Команды надеются, что новое заднее антикрыло увеличит количество обгонов
Захватывающие обгоны - одна из самых примечательных составляющих каждого Гран-При, но по утверждению критиков, с каждым годом обгонять в Формуле 1 становиться все сложнее и сложнее даже для лучших пилотов в мире. Недавние попытки FIA и инженеров команд развить технологии, которые помогли бы гонщикам в обгонах конкурентов, имели переменный успех, но руководители коллективов надеются, что в этом сезоне подвижные задние антикрылья смогут совершить настоящий прорыв в этой области.
В 2011-м году у пилотов появится возможность изменять угол атаки заднего антикрыла своей машины, находясь непосредственно в ее кокпите, тем самым увеличивая максимальную скорость болида и значительно повышая свои шансы на обгон впереди идущего соперника. Технический директор McLaren Падди Лоу один из тех, кто уверен, что данное новое техническое решение будет пользоваться большим успехом, чем подвижные передние антикрылья в 2010-м, которые, кстати, с нынешнего сезона уже находятся под запретом.
Падди Лоу: "Благодаря этому решению, у гонщика появится больше средств достижения заданной цели. Подвижные передние антикрылья были предложены и введены в технический регламент 2009-го года Рабочей Группой по Обгонам и, по сути, они позволяли пилоту лишь слегка изменять баланс своей машины по ходу движения и во время попыток обгона впереди идущего соперника. В то время я был членом этой Рабочей Группы и мы пришли к выводу, что степень изменения угла атаки антикрыла должна быть строго ограничена, поскольку все мы немного переживали, что если что-то пойдет не так, машина, находясь в воздушном потоке от впереди идущего болида, может оказаться слишком разбалансированной, что в конечном итоге может привести к избыточно поворачиваемости. Но как показало время, никто не использовал данное решение при обгонах, применяв подвижное антикрыло лишь для коррекции баланса по ходу дистанции. Поэтому еще в прошлом году команды договорились о том, чтобы избавиться от данной идеи в интересах упрощения конструкции и снижения затрат, ведь в конечном итоге все окажутся в равных условиях."
И хотя многие высказывали свои опасения по поводу того, что новые задние антикрылья сделают обгоны слишком простыми, разработчики ввели ряд ограничений на их использование по ходу гонки, которые должны стать настоящим испытанием, как для команд, так и для самих гонщиков. По замыслу инженеров система регулировки антикрыла будет доступна лишь во время гонки и будет включаться автоматически в момент, когда пилот приблизиться к впереди идущей машине менее чем на одну секунду, и только на строго отведенных участках трассы. Данные участки будут определять FIA применительно к каждой конкретной гонке. И хотя Лоу считает, что стюарды научатся оптимально использовать новую технологию лишь спустя несколько гонок, он не сомневается в том, что цели внедрения данной идеи в жизнь будут достигнуты в полной мере.
Падди Лоу: "У нас будет возможность наблюдать за процессом внедрения новой технологии по ходу всего предстоящего сезона. Думаю, это будет весьма занимательное зрелище. В руках у FIA будет ее единственный рычаг контроля, ведь только стюардам будет позволено устанавливать участки на каждой из трасс, где пилоту будет позволено активировать кнопку изменения угла атаки заднего антикрыла. Так, к примеру, можно сделать так, чтобы этим участком был 300-метровый отрезок основной прямой перед точкой торможения перед первым поворотом. Считаю, что FIA получила мощный источник власти управления ситуацией на трассе, которым нужно будет правильно воспользоваться, чтобы нововведения имели смысл, но на практическое знакомство с системой может уйти как минимум одна-две гонки, поэтому не стоит ждать серьезных перемен с первых же метров дистанции чемпионата. Стюарды смогут удлинять или сокращать заданные отрезки на прямых от гонки к гонке, что позволит им довести новую технологию до ума и привнести в гонки то, для чего она собственно и создавалась."
В 2011-м пилотский "арсенал обгона" пополнит еще и система рекуперации кинетической энергии (KERS), которая возвращается в Формулу 1 после годичного отсутствия, согласованного всеми командами в конце 2009-го. KERS накапливает энергию, генерируемую болидом на торможениях, в специальных аккумуляторных батареях, которая впоследствии может быть использована гонщиком по ходу дистанции для увеличения максимальной мощности двигателя на прямых. Активируется специальной кнопкой, расположенной на руле.
В сочетании с подвижным задним антикрылом, это должно позволить гонщику обогнать конкурента, который, возможно имеет преимущество в "чистом" пространстве на трассе, но не обладает преимуществом в скорости. Среди конкурентов McLaren - пилотов Ferrari, Фернандо Алонсо, несомненно, восхищен открывающимися перспективами, даже несмотря на то, что он несколько обеспокоен сложностью одновременного управления стольким количеством элементов.
Фернандо Алонсо: "На протяжении многих лет в технический регламент вносилось огромное количество изменений с целью повышения количества обгонов, однако они не всегда работали. Будем надеяться, что на этот раз KERS и подвижное заднее антикрыло позволят в достаточной мере увеличить скорость машины по отношению к болиду соперника, с которым вы ведете непосредственную борьбу на трассе, и предоставят возможность для его обгона. Данные нововведения прошли тщательные исследования со стороны Технической Рабочей Группы FIA и я верю, что они будут работать. Конечно, управлять ими гонщику будет непривычно тяжело, поскольку количество операций на руле заметно возрастет, но придется как-то приспосабливаться и найти правильные механизмы переключения кнопок, не теряя при этом концентрации на непосредственном пилотировании машины."
Испанец - и некоторые из его соперников - впервые опробуют совокупное использование нового заднего антикрыла и KERS уже в начале следующего месяца, в испанской Валенсии, где с 01 по 03 февраля продет первая сессия официальный тестов команд Формулы 1.
http://www.f1-world.ru/news/news.php3?idnews=1101171410
0