2012: Формула-1 в цифрах
В минувшем чемпионате мира было все: рекордные победители, острые сражения, зрелищные аварии, подковерная борьба и яркие гонщики. Вашему вниманию - 10 чисел, наглядно иллюстрирующих прошедший год в Формуле-1.
![http://img.tyt.by/n/avto/0d/c/3a5acb6f544b1bf6857e26843e3dd.jpeg](http://img.tyt.by/n/avto/0d/c/3a5acb6f544b1bf6857e26843e3dd.jpeg)
Гран-при
Формула-1 наконец добралась до рекордной отметки в 20 гонок за сезон. Отмена Гран-при Бахрейна в 2011 году сделать этого не дала, но на сей раз шейхи получили-таки свою гонку, несмотря на все разногласия между шиитами и суннитами.
![http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/05/9/df633a4144aeb94eb296887bdaa98.jpeg](http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/05/9/df633a4144aeb94eb296887bdaa98.jpeg)
Ехать на гонку не хотели ни команды, ни журналисты, ни спонсоры, но участникам пришлось уважать контрактные обязательства: пока на улицах Манамы бросали коктейли Молотова и устраивали не очень мирные шествия, на автодроме "Сахир" ревели моторы Формулы-1. Некоторые сотрудники команд ударились в панику и покинули страну прямо по ходу уикенда, а представительницу Williams и вовсе уволили за отказ прилетать в Бахрейн. Сама же гонка обошлась без происшествий.
![http://img.tyt.by/n/avto/0e/3/f431b0f1e46ff912f8a9ac97e7a19.jpeg](http://img.tyt.by/n/avto/0e/3/f431b0f1e46ff912f8a9ac97e7a19.jpeg)
победителей
Начало сезона-2012 получилось самым интересным за последние лет тридцать: первые семь Гран-при чемпионата подарили зрителям семерых разных победителей. Прежний рекорд был установлен в 1975 году, когда на старте сезона гонки выигрывали пять пилотов.
![http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/0e/4/47625285e480093fbcb09d33f39f9.jpeg](http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/0e/4/47625285e480093fbcb09d33f39f9.jpeg)
Чехарда на верхней ступеньке подиума поставила в тупик всех – аналитикам пришлось расписаться в том, что они понятия не имеют, кто же будет бороться за титул. На Гран-при Европы все ждали восьмого победителя: общественное мнение выбирало между Кими Райкконеном и Михаэлем Шумахером, но неожиданно для многих первое место в гонке едва не досталось Роману Грожану. Француза подвел генератор, и победа уплыла к Фернандо Алонсо. Рекордная серия прервалась. И восьмого победителя – Кими Райкконена – сезон 2012 года обрел только на Гран-при Абу-Даби, уже под занавес чемпионата.
![http://img.tyt.by/n/avto/09/7/64f713d2d4cb88427252120772d1d.jpeg](http://img.tyt.by/n/avto/09/7/64f713d2d4cb88427252120772d1d.jpeg)
пит-стопов
За разнообразие тактических схем и количество проведенных пит-стопов нужно сказать спасибо Pirelli. Итальянские покрышки по-прежнему быстро изнашиваются и провоцируют резкое падение темпа по мере истирания: именно этому болельщики обязаны насыщенным концовкам Гран-при, когда кто-нибудь из пилотов непременно теряет скорость, а кто-то, напротив, резко становится быстрее.
![http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/00/1/472c041194144ac1e8e887b904719.jpeg](http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/00/1/472c041194144ac1e8e887b904719.jpeg)
Но в прошедшем сезоне появилось еще кое-что. Во многом, это "кое-что" стало причиной непредсказуемости первых гонок: пилоты и инженеры просто не могли разобраться с изменившимся поведением резины. Как выяснилось позднее, Pirelli образца 2012 года хорошо работают только в определенном температурном диапазоне. Стоит перегреть или не прогреть покрышки, как шины начинают "плыть", а соперники уносятся вперед…
![http://img.tyt.by/n/avto/05/a/1105f1ce74816b0368d2b090fe625.jpeg](http://img.tyt.by/n/avto/05/a/1105f1ce74816b0368d2b090fe625.jpeg)
километра Райкконена
Год назад мы назвали возвращение Кими Райкконена одним из важнейших событий предстоящего сезона. Финн не подвел и стал гонщиком года по версии "Мотора".
![http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/0a/f/7cfc0d65549a9b0439c812842c519.jpeg](http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/0a/f/7cfc0d65549a9b0439c812842c519.jpeg)
Еще до начала чемпионата Кими стал магнитом для спонсоров и болельщиков: имя Райкконена привлекло в Lotus несколько крупных спонсоров (среди которых гиганты Microsoft и Unilever), а поклонники спортсмена резко подняли посещаемость официального сайта британской команды. В "Лотусе" признались, что ни Кубица, ни Петров не привлекали столько же фанатов, сколько собрал Райкконен. А ведь сезон тогда только начинался. К удивлению многих, Кими весьма быстро адаптировался в Формуле-1 после двухлетнего перерыва и стал самым стабильным пилотом чемпионата. Для того, чтобы полностью преодолеть дистанцию сезона Кими не хватило всего одного круга. Но и без того километраж у финна получился приличным: если бы Райкконен отправился из Москвы в сторону Владивостока, то после 6083 километров он застрял бы где-то между Улан-Уде и Читой.
![http://img.tyt.by/n/avto/0c/7/f71f09afe46adadb44090dae27481.jpeg](http://img.tyt.by/n/avto/0c/7/f71f09afe46adadb44090dae27481.jpeg)
-миллионный иск к Экклстоуну
Именно столько планирует взыскать с Берни Экклстоуна американская компания Bluewaters Communications Holdings. Оказывается, что денег от старины Берни хотят не только команды Формулы-1.
![http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/08/d/8dafbca5742c0bc811bde9c1c7e03.jpeg](http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/08/d/8dafbca5742c0bc811bde9c1c7e03.jpeg)
Эта история тянется уже полтора года. Следователи из Мюнхена продолжают усердно собирать информацию о сделке 2006 года, когда баварский банк BayernLB продал половину Формулы-1 британскому инвестфонду CVC. Посредником в этой операции выступил сам Экклстоун. Что конкретно сделал "царь" Формулы-1, не выяснено до сих пор. Сам Берни уверяет, что BayernLB никак не мог найти покупателя на неинтересный ему актив ― и Экклстоун выручил банк, найдя фонд CVC. Но американцы из Bluewaters Communications Holdings считают иначе, заявляя, что очень хотели заполучить права на чемпионат мира и даже были готовы перебить любое предложение конкурентов. Решение должен был принять представитель BayernLB Герхард Грибковски, но австриец выбрал кандидатов Экклстоуна. Причем не просто так, а, похоже, в обмен на 44 миллиона евро от старины Берни. Иск подан. Поговаривают, что помимо солидных денежных штрафов Берни грозят еще и десять лет тюрьмы.
![http://img.tyt.by/n/avto/05/10/2054b61a34a5a8a19b3a8fc6d34e3.jpeg](http://img.tyt.by/n/avto/05/10/2054b61a34a5a8a19b3a8fc6d34e3.jpeg)
штрафов Мальдонадо
За многочисленные вылеты и аварии британские журналисты прозвали пилота Williams Пастора Мальдонадо "Crashtor Walldonado" ― что можно перевести как "Разрушатор Стенканадо". В 2012 году венесуэлец перешел все мыслимые пределы по числу инцидентов на трассе.
![http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/0b/b/25423fd0149019bbffd511f2d04f2.jpeg](http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/0b/b/25423fd0149019bbffd511f2d04f2.jpeg)
Начав с относительно невинного разворота в Австралии, когда спортсмен хотя бы не зацепил соперников, Мальдонадо бросился крушить на своем пути всех, кто подвернется под руку. Себя Пастор также не жалел. В Монако пилот Williams врезался в де ла Росу, в Валенсии выбил Льюиса Хэмилтона, в Великобритании столкнулся с Пересом, в Венгрии задел ди Ресту, в Бельгии "убрал" Тимо Глока, а в Бразилии поучаствовал в массовой аварии на первом круге. При этом Мальдонадо не забывал попадать в зрелищные аварии в квалификациях и даже на демонстрационных заездах, сполна отрабатывая репутацию "горячей головы". Проделки Пастора могли бы и дальше всех веселить, если бы они напрямую не сказывались на результатах его соперников и не отражались на его собственном положении в общем зачете. По итогам сезона венесуэлец занял 15 место - худшая итоговая позиция для победителя Гран-при за всю историю Формулы-1. Обладая машиной, способной выигрывать гонки, Мальдонадо запомнился исключительно своими авариями и штрафами, собрав сразу 14 наказаний за всевозможные правонарушения. Справедливости ради, штрафов было все-таки меньше, чем гонок.
![http://img.tyt.by/n/avto/06/3/6d6963f194d62acb2c1a9fc561f26.jpeg](http://img.tyt.by/n/avto/06/3/6d6963f194d62acb2c1a9fc561f26.jpeg)
подиумов Алонсо
"Битва Фернандо Алонсо с собственным болидом", ― таким был девиз сезона-2012 для поклонников испанского пилота. К началу чемпионата мира Ferrari подготовила чудовищно медленную машину: за рулем F2012 партнер Алонсо Фелипе Масса долго не мог завоевать хотя бы одно очко, оставаясь на "почетном" 18-м месте в общем зачете. Фернандо в это время возглавлял чемпионат мира.
![http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/0e/8/e4d0dabcb4cf09af56355525669dd.jpeg](http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/0e/8/e4d0dabcb4cf09af56355525669dd.jpeg)
Чуть ли не на каждом Гран-при двукратный чемпион Формулы-1 совершал маленькое чудо: где-то выцарапывал очки в безнадежных ситуациях, а где-то и вовсе одерживал победы, противопоставляя собственную стабильность горячности конкурентов. Зимой Алонсо назовет прошедший год своим лучшим сезоном ― так отчаянно Фернандо еще не боролся. Пилотаж Алонсо оказался одной из главных приманок для зрителей: испанец показал всему миру, насколько велика может быть роль пилота в современной Формуле, доказав, что даже несовершенный автомобиль способен побеждать в руках настоящего чемпиона. Его 13 подиумов – лучшее тому подтверждение. Каждое гоночное воскресенье Фернандо выжимал из угловатой и медлительной F2012 максимум.
![http://img.tyt.by/n/avto/0d/7/18502b1bb45f295fd4d5822521a7b.jpeg](http://img.tyt.by/n/avto/0d/7/18502b1bb45f295fd4d5822521a7b.jpeg)
аварий Грожана на первых кругах
Стартовые инциденты с Романом Грожаном – излюбленная тема для шуток в паддоке. Специально для любителей статистики предлагаем посчитать, кто чаще попадал в аварии в 2012 году: Грожан или Мальдонадо. У нас победителем получился Пастор. И все же Роман немало сделал для того, чтобы вызывать стойкие ассоциации с хаосом первого круга и регулярными столкновениями.
![http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/04/3/53bef4791437ead43288a83ca8dcf.jpeg](http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/04/3/53bef4791437ead43288a83ca8dcf.jpeg)
Все началось в Австралии, когда пилота Lotus выбил все тот же Мальдонадо, продолжилось в Малайзии, где Роман не поделил трассу с Михаэлем Шумахером, а апогея достигло на Гран-при Бельгии. Одним неловким движением Грожан спровоцировал большой завал, жертвами которого стали Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо и Серхио Перес. Наказание оказалось жестким: Романа дисквалифицировали на одну гонку и предупредили о повторении санкций в случае рецидива. Француз не послушался и на Гран-при Японии устроил очередную аварию. Дошло до того, что компания Total, приплачивающая "Лотусу" за выступления Грожана, начала сомневаться в оправданности своих вложений и едва не лишила пилота места в Формуле-1. На счастье Романа, ему дали второй шанс.
![http://img.tyt.by/n/avto/0e/3/f431b0f1e46ff912f8a9ac97e7a19.jpeg](http://img.tyt.by/n/avto/0e/3/f431b0f1e46ff912f8a9ac97e7a19.jpeg)
миллионов долларов Кобаяси
Камуи Кобаяси набрал в сезоне 2012 года всего на шесть очков меньше напарника по Sauber Серхио Переса. Но если Чеко готовится в следующем сезоне выступать за McLaren, то Камуи… собирает деньги болельщиков, чтобы попытаться вернуться в Формулу-1 через год. В 2013-м Sauber его вытеснил обеспеченный миллионами Карлоса Слима Эстебан Гутиеррес.
![http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/00/b/1846ce3fa4fdc805d0bda87d8ad1a.jpeg](http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/00/b/1846ce3fa4fdc805d0bda87d8ad1a.jpeg)
Болельщики Кобаяси откликнулись на призыв Камуи и начали переводить деньги на возвращение пилота в Формулу-1. За каких-то пять дней фанаты собрали 800 тысяч долларов, а через четыре недели на счету Кобаяси были уже 8 миллионов: часть от фанатов и часть от подтянувшихся спонсоров. Этой суммы хватило бы для оплаты места в Sauber или Lotus, но увы, к исходу декабря в чемпионате мира просто не осталось вакансий в конкурентоспособных командах. А идти в слабую конюшню Камуи не захотел.
![http://img.tyt.by/n/avto/05/0/162e89b884f0fa0b4494300d81ce2.jpeg](http://img.tyt.by/n/avto/05/0/162e89b884f0fa0b4494300d81ce2.jpeg)
подиум Шумахера
Третье место на Гран-при Европы – единственный подиум Михаэля Шумахера за год. Единственный за все три года в целом бесславной второй карьеры семикратного чемпиона мира.
![http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/04/b/f63d7362e4e10b630e62ae65bfb33.jpeg](http://img.tyt.by/620x620s/n/avto/04/b/f63d7362e4e10b630e62ae65bfb33.jpeg)
О завершении гоночного пути Михаэля Шумахера сказано немало слов. За прошедшие три года немец не смог побороться за восьмой титул и не одержал ни одной победы. В то же время, в своем последнем сезоне 43-летний немец начал теснить напарника Нико Росберга, то и дело опережая молодого визави. Эпизодических успехов Шумахера оказалось недостаточно: в Mercedes AMG заменили Михаэля на Льюиса Хэмилтона, по сути, указав семикратному чемпиону на дверь. Поначалу Шумахер пытался остаться в Формуле-1 и вроде бы вел переговоры с Sauber, но вскоре отказался от этой идеи: 4 октября немец во второй раз в жизни объявил, что покидает автоспорт.
http://auto.tut.by/news/autosport/328591.html
0