Весной многие начинают ездить активнее. Ну а если у автомобиля упадок сил? В чем искать причину? Довольно часто виновниками являются загрязненные форсунки. Как им вернуть былую работоспособность?
Главная причина загрязнения форсунок – качество топлива на наших АЗС, которое далеко не всегда отличается чистотой и наличием в составе какой-то доли моющих присадок, что уже давно оговорено требованиями к европейскому топливу. Поэтому при использовании бензинов еврокачества инжекторы требуют чистки значительно реже.
Алгоритм загрязнения инжекторов некачественным топливом очень прост. Содержащиеся в таком бензине «нештатные» химические элементы и их соединения – сера, бензол, олефины и т. д. – при довольно высоком давлении впрыска (2,5–6 атм.) и высокой рабочей температуре (80–100°С) превращаются в лаковые и трудно смываемые смолистые отложения. Последние, собственно, и уменьшают сечение каналов и отверстий распылителя. Так, 5-микрометровый слой «грязи» может снизить пропускную способность форсунки на 25%. Наиболее интенсивно накопление отложений внутри форсунок происходит после остановки двигателя, когда потока бензина уже нет и температура форсунки быстро растет. С одной стороны, эти загрязнения могут снижать пропускную способность форсунок, т. е. производительность, и ухудшать качество распыления топлива, а с другой – препятствовать закрытию электромагнитного клапана форсунки, делая ее негерметичной, постоянно подающей топливо. Поэтому в нашей реальности чистить форсунки иногда требуется каждые 20–30 тыс. км.
Возможно также засорение регулятора давления, что ведет к увеличению давления топлива, подводимого к форсункам. Результат – за одинаковый промежуток времени в цилиндры подается больше топлива, а это повышенный расход бензина.
Симптомы
Признаков загрязнения форсунок довольно много, и в зависимости от характера накопления в них грязи проявляются они по-разному. Но основные признаки таковы: затрудненный пуск холодного двигателя; неустойчивая работа мотора на холостом ходу и переходных режимах; ухудшение динамики разгона, провалы и детонация при резком нажатии на педаль газа; увеличение расхода топлива. Также возможно повышение токсичности отработавших газов (СО, СН); хлопки в выпускной системе и малый ресурс свечей зажигания, лямбда-зонда и катализатора.
Реанимация
В большинстве случаев полноценную работоспособность форсунок можно восстановить. Для этого на данный момент разработано достаточно много способов и технологий, причем как с демонтажом автомобиля, так и без него. Последний, в свою очередь, делится на возможность промывки абсолютно всей топливной системы (начиная с бензобака и заканчивая форсунками) и промывки только форсунок и топливной рампы, через которую на инжекторы подается топливо. В каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.
С демонтажом
Существует несколько вариантов мойки инжекторов после их снятия с двигателя. Один из них – на специальном стенде с использованием жидкости W’ynns, которая обладает сверхмоющими свойствами и подается в форсунки под давлением. При этом контролируется качество распыления топлива и производительность, то есть способность впрыскивать определенное количество топлива, получая импульсы на открытие их клапана.
Другой – с использованием ультразвукового стенда. Здесь форсунки помещаются в ванну с моющей жидкостью, на которую воздействует ультразвук. Последний разрушает внутренние отложения. Некоторые специалисты утверждают, что иногда удается восстановить даже полностью заклинившие инжекторы.
Моют форсунки с демонтажом и наши Кулибины. Для этого они используют различные промывочные жидкости, в которых «отмачивают» форсунки, а затем промывают их также под давлением.
Без демонтажа
Промывать форсунки без их снятия можно двумя методами – путем подключения специального стенда к топливной рампе и с помощью присадок, которые добавляют в бак. В обоих случаях мойка осуществляется при работающем двигателе. В первом в топливную рампу подается специальная горючая жидкость с моющими свойствами (топливный насос отключается), во втором – присадка, которая, по утверждению ее производителя, смешивается в баке с топливом и обеспечивает «мягкую» мойку всей топливной системы. При снятии форсунок остаются грязными бак, трубопроводы и другие элементы системы питания. Для проверки эффективности присадок в топливо мы провели эксперимент, используя промывки инжекторов компании Liqui Moly – «Очиститель инжектора усиленного действия № 3» (в ассортименте есть несколько типов промывок. Самая новая в зависимости от эффективности включает в себя три препарата).
На деле
Проверить эффективность промывочных присадок мы решили инструментальным путем. Сделали это на независимой СТО «Бош Сервис Автолайф», оснащенной стендом для диагностики форсунок. В качестве подопытного выступил автомобиль Daewoo Lanos 1998 г. в. с мотором 1,5 л и пробегом 120 тыс. км. Вмешивались в систему питания этой машины 60 тыс. км назад: меняли топливный фильтр и чистили форсунки на ультразвуковом стенде. В качестве присадки, как ранее уже упоминали, использовали состав «Очиститель инжектора усиленного действия» № 3 Liqui Moly. Самую «сильную» версию «Очистителя» – № 3 – мы выбрали намеренно. Зачастую промывка системы питания без демонтажа форсунок считается сопряженной с риском: якобы «поднятые» присадкой с деталей системы питания многолетние отложения могут засорить микроскопические отверстия форсунок. Нам хотелось проверить, насколько оправданны эти опасения. Перед применением присадки мы демонтировали форсунки и проверили их на стенде. То же самое сделали после того, как согласно указаниям производителя препарата израсходовали полный бак топлива с залитым в него флаконом «Очистителя». Начальное состояние инжекторов нашего Lanos было неидеальным, но вполне удовлетворительным: конус распыла в целом правильный, производительность достаточная, хоть и несколько отличающаяся. После применения присадки топливный туман у сопел форсунок стал более выраженным, форма конуса распыла всех инжекторов – одинаковой. Увеличилась и производительность (см. таблицу и фото). То есть итог промывки положительный – форсунки очистились.
http://www.autocentre.ua/ac/Service/Exp … 18728.html
Suzuki SX4 New (S-Cross)
Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
0