Ники Лауда о Баттоне, уходе автоконцернов и команде Mercedes
Трехкратный чемпион мира Ники Лауда всегда внимательно следил за событиями в мире Формулы 1. Сейчас он приветствует достижения Brawn GP, поддерживает решение Mercedes о покупке контрольного пакета акций этой команды, и, разумеется, считает Дженсона Баттона достойным чемпионом мира – обо всем этом, и о многом другом, Лауда рассказал в интервью официальному сайту чемпионата…
Вопрос: Дженсон Баттон стал 60-м чемпионом мира, но некоторые сомневались, действительно ли он достоин титула, ведь в середине сезона он выступал не очень ярко. А что скажет трехкратный чемпион мира?
Ники Лауда: «Достойный – недостойный» – это неправильный подход. Чемпион мира – это чемпион мира. Можно спорить о той манере, в которой он выиграл титул, но, как мы знаем из истории, были гонщики, которые выигрывали все подряд, но были и другие, – к которым я причисляю и себя, – кто побеждал в последнем Гран При сезона с перевесом в пол-очка. Чемпионат можно выиграть по-разному. Баттону удалось неплохо провести сезон: начало было очень сильным, он вырвался вперед и смог сохранить лидерство в сложный период, хотя и постоянно терял очки. Так что 60-й чемпион мира – достойный чемпион.
Вопрос: Как по-вашему, вторая половина сезона продемонстрировала стратегическую зрелость Баттона, или он действительно излишне нервничал, как утверждают его критики?
Ники Лауда: По крайней мере, со стороны казалось, что он испытывал прессинг, когда вел борьбу за титул. Трудно сказать, почему во второй половине сезона он проигрывал Рубенсу Баррикелло, у которого была такая же машина. Но в итоге это бесплодная дискуссия, потому что нестабильно выступал не только Дженсон: у Себастьяна Феттеля тоже случались плохие результаты. Но в этой ситуации Баттон смог сохранить отрыв, позволивший ему остаться лидером – именно поэтому чемпионом стал он, а не кто-то другой.
Вопрос: Brawn GP была одной из трех команд, кто с самого начала сезона использовал двойные диффузоры, тогда как остальным пришлось наверстывать, на что ушло два месяца. Было ли это обстоятельство решающим для победы команды в обоих чемпионатах?
Ники Лауда: Можно спорить о Дженсоне, но одно отрицать нельзя: то, что удалось сделать Россу Брауну на базе обанкротившейся Honda Racing, когда он создал команду, опередившую всех грандов Формулы 1 – это поистине феноменально! Такого еще не было. Это настоящая сенсация сезона, так что Brawn GP, безусловно, заслуженно выиграла Кубок конструкторов.
Вопрос: Но ряд других заводских команд прекратил свое существование, когда автоконцерны BMW и Toyota покинули чемпионат мира. В чем главные причины их ухода?
Ники Лауда: Прежде всего, по-моему, эти решения объясняются коммерческими причинами. Продажи автомобилей во всем мире падают, а участие в Формуле 1 – часть маркетинговой политики автоконцернов. Затраты на маркетинг резко сокращаются: в случае с BMW и Toyota это означало уход из чемпионата мира. Возможно, последней каплей стали плохие результаты, показанные в этом году.
Вопрос: Какие еще моменты стоит упомянуть, вспоминая 2009-й год?
Ники Лауда: Введение KERS – это была безумная идея. Все большие команды – Ferrari, McLaren, Renault и особенно BMW – занялись этим проектом, надеясь, что одним нажатием кнопки можно будет отыграть три десятых на круге. По-моему, этот выигрыш с самого начала был слишком мал, поскольку три десятых – это идеальный сценарий, когда машина идеально сбалансирована и настроена. Вместо этого уже практически на первых тестах стало ясно, что машины с KERS страдают от неоптимальной развесовки, что в свою очередь повлекло проблемы с аэродинамикой. Такое впечатление, что эти команды слишком увлеклись сложной технической проблемой, и в результате в чемпионате доминировали Brawn GP и Red Bull, отказавшиеся от использования KERS и уделившие все внимание непосредственно гонкам. McLaren-Mercedes была первой командой, которая смогла отыграться в середине сезона: ей удалось выиграть две гонки, но на победу в чемпионате она вообще не претендовала. Поскольку в 2010-м KERS уже решили не использовать, получается, что деньги были истрачены впустую.
Вопрос: По ходу сезона из паддока исчезли два ваших старых товарища – Рон Деннис и Флавио Бриаторе. Вам будет их не хватать?
Ники Лауда: «Старые товарищи» – это некоторое преувеличение. В свое время я выступал в команде Рона и выиграл чемпионат мира, а с Флавио просто знаком. Они покинули паддок по разным причинам: Рон был оштрафован на $100 млн. за нарушение авторских прав – это достаточно политкорректный термин? А Флавио пришлось уйти из-за сингапурского скандала, одного из самых неприятных, которые только могут случиться в гонках. Но заслужили ли они это изгнание? У Рона были натянутые отношения с Максом Мосли, бывшем президентом FIA, а Флавио обвинили в том, что он нанес ущерб имиджу спорта. То, что произошло в Сингапуре, было уже слишком. Все, кто работает в Формуле 1, всегда балансируют на грани дозволенного, но Рон и Флавио эту гран перешли, за что и были наказаны. Все просто.
Вопрос: Если два автоконцерна недавно покинули чемпионат, то Mercedes инвестировал серьезные средства в покупку акций Brawn GP и создает новую заводскую команду. Если BMW и Toyota не смогли добиться успеха, почему должно получиться у Mercedes?
Ники Лауда: В Mercedes предприняли очень умный ход: приобрели контрольный пакет акций Brawn GP, чтобы выполнить программу экономии средств, начатую Максом Мосли, ведь к 2011-му году годовой бюджет команды должен быть снижен до $100 млн. В Brawn GP уже готовы к такому шагу, тогда как многим ее соперникам в следующем сезоне предстоит решать сложные задачи: бороться за победы на трассе и одновременно заниматься сокращением бюджетов. Возрождение настоящих «Серебряных Стрел» – отличный маркетинговый проект: штутгартский концерн остается в Формуле 1 и при этом платит за это весьма умеренную цену. Не будем забывать: Mercedes приобрел чемпионскую команду!
Вопрос: Нико Росберг стал первым гонщиком, официально подтвержденным новой командой. Но по поводу второго места в Mercedes GP распускается масса слухов: может ли Михаэль Шумахер действительно поменять красный цвет на серебряный? Или это место достанется Нику Хайдфельду, или, возможно, даже Кими Райкконену?
Ники Лауда: Приобретение Brawn GP – мастерский ход. Теперь важно столь же взвешенно подойти к вопросу о составе команды. После ухода Баттона, единственным гонщиком Mercedes GP остается Росберг, и это хороший выбор. Но хорошему гонщику идет на пользу, когда сильный напарник не дает ему спокойно жить – это помогает добиваться более высоких результатов. Поэтому в Mercedes должны все хорошенько обдумать, если они собираются пригласить кого-то из звездных гонщиков. В противном случае преимущество будет на стороне Red Bull и Себастьяна Феттеля, а Mercedes окажется в роли догоняющего.
Вопрос: А что вы скажете по поводу слухов о Михаэле Шумахере?
Ники Лауда: Не верю, что в этих слухах есть хотя бы доля правды, – по крайней мере, исходя из той информации, которой я располагаю. После аварии Фелипе Массы появился шанс на возвращение Михаэля, и если бы он был в форме, то выступил бы в трех или четырех гонках, чтобы проверить себя, получить заряд адреналина, и посмотреть, каких результатов он мог бы добиться. Но я не верю в то, что он готов провести целый сезон. Для чего тогда было заканчивать карьеру? Но это мое личное мнение.
Вопрос: Вас удивил переход Дженсона в McLaren?
Ники Лауда: Вообще-то нет. Пригласить в команду двух британских чемпионов мира – ход в стиле Рона Денниса. С другой стороны, я уверен, что Росс Браун не был удовлетворен результатами Дженсона во второй половине сезона. Но если в Mercedes не смогут найти гонщика, равного по уровню Баттону, – это их проблема. Даже не знаю, кого им следует пригласить.
Вопрос: Росс Браун и Mercedes: как будет развивается это партнерство? Кто тут главнее?
Ники Лауда: Росс Браун и его команда. Люди Mercedes будут заседать в совете директоров и принимать участие в принятии решений. Кто добивается успеха, тот и главный. Все остальное не имеет значения.
Вопрос: Поговорим о 2010-м годе: состав какой из команд вам представляется наиболее многообещающим?
Ники Лауда: Алонсо и Масса, которые будут выступать за Ferrari, и дуэт британских чемпионов в McLaren – очень сильные составы. Мы также видели, что Феттель и Уэббер способны показывать отличные результаты, так что «Серебряным стрелам» будут противостоять профессионалы высшего класса. И, по-моему, все лучшие гонщики уже подписали контракты.
Вопрос: Никогда в истории Формулы 1 не было так много новых команд. Вы думаете, они все выйдут на старт в Бахрейне?
Ники Лауда: Начнем с того, что есть команда, которую можно называть Sauber – преемник BMW Sauber. Она располагает необходимой инфраструктурой и кадрами, у нее даже есть инвестор, – и все равно нет ясности, выйдет ли она на старт. С другой стороны, о четырех новых командах судить пока трудно. По-моему, самый сомнительный проект – это USF1. Похоже, она не укладывается в график. В Campos уже решили главные проблемы – по крайней мере, несколько дней назад их машина получила омологацию FIA, и это уже немало. Понятия не имею, как обстоят дела Lotus и Manor. Но ведь все они подали заявки на участие в чемпионате, исходя из того, что ограничение бюджетов было запланировано уже на 2010-й год. Теперь введение этой меры отложено на год, что могло создать для кого-то из новичков серьезные проблемы. Но зимой ситуация прояснится.
Вопрос: Гран При Абу-Даби стал последней гонкой, когда проводились дозаправки. Езда на машинах с полными баками – новое испытание для команд и гонщиков. Вы считаете этой хорошей идеей?
Ники Лауда: Идея хорошая, поскольку поможет сократить расходы. С другой стороны, дозаправка – довольно зрелищный момент. Помните, что произошло в Сан-Паулу, когда Хейкки Ковалайнен покинул боксы, а заправочный шланг остался в горловине бензобака его McLaren? Однако с отменой дозаправок действительно связаны новые трудности, поскольку на старте гонки машина будет нести двойной груз топлива – примерно 170 или 180 кг, а не 80 кг, как сейчас. Чтобы найти правильный баланс шасси, командам и гонщикам придется поработать, и для всех это будет новый опыт. Я очень хорошо помню, как мы ездили на тяжело заправленных машинах. В 2010-м году командам предстоит искать новые подходы к разработке тактики каждой гонки.
http://www.f1news.ru/interview/lauda/54030.shtml
0