Да, владелец "УкрАВТО" и главный импортер Mercedes Тариэл Васадзе праздновал победу. Ему удалось провести через комитет документ, который очень нужен лично ему.
Речь идет об утилизационном сборе. Причем, в довольно причудливом виде.
17 апреля налоговый комитет утвердил законопроект, который регламентирует сбор денег на утилизацию автомобилей.
Но есть и другой – базовый – законопроект, который регулирует порядок расходования этих денег. За него Верховная Рада голосовала еще в конце 2012 года. Так вот, базовый законопроект находится в ведении комитета Юрия Воропаева, и тот отложил рассмотрение документа до мая. По мнению уважаемого юриста, он очень "сырой".
Что получается. 18 апреля в Верховной Раде будет рассматриваться документ, который предписывает всего лишь сбор денег. А это именно то, чего добивался Васадзе. Как будут расходовать эти деньги, и будут ли расходовать вообще, его слабо волнует.
Все потому, что законопроект Тариэла Шакровича задуман как "зеркальная" мера по отношению к закону об утилизационном сборе, который ввели россияне.
Российский сбор автоматически "убил" экспорт в Россию автомобилей, сделанных в Украине. А это автомобили, изготовленные на "УкрАВТО" ("Ланосы", продаваемые в РФ как Chance). Они стали существенно дороже, и тут же проиграли ценовую конкуренцию в России. Благо, там построили свои заводы мировые производители действительно приличного уровня.
Зато российские автомобили продолжают ввозиться в Украину без уплаты сбора. Такая несправедливость попросту отдавала в пользу РФ внутренний рынок, на котором долгие годы "паслись" Васадзе, Дмитрий Святаш и другие автопромышленники. ЭП много писала, что правительство Украины с подачи этих людей стало лоббировать введение утилизационного сбора и даже заградительных пошлин.
Главной целью Васадзе и К° было просто внедрить сам сбор. Чтобы импортные машины стали дороже, и они могли беспрепятственно продавать свои далеко не самые совершенные "корыта". Например, те же российские авто, но уже собственной сборки. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь.
Нужно признать. Если бы в Украине собирались действительно высококлассные машины (например, Ford или та же Toyota), старания Тариэла Шакровича стоило бы только поддерживать. Но он поступает удивительно коварно, добиваясь помощи государства, но производя китайские машины. Дешевые, небезопасные и вообще…
Так что законопроект по утилизационному сбору, одобренный на заседании налогового комитета 17 апреля, - это личная месть гражданина Васазде государству Россия.
"Россияне приняли, перекрыли границу, и 13 автомобильных заводов, и больше 800 предприятий комплектующих не можем поставить автомобили в Россию. А Россия нам поставляет без налогов", - пояснил сам Васадзе.
С принятием закона об утилизационном сборе, российские машины станут стоить дороже.
Сергей Терехин, критиковавший, абсолютно прав – это новый налог. Платить этот налог будут простые покупатели автомобилей. И обговаривать это нужно как обычный налог – с особой длинной процедурой.
И он построен вопреки здравому смыслу. Как бы ни говорил Васадзе, что "все цивилизованные государства имеют такой налог". Безусловно, это не аргумент.
По утверждению депутата, утилизационный сбор должен платиться за утилизацию. А значит, его должен платить тот человек, который утилизует автомобиль. Чаще всего, это последний владелец. Но почему законопроект предусматривает, что платиться утилизационный сбор должен при покупке автомобиля?
Ведь если машина будет ездить 10 лет, собранные деньги должны где-то храниться. И они должны не просто сохраниться (что уже непросто в условиях "лопающихся" банков), но и преумножиться. Ведь это сегодня 1000 долларов – это сумма, достаточная для утилизации полутора тонн железа, резины и пластмассы. А через 10 лет инфляция может превратить сегодняшнюю "штуку баксов" в аналог 10-ти гривен.
Далее, совершенно верно отметил Терехин, стоимость утилизации нельзя считать по "кубикам" двигателя. Гораздо корректнее определять ее по весу машины, или по ее габаритам. Ведь на огромном фургоне может стоять 2-литровый дизель, а на крошечном BMW – трехлитровый агрегат.
Но самое смешное, что в законопроекте про утилизационный сбор оказалась масса "левых" пунктов. Например, от уплаты сбора некие депутаты предложили освободить тех, кто ввозит шкуры крупного рогатого скота.
А вот депутат Олег Ляшко, который грозился поднять вредителей на вилы, предложил включить в утилизационный закон пункт про порядок начисления налоговых обязательств при торговле ценными бумагами.
Как появились подобные перлы? По словам Хомутынника, за время доработки к данному законопроекту поступило 81 предложение, из которых 70 учтены. Слишком много для случайности.
Вряд ли эти вещи появились без ведома руководства комитета. Но вряд ли уже кто-то признается в том, что помогал импортеру шкур крупного рогатого скота