в следующем году возвращается в Формулу 1. Что вы чувствуете?
Джонни Херберт: Здорово, что подобные названия возвращаются в чемпионат. В Формуле 1 есть Ferrari - это великий бренд, настоящие гоночные команды вроде McLaren и Williams – они до сих пор участвуют в Гран При и показывают очень неплохие результаты. Но вдвойне приятно, что речь идет об исконно британской марке, добившейся немалых успехов. Это одна из самых успешных команд в истории Формулы 1 – да, сейчас она принадлежит малазийскому Proton, но ее возвращение все равно радует. Новичкам придется очень нелегко – они дебютируют в условиях лимитированного бюджета в 40 миллионов фунтов, однако ограничение далеко не полное, и большие команды все равно будут тратить очень серьезные суммы. Впрочем, на примере Force India доказано: если действовать правильно, можно быть на удивление конкурентоспособными – думаю, они поразили всех своей скоростью и подтвердили, что это в принципе реально. Впрочем, все было не так-то просто – со времен успеха Jordan команде Force India потребовались долгие годы, чтобы с теми же специалистами снова обрести форму. Разумеется, они знают, как выступать в гонках, но Формула 1 – совсем не то, что F3 или GP2. Lotus будет ничуть не легче. Возможно, громкое имя поможет привлечь спонсоров, но они должны уверенно начать сезон. В команде знают об этом, знают о предстоящих трудностях, однако для Lotus возвращение станет хорошим знаком. Майк Гаскойн очень опытный инженер, но посмотрим, что у него получится.
Вопрос: Вы будете участвовать в делах команды?
Джонни Херберт: Нет. Летом я начал было работать с Litespeed, но понял, что мне не хватает уверенности, так что буду наблюдать со стороны.
Вопрос: В этом году у нас еще один британский чемпион мира, второй сезон подряд. Потрясающее время для британских болельщиков, не так ли?
Джонни Херберт: Определенно! Немного досадно за Дженсона – по-моему, он выступил великолепно, но все-таки попал под огонь критики за то, что во второй половине сезона был не настолько силен, как в первых гонках. Впрочем, если говорить откровенно, другие тоже не особо прогрессировали. Red Bull «выстрелила» довольно поздно – пожалуй, у них была самая быстрая машина, но выход на пик формы потребовал слишком много времени. Ferrari постепенно набирала силу, но затем сдала позиции, но McLaren в определенном смысле провела свой лучший сезон на моей памяти. На зимних тестах они уступали соперникам несколько секунд, но в итоге выиграли несколько гонок – не помню, чтобы по ходу чемпионата команда прорывалась из аутсайдеров в победители. Многим удавалось отыгрываться и, в конечном итоге, набирать несколько очков, но побеждать – никогда. Здорово, что McLaren и Льюис смогли добиться этого – по-моему, во многих отношениях это был их лучший сезон. Все эти команды проявляли себя в различных ситуациях: McLaren выглядела сильно лишь на определенных трассах, Red Bull неплохо начала сезон, но оступилась как раз тогда, когда все ждали от них уверенных побед. Событий было много, и все это только осложнило задачу Brawn. Давненько мы не наблюдали, чтобы такое количество команд претендовало на победу – обычно речь шла о противостоянии двух соперников, но сейчас все было иначе. Ситуация постоянно менялась, но в Brawn GP смогли выступить на должном уровне, а Дженсон сделал все необходимое. Перед пит-стопами он действовал в стиле Шумахера: ему говорили атаковать, и он резко взвинчивал темп, в нужный момент демонстрируя скорость, достойную Михаэля. Росс Браун знал, как это работает с Шумахером, и Дженсон следовал такой же тактике. В начале сезона он одержал шесть побед, затем соперники подтянулись – далеко не все шло по плану, но в итоге Дженсон сделал все, что от него требовалось. Дело тут не в Brawn и не в Баттоне: в McLaren изначально допустили серьезные просчеты, Red Bull поздно набрала скорость, да и у Ferrari сезон не сложился. Так что они сами уступили победу. В Brawn работали в очень непростых условиях, еще в декабре команды попросту не существовало – всем остальным было намного легче. Red Bull, на протяжении сезона выглядевшая наиболее сильно, должна была победить уже по этой причине. Некоторые говорят, что у Brawn уже была машина и все необходимое, но стресс и неопределенность совсем не способствуют делу. Все это проявилось в Бразилии, когда Росс Браун плакал на пит-лейн – раньше никто не видел его таким. Прессинг был поистине огромным, и в этой ситуации он дал волю чувствам…
Вопрос: Вы удивлены, что Дженсон перешел в McLaren?
Джонни Херберт: Можно по-разному оценивать этот шаг. Кто-то скажет, зачем было переходить, ведь Brawn GP, по сути, команда Дженсона, и с ней он только что выиграл титул. Однако ее только что выкупил Mercedes, и Дженсон лучше нас знает, какие процессы разворачивались по ходу сезона, и что лично ему необходимо для победы в следующем году. McLaren всегда работает на успех. Команда на подъеме, она сделает вывод из событий минувшего сезона, и у нее весьма неплохие шансы: у Льюиса очень тесные отношения с командой, с ее инженерами, ведь он связан с командой уже 14 лет. И это непростой момент для Дженсона. Разумеется, McLaren предоставит своим гонщикам абсолютно одинаковые машины, но в дело может вмешаться психологический аспект: Льюис работает в "своей" команде, и хотя руководители McLaren постараются сгладить ситуацию, иногда самые незначительные нюансы могут сыграть свою роль. Лучший пример – Фернандо Алонсо. Он перешел в McLaren в статусе двукратного чемпиона мира и полагал, что он лучший и с легкостью добьется победы. Конечно, это ему не удалось. Для Дженсона хорошо то, что его чемпионат уже завершен. Прессинга больше нет, он сделал все необходимое и может защищать свое звание в менее напряженной обстановке. Он нервничал, когда пытался выиграть титул и не знал, получится ли? Теперь все позади, он добился цели и может наслаждаться гонками. Впрочем, я надеюсь, что в начале сезона или уже на тестах он и его инженеры поставят перед собой задачу выехать на трассу и одолеть Льюиса. Мы знаем, у Дженсона есть скорость, но он должен снова ее подтвердить. Интересно, как будет развиваться ситуация, в которой Дженсону придется отстаивать звание чемпиона мира. Ему, Льюису и McLaren придется очень нелегко, но это будет потрясающий сезон!
Вопрос: В 1995 году вы перешли в Benetton, чтобы выступать бок о бок с Михаэлем Шумахером, официально имевшим статус первого пилота. Если бы вы могли дать Дженсону совет, каким был он был?
Джонни Херберт: У меня никогда не было проблем с Михаэлем, не думаю, что они будут у Дженсона с Льюисом. Я конфликтовал с Флавио, который всегда потакал Михаэлю, но вряд ли Дженсон окажется в такой же ситуации. Главное, что я бы посоветовал Дженсону – как можно быстрее освоиться в команде и приложить все усилия, чтобы найти общий язык с персоналом. Нужно как можно раньше наладить хорошие отношения – это поможет двигаться дальше. Положительный настрой будет «заряжать» всех и каждого, и каждый тоже будет излучать энергию – правда, в случае с Флавио, эта энергия почему-то все время проходила мимо меня! Впрочем, такова Формула 1. Ситуация непростая, в том числе и для Льюиса. Его напарником будет действующий чемпион мира, которого он непременно захочет одолеть. То же самое справедливо и для Дженсона, который должен как можно быстрее выстроить четкую систему отношений с командой.
http://www.f1news.ru/interview/herbert/54108.shtml
0