Урок №1. Хочешь достичь успеха — не останавливайся, не жди, не сетуй на жизнь, а действуй. Есть идеи — претворяй в жизнь. Не нравится государственная работа — создай бизнес и делай то, что можешь лучше других. Сам, ныне мультимиллионер, Олег Хусаенов в конце 80-х годов ушел с должности инженера-механика минского завода «Атлант», чтобы создать кооператив по… мытью окон на промышленных предприятиях белорусской столицы. Отлично разобравшись в ситуации, Хусаенов сумел превратить столь непрезентабельный бизнес в настоящую машину по зарабатыванию денег. В те годы всеобщего дефицита, на рубеже 80-90-х годов, свободные ниши на рынке были везде. Сейчас время и ниши рынка иные, однако, принципы успеха остались прежними.
Урок №2. Чтобы успешно развиваться, следует поставить перед собой чёткие цели. Как признался сам Олег Хусаенов в интервью, в бизнесе нет никакой постыдной работы, тем более, если можно заработать. В конце 80-х годов была распространена, так называемая, «фарцовка», т.е что-то купил в одном месте дешевле, а потом продал в другом по более высокой цене. Во время учебы на водительских курсах г-н Хусаенов решил, что «фарцовка» — это не совсем тот бизнес, которым он хотел бы заниматься. И, соответственно, решил зарабатывать «честно». Через некоторое время он устроился работать… грузчиком. В итоге, нужную сумму денег заработал только через 3 месяца. «Поэтому, для меня нет работы, которой бы я стыдился», — подчеркнул бизнесмен, — «я делал любую работу».
Как оказалось позже, не всё было так легко и просто. Был ещё СССР и в исполкоме инициативы молодого предпринимателя попросту не поняли, посоветовав идти работать на завод. Поэтому предприятие по мытью окон удалось зарегистрировать, как кооператив при бытовом комбинате в городе Заславле. Дальше Олег создал бизнес по производству откатных ворот. Продажа автоматических откатных ворот принесла Хусаенову успех, фирма развивалась и стала лидером в своей нише. Добившись в этой сфере максимума, предприниматель начинает осваивать автомобильный рынок. Для начала он просто продавал белорусские грузовики в России, а взамен поставляя из РФ легковые ВАЗы. Так появилось предприятие «Атлант-М».
Урок №3. Секрет успешного бизнеса это не бояться быть первым, ведь ты будешь иметь право выбора. Получив его — выбирай близкое себе по духу. Через некоторое время, компания Volvo предложила «Атлант-М», занимавшемуся поставкой ВАЗов в Беларусь, стать официальным дистрибьютором на территории Беларуси. Хусаенов отказался, посчитав объемы продаж автомобилей шведского производителя (200 штук в год) не достаточными. Действительно, одних ВАЗов в год фирма продавала более пятисот. Правда, фирма тут же разослала свои предложения всем мировым автомобильным брендам. Что интересно, ответили практически все лидеры автопрома. Хусаенов остановил свой выбор на марках Mazda и Volkswagen, чьи интересы и начал представлять «Атлант-М» в Беларуси. После прихода к власти А. Лукашенко, пришлось начать осваивать и другие сферы деятельности, вспоминает бизнесмен. Так, он занимался и нефтью, и поставками пиломатериалов. Хусаенов не считает, что белорусские власти «мешают» ведению бизнеса. Скорее, это отличный способ проверить себя на стойкость и предприимчивость.
Урок №4. История дана стране и человеку, чтобы извлекать уроки для построения будущего, а не для «копания», «мук совести» и т.п. Для более активного продвижения Volkswagen и Mazda в Беларуси, Олег Хусаенов создал команду из профессиональных маркетологов и экспертов PR. На сегодняшний день этот этап развития — аксиома, в то же время это было новшество:
* заняться расчётом ниш рынка и определением его потенциального объема;
* точно рассчитав, заняться профессиональной рекламой, пиаром и BTL-акциями.
Сегодня же Олег Хусаенов предпочитает интернет-технологии в развитии своих проектов. Многие ключевые решения в компании принимаются с учётом тренда развития интернета.
В итоге, Олег Хусаенов выделил три основных принципа, которые неразрывно должны дополнять друг-друга, это:
* лидерские качества; * команда; * и капитал.
Умело соединив эти три критерия, можно достичь больших высот. Основной критерий успеха Олега Хусаенова — умение достичь поставленной цели. Перед человеком обязательно должна стоять цель — и когда она достигнута, ты получаешь успех и идёшь дальше, ставя перед собой новые цели.
Урок №5. Следующий секрет успешного бизнеса Олега гласит — Для достижения успеха в бизнесе всегда нужно знать, к чему ты стремишься. В самом начале нужно ставить себе цель, к которой ты будешь идти. По мнению Олега Хусаенова, именно продажи через всемирную сеть станут наиболее выгодными в ближайшие годы. Что касается кризисных явлений в экономике, то бизнесмен, не отрицая их как факт, считает, что и во время кризиса предприятие должно работать над получением прибыли. Нет прибыли – нет и предприятия, уверен он. Вот и недавно Хусаенов легко отказался от своих двух фирм в Москве, которые работали в последнее время в убыток. Хусаенов также уверен в том, что только постоянное стремление к новым знаниям может помочь удержаться на плаву. Поэтому, в его компании постоянно проходят всевозможные семинары и курсы переподготовки. Сотрудники должны самостоятельно стремиться к новому, использовать полученные знания на практике.
Мировой финансовый кризис Олег Хусаенов воспринимает, как новые возможности, как время, когда можно и нужно переоценить приоритеты, пересмотреть и скоординировать бизнес. Время же после кризиса — самый удачный момент для инвестиций. Для себя О. Хусаенов выделил три основных кризиса, с которыми пришлось столкнуться «Атлант-М»:
* кризис 1991 года, когда распался СССР, а с ним и вся система финансов;
* кризис, начавшийся в 1998 году в РФ;
* мировой финансово-экономический кризис 2008 года.
Во время кризиса важен только один фактор — предприятие прибыльно или убыточно. Этот фактор и стал решающим для компании в 2008 году. Хусаенов предложил лозунг: «Кто не приносит прибыль, тот должен быть ликвидирован». Так, в 2009 г. «Атлант-М» ликвидировал два подразделения в Москве: они оказались убыточными. Кризис также внес коррективы в планы по выходу на рынок IPO.
Урок №6. Оптимальной оценкой предприятия для инвесторов является выход его из кризиса и прибыльность во время кризиса — очередной секрет успешного бизнеса. При техническом образовании инженера гражданской авиации, О. Хусаенов смог стать руководителем международной компании. Не последнюю роль в этом сыграла склонность к постоянному самосовершенствованию. Своим кредо О. Хусаенов избрал слоган В. И. Ленина «Учиться, учиться и ещё раз учиться». В холдинге О. Хусаенов требует от своих подчинённых писать инструкции. Благодаря этому работа в «Атлант-М» отлажена. Сам же г-н Хусаенов сознается, что его бизнес работает самостоятельно, а он выполняет главную роль — договаривается с инвесторами, банками и разрабатывает мотивирующие составляющие основных сотрудников компании.
Урок №7. В условиях конкуренции лозунг «Учиться, учиться и еще раз учиться» приобретает для бизнеса особенное значение: лидером становится тот, кто учится, познает и претворяет в жизнь новое. Благодаря деятельности холдинга в России, Беларуси и Украине, можно сравнивать условия и разного рода «подводные камни» ведения бизнеса в этих странах. Со слов Хусаенова, Украина и Россия отличаются очень высокой коррумпированностью. Если эти страны сравнить с Беларусью, то коррупции там попросту нет, но, присутствует некое безволие и боязнь у чиновников. Так, они боятся принять какое-то конкретное решение самостоятельно, подписывать документы. Как отмечает г-н Хусаенов, это одна из причин, почему инвесторы не торопятся вкладывать средства в Беларусь. Для развития следует работать по правилам той страны, где работает бизнес.
Урок №8. Изучи специфику страны, в которой собираешься открывать бизнес и работай по её правилам. Необходимость налаживания основ ведения бизнеса одинакова во всех странах. Это и является основной связывающей нитью ведения бизнеса, будь-то в России, Беларуси, Украине или Германии. Из этого следует, что в первую очередь нужно:
* наладить все бизнес-процессы;
* выстроить правильное управление финансами;
* провести работу с персоналом;
* тщательным образом изучить рынок.
Холдинг, в открытии которого принимали участие бизнесмены из Беларуси и России, стал по-настоящему международным после заключения контракта с Volkswagen. Сейчас это одно из крупнейших предприятий по продаже автомобилей в рамках трех восточно-славянских государств – России, Украины и Беларуси. Причем, поделился опытом Хусаенов, в каждой из этих стран есть и свои сложности с ведением бизнеса, свои нюансы.
Урок №9. Бизнес становится жизнью, и семья подстраивается под этот алгоритм жизни и бизнеса. Отношения в семье Олег Хусаенов выстраивает… в деловом духе. Жена бизнесмена является его гендиректором. Все происходящее в семье, планирует она: время отпуска, место его проведения и т.д. Детей г-н Хусаенов старается воспитывать в духе предпринимательства. Требования которые он выдвигает к ним достаточно просты — уметь планировать расходы и доходы, а также понимать, что «карманные деньги» в полной мере зависят от того, как и сколько они могут заработать и потратить.
Урок №10. Нужно научить детей зарабатывать, иначе они потратят свое наследство. Такого принципа Олег Хусаенов придерживается в семье. Он учит своих детей как распоряжаться деньгами, не тратить время и деньги в пустую, а уметь их ценить и грамотно использовать, т.е. уметь вести бизнес и дела.