Скрытая угроза…
Переход Алонсо в стан Ferrari в 2010 это конечно если не событие года, то что-то близкое к тому, ну, а то, что это трансфер года, я в этом уверен на все 100%.
Что мы имеем? – Талантливейший гонщик с большими амбициями переходит в команду с еще большими амбициями и желанием побеждать. Быстрый пилот плюс конкурентноспособный болид – кажись вот они, главные ингредиенты успеха в виде титула, дело осталось за малым – просто реализовать потенциал команды и пилота. Если хотите, это своего рода «дрим-тим».
НО! Вам не кажется, что нечто подобное мы уже видели…?
2007 год. Алонсо и его переход в Mclaren.
После двух титулов за рулем Renault, после того, как ему удалось победить великого и могучего Михаэля, Фернандо решает податься, как он тогда сказал, в «команду своей мечты» – в Mclaren.
Правда, сейчас слова «Mclaren – команда мечты Алонсо» вызывают, как минимум, улыбку. Но, я склонен считать, что в тот момент Фернандо говорил искренне, называя Mclaren именно «командой мечты», ибо как тогда объяснить факт того, что решение о переходе в Mclaren было принято еще в конце 2005-го – тогда же и был подписан контракт, который вступал в силу с 2007 года. Если исходить исключительно из вопроса конкурентоспособного болида, то в 2005, конечно, Mclaren боролись за победы, но вопрос надежности мог перевесить все достоинства возможного перехода, а в 2006 Mclaren вовсе сник и находился в тени Renault и восставшей из пепла Ferrari.
Как известно, гарантий успеха и конкурентоспособности болида в Ф1 практически не существует, и я глубоко сомневаюсь в том, что Рон смог убедить испанца, что именно в 2007 году Mclaren сможет бороться за победы, а двигатели Mercedes не будут вызывать сомнений в их надежности. Скорее можно было поверить в сохранение боеспособности чемпионской Renault. Алонсо перешел в Mclaren именно потому, что он хотел выступать за эту команду.
Таким образом, слова о Mclaren, как о «команде мечты», не были тогда для испанца пустым звуком, он и правда хотел выступать за эту легенду автоспорта. За команду, где блистали: Эмерсон Фиттипальди, Нельсон Пике, Джеймс Хант, Алан Прост, Ники Лауда, Айртон Сенна, Мика Хаккинен, Найджел Мэнселл – согласитесь, не самая плохая компания. Алонсо верил, что его знания, упорство и желание побед смогут помочь Серебряным Стрелам покончить с чередой неудач и открыть новую славную станицу этой команды, а он сможет с ее помощью стать в один ряд с вышеупомянутыми ее легендами. В подтверждение сказанного разрешите процитировать самого Алонсо:
«В детстве моими героями были Алан Прост и Айртон Сенна, я любил смотреть, как они гоняются в McLaren. У меня и игрушками были модели McLaren. И теперь, когда я стал гонщиком McLaren, моя мечта сбылась. Я был ужасно рад попасть в эту команду. Если бы я был футболистом, то мечтал бы играть за мадридский «Реал», команду, за которую я болею. Гоняться в составе McLaren – все равно, что играть за «Реал». Мне жаль покидать Renault, но иногда вы получаете шанс, который нельзя упустить. Я очень рад тому, что в следующем году буду защищать интересы McLaren Mercedes Vodafone, это серьезный вызов и большая честь для меня…»
У Вас есть сомнения в искренности этих слов? У меня нет. Напротив, в этих словах чувствуется некий привкус романтики, нового вызова, искреннего желания, неподдельного интереса, некой детской мечты, которая вот-вот станет явью. Лично я склонен считать, что Алонсо искренне хотел в Mclaren, даже если команда и не могла дать ему гарантий успеха в 2007 году, он был твердо уверен, что рано или поз дно, но успех будет, стоило лишь поработать над его достижением.
Касательно правильности принятого решения с точки зрения конкурентоспособности машины и перспективы борьбы за победы, конечно, возникали вопросы – дескать, двукратный чемпион, новая легенда, может надолго забуксовать в Mclaren, повторяя тем самым горький опыт Кими Райкконена. Но Фернандо довольно спокойно и оптимистично реагировал на подобного рода замечания:
«Думаю, что и у Renault, и у McLaren, в следующем сезоне будут сильные машины, но я надеюсь найти новую мотивацию. Новая команда, другие люди, иные способы работы, все это действительно важно. Переход на резину Bridgestone может изменить привычную расстановку сил, но Формула 1 меняется каждый год, иногда у вас есть шанс бороться за победу, иногда нет, но в любом случае вы делаете все возможное. Гонщики Ferrari и Renault будут быстры, надеюсь в группе лидеров окажется и McLaren…»
Вторил ему и Рон Денис, обязуясь сделать все возможное, дабы построить быстрый и надежный болид:
«Мы сделаем все, чтобы у в следующем сезоне у Фернандо была не менее конкурентоспособная машина, чем в этом. Я благодарен Кими за работу и желаю ему успехов в дальнейшей карьере, но Ferrari была и будет главным соперником McLaren, я надеюсь в 2007-м мы окажемся сильнее…»
Renault много дала Алонсо, она по сути сделала из него того, кем Алонсо является на данный момент, но Фернандо понимал, что рано или поздно, но придет время перемен, в том числе и время сменить команду. От этого никуда не денешься, все пилоты через это проходили:
«Карьера любого гонщика, как и книга, состоит из глав. Эта глава подходит к концу, и я с нетерпением хочу начать следующую, вместе с командой Рона Денниса, надеюсь, серебристые машины будут лучшими в следующем сезоне.» – именно таким был ответ испанца на вопрос о его разрыве с Renault.
Но вот без ложки дегтя тут все же не обошлось. Речь вот о чем. Как известно, Алонсо и Бриаторе являются весьма близкими людьми. Флавио был для Алонсо не просто менеджером, он был по сути его покровителем в Ф1 на начальном этапе карьеры испанца, но даже несмотря на всю шоколадность отношений Алонсо и Бриаторе, Фернандо сам за спиной у Бриаторе договорился с Роном Дненнисом о своем переходе. Возможно, испанец опасался, что если о предложении Mclaren узнает Бриаторе, то он начнет ставить палки в колеса его переходу в Mclaren. Как бы там ни было, но переход за спиной у своего шефа… Ну, как-то некрасиво это.
Скандала из этого не получилось. Видимо, у сторон хватило духу и совести сесть и обо все полюбовно договориться. Более того, возможно, об этом никто и не узнал бы, но вот всезнающий Берни проболтался. Цитирую первоисточник, то есть, самого Экклстоуна:
«Алонсо, сам договорился в Деннисом – минуя Флавио Бриаторе. Я-то знаю, как дело было, да не могу об этом рассказать. Флавио был обманут. Хуже того, Рон – главный недруг Бриаторе. Он не раз публично поносил Флавио, чтобы осложнить ему жизнь. Все это некрасиво – притом что уводить друг у друга гонщиков – это нормально. Деннису и Бриаторе надо было вместе написать заявление для прессы – тогда все выглядело бы не так грязно. Деннис поступил неумно…»
Как бы там ни было, но переход состоялся. Более того, союз Алонсо и Mclaren сравнивали даже с переходом Шумахера в Ferrari после двух титулов добытых с Benetton. Вот, к примеру, что по этому поводу сказал Эдди Джордан:
«Шумахер поступил точно так же, мне до сих пор непонятно, как он смог покинуть Benetton после двух титулов? Однако он перешел в Ferrari, построил вокруг себя команду и добился еще больших успехов. McLaren нуждается в Алонсо больше, чем Алонсо в McLaren, Рон Деннис уже год не побеждал, и ни для кого не секрет – это демотивирует команду. Не думаю, что Алонсо завоюет титул в 2007-м, пройдет пару лет, пока он освоится в команде, пока соберет вокруг себя нужных людей».
Приход Алонсо в Mclaren был выгоден и самой британской конюшне – за двукратным чемпионом тут же последовали банк Santander и страховая компания Mutua Madrilena. Согласитесь, что деньги еще никому карман не тянули, хотя, безусловно, не это было главным в преходе Алонсо в Mclaren.
Но, понимал ли Алонсо факт того, что переход в Mclaren – это не просто смена болида, а это другая атмосфера, другие правила, другой подход к работе, другие принципы? Думаю, что понимал, ведь Mclaren, с его аристократизмом и строгостью, и незыблемостью традиций и устоев, значительно отличалась от той же Renault, где он, если не был идолом, то чем-то близким к тому.
Конечно, Mclaren для испанца был абсолютно новым коллективом, с массой неизвестного. Можно говорить о том, что он мог рассчитывать на поддержку своего друга Педро де ла Росы, но он всего лишь был тест-пилотом, и говорить о каких-либо серьезных преференциях и козырях не приходилось.
Пусть и не самым красноречивым, но все же фактом того, что Алонсо попытался изменить себя, стало то, что на презентации MP4-22 Алонсо предстал перед публикой аккуратно подстриженным – куда и девалась его шевелюра образца годов выступления в Renault! Не видать также под нижней губой бородки. Одним словом, Фернандо сменил облик «мачо» на такого себе сдержанного английского джентельмена – ну, разве это не показатель лояльности к команде. Да, пусть и не самый красноречивый, но все же…
Но преобразования внешние должны были предполагать еще и внутреннее изменение себя самого. Ни для кого не секрет, что Фернандо чувствует себя комфортно и работает, как машина, только в случае, когда он получает полную поддержку команды, когда он осознает то, что именно он, а не его напарник, «нумеро уно».
Но вот где-где, а именно в напарнике Алосо угрозы для себя и не видел. Да и мог ли представлять угрозу новичок чемпионата двукратному чемпиону мира? Даже если этот новичок Хэмилтон и выиграл GP2 в прошлом сезоне, даже пусть специалисты и отмечали его феноменальную, как для таких лет, скорость и мастерство, даже пусть он и пользовался поддержкой Mclaren и самого Рона чуть ли не с самых пеленок, даже пусть он и был тем самым 100%-ным продуктом Mclaren, даже пусть он и британец в британской команде. Но как достойный конкурент для Фернандо Алонсо… Скорее «нет», чем «да».
Алонсо был уверен, что именно он будет лидером команды, а Хемилтон… Так… подрастающее поколение, которое будет набираться опыта и послушно записывать в конспект поучительные рекомендации действующего чемпиона. Хотя в официальных интервью Алонсо был куда сдержаннее и тактичнее в отношении своего будущего напарника:
«Это очень хорошо, что в команде выступает Льюис, и для команды, и для меня. Он очень молод и талантлив и, благодаря этому, может внести новые идеи и команде, и мне. Если ты провел в Ф1 семь лет, как я, ты можешь зациклиться на своих методах работы. Льюис принесет свежие идеи, и мы все сможем поучиться у него. Он определенно поможет мне оставаться молодым».
А вот уже в искренность именно этих слов я не верю. Алонсо наверняка рассчитывал, что он будет центром команды, и именно он будет ее главной ударной силой, а Льюис – ну, что ж посмотрим, сможет ли он за мной угнаться…
Рон Деннис говорил о равном статусе пилотов и о том, что никто (будь он свой доморощенный талант или двукратный чемпион) особых преференций не получит. Все это слышали, но про себя каждый подумал: «Это лишь дежурная фраза для журналистов, всем и так известно, кто будет быстрее и будет номером один»
На предсезонных тестах Mclaren удалось довести болид до конкурентоспособного состояния, и, несомненно, немаловажную роль в вопросе доводки болида сыграл опыт Алонсо, а по ходу сезона стало понятно, что MP4-22 в состоянии принести своим пилотам титул, особенно на фоне того, что главные конкуренты из Ferrari не блистали стабильностью результатов.
Вот только кому из двух пилотов он достанется? Изначально ответ казался более чем очевидным – конечно же, Алонсо, но каково же было удивление и взбешенность Алонсо, когда его напарник показывал результаты, схожие с его результатами, а иногда даже лучше! На семнадцати этапах чемпионата 2007 года Хэмилтон оставлял у себя за спиной Алонсо в Бахрейне, Испании, Канаде, США, Франции, Венгрии, Японии – не многовато ли для новичка? Это новичок настолько хорош, или Алонсо сдал позиции? Кто «номер 1» в Mclaren? Кто у кого является оруженосцем? Вопросов было больше, чем ответов. Масла в огонь подливала и испанская пресса, пестрящая статьями содержания аля «как же гнобят нашего чемпиона в Британии!»
Ситуацию усугубляло еще и то, что Хэмилтон оказался довольно открытым человеком с «хорошей медийной отдачей». К нему буквально липли журналисты… Не последнюю роль в этом сыграл и факт того, что, как ни крути, но именно Льюис стал первым темнокожим гонщиком Ф1. Но не это главное, а главное то, что он не стушевался на фоне куда более именитого Фернандо Алонсо.
Хэмилтон просто «работал свою работу», и получалось у него это очень и очень хорошо. Конечно, таким результатам способствовало и то, что команда помогала ему – он не был брошен на самотек, с ним работали, его рассматривали, как полноценного пилота топ команды со всеми вытекающими. Хэмилтон чувствовал поддержку своей родной – британской команды, и это его вдохновляло. Мол, я могу, я еду на уровне Алонсо!
Вот только беда в том, что и Алонсо видел то, как команда «неровно дышит» к новичку. Фернандо потерял уверенность в команде. Амбиции испанца взяли верх над рассудком. Он не мог не быть в роли лидера, его не устраивал статус равного, он хотел быть первым среди равных.
В такой ситуации не возможно не процитировать Жака Вильнева, который буквально как в воду глядел и предвидел конфликт:
«Пока Фернандо работает в правильном окружении, пока вокруг него те, к кому он привык, Алонсо будет только прибавлять, но смена команды лишает вас привычной обстановки и неизбежно требует времени на адаптацию. Каждый из нас привыкает к каким-то определенным правилам и принципам и если вдруг ваша машина теряет темп или вы попадаете в руки к новым людям, все меняется, что не может не сказаться на результатах. Фернандо давно работает с Renault и переход в McLaren может стать источником серьезных проблем…»
И такие серьезные проблемы не заставили себя ждать, и их апофеозом стал скандал в Венгрии когда Алонсо намеренно блокировал Хэмилтона.
Красноречивее слов – видео ( http://proformula.ua/index.php?id=24&pid=23347 - ролик №1...). На нем все: и слова оправдания Алонсо, и взбешенность Рона, и вызов к стюардам…
Отмечу также, что в прессу просочился радиообмен Хэмилтона и Дениса, и если верить тому, что было обнародовано, Льюис тоже не особо церемонился:
Хэмилтон: «Не делайте, вашу мать, со мной такого больше»
Деннис: «Не говори со мной, твою мать, в таком тоне»
Хэмилтон: «Можешь идти в...»
Одним словом, точка кипения была достигнута.
Дабы избежать недопониманий, прошу обратиться к официальной позиции Mclaren по поводу этого инцидента, озвученной Роном:
«Во время пит-стопа Фернандо ждал команды, слушая обратный отчет своего инженера. Инженера, который определяет порядок выезда из боксов - таков установленный порядок. Если вы думаете, что задержка была преднамеренной – думайте, что хотите, но я говорю о том, что есть на самом деле. Льюис нарушил этот порядок. Он должен был сбросить скорость и пропустить Фернандо, чтобы выполнить запланированную командой процедуру.
«Разрабатывая стратегию, мы прописываем ее до мелочей, включая количество топлива, которое сжигает мотор во время обслуживания в боксах - даже это может дать преимущество на таких трассах, как Венгрия. Алонсо должен был ждать, пока обслужат Хэмилтона, но Льюис проехал лишний круг и заехал позже, поэтому инженер отсчитывал секунды, которые Фернандо должен был простоять в боксах.
«Сегодня все прошло не так, как мы планировали, вы стали свидетелями несколько нервной обстановки на пит-уолл, а Льюис не успел проехать решающий круг. Мне часто задают вопрос о том, как команде удается справляться с двумя очень конкурентоспособными гонщиками. Сегодня вы убедились в том, насколько это непросто. Мы не делаем из этого никакой тайны – оба парня хотят победить, и мы, в команде, делаем все, чтобы обеспечить им равные шансы. Очевидно, в этой ситуации Льюис испытывает большее неудобство, чем Фернандо, но такова жизнь, если есть проблемы, мы должны их обсудить. Фернандо, я точно все объяснил? (сидящий рядом Фернандо поднимает большой палец). Хорошо».
Так это или нет – правду нам все равно никто не скажет, но ситуация такова, какова она есть, да и Mclaren уже один раз был уличен в обмане стюардов.
Алонсо классный пилот – в этом спору нет, вот только как показывает практика, к классным пилотам нужен и подход соответствующий. Одним словом, бриллиант нуждается в огранке. Вот только дело в том, что Рон захотел огранить не тот бриллиант. Рон понимал, что после Венгрии точки возврата уже не будет, и кому-то придется уйти: ему, Хэмилтону или Алонсо. Уйти Рон не мог, ибо не для этого столько лет посвятил Mclaren, чтобы просто так уйти из-за разборок своих пилотов. Уволить Хэмилтона – любимица нации, восходящую звезду, талантливейшего гонщика, того, кто стал «глотком свежего воздуха для Ф1», как сказал о нем Б. Экклстоун, и все это для удовлетворения амбиций испанца, который к тому всему еще и слил Mclaren в шпионском скандале? Нет. Было принято тяжелое, но волевое решение – расторгли контракт с Алонсо.
Неприятный момент, согласен, но я думаю, что во всей этой ситуации виновен сам Фернандо, ибо для того, чтобы стать чемпионом, ему надо было всего лишь совладать со своим нравом и эмоциями. Нужно было просто продолжать работу – показывать разультаты, попытаться отключиться от всей этой шумихи. К примеру, Вилли Вебер по этому поводу сказал:
«Я не понимаю поведения Алонсо. Все эти его трюки совершенно ни к чему. Вместо того чтобы, не теряя спокойствия, тоже просто прибавить оборотов, он устраивает «бой быков», причем, ведет себя при этом совершенно бездумно. Такое поведение вредит его репутации, а это худшее, что с ним может случиться. В такие моменты он ни в коем случае не должен отгораживаться от команды. То, что молодой коллега пока впереди, не должно задевать его чемпионское самолюбие, а, напротив, должно его подхлестывать».
Согласитесь, что менеджер Шуми был прав. Но эмоции взяли верх над разумом, к сожалению. Меня сложно причислить к поклонникам Алонсо, но я уважаю его талант, как гонщика, и я глубоко уверен, найди тогда, в 2007-м, Рон подход к Алонсо и Хэмилтону, все сложилось бы куда удачнее, возможно, 2007-й был просто точкой кипения, которую нужно было бы переждать.
Полагаю, ошибочно было бы намекнуть Хэмилтону на то, что ему нужно попридержать лошадей, тем самым дав понять, что в команде №1 – это Алонсо. Таким образом, вопрос пилота №1 и №2 был бы решен, вот только правильно ли разделить пилотов на первого и на второго? Со спортивной точки зрения – нет, а вот с точки зрения достижения результата – вполне. Процитирую Росса Брауна в 2008 году по вопросу пилота №1 и № 2:
«Я согласен с тем, что оптимальная ситуация – два гонщика разного уровня, хороший первый пилот и хороший второй, причем каждый из них должен понимать свою роль. Два сильных гонщика с неопределенным статусом – это гарантированные проблемы, вспомните ситуацию с Сенной и Простом, с Алонсо и Хэмилтоном.»
Это не честно и не по-спортивному? Возможно. НО зато приносит результат – Шумахер/Барикелло в Ferrari, Баттон/ Барикелло – в Brawn GP. Всем этим руководил Росс Браун, и получал результат, а победителей, как известно, не судят. Такая вот логика.
Видимо, что-то похожее поняли и в Mclaren, когда пригласили Хейки Ковалайнена. То ли ему намекнули на роль второго номера, толь сам Хейки стушевался на фоне супер-стар Хэмилтона, но так или иначе он выполнял роль подносчика снарядов. В итоге, что мы имеем – Хэмилтон чемпион-2008.
Мне кажется, что в той ситуации нужно было просто дать понять Алонсо, что он (Фернандо) не «чужой среди своих», а просто «свой». Поймите правильно, я не пытаюсь переложить вину за случившееся на Рона, виноваты в той или иной степени все, только нужно было не рубить сплеча, а сесть, успокоится, и с холодной головой принять решение..
Но, как говорится, нет худа без добра. В итоге, с уходом Алонсо Хэмилтон раскрыл себя, стал лидером команды, завоевал титул. А британская нация наконец-то обрела своего нового идола в лице британца в британской команде. Вот только вопрос – кто из нынешней пары пилотов-британцев Баттон или Хэмилтон будет пользоваться бОльшей поддержкой у публики?
Какой же многообещающий был проект Алонсо-Mclaren, и как жаль, что все так получилось
Думаю, всем поклонникам Алонсо на память о его выступлении за Mclaren приятно будет взглянуть на это ностальгическое видео, подготовленное кем-то из его фанов ( http://proformula.ua/index.php?id=24&pid=23347 - ролик №2).
PS: Скрытая угроза для Алонсо в Mclaren – Хэмилтон или нрав испанца, дай-то Бог чтобы такого не повторилось в Ferrari…
0