1

Тема: Акустика

Вчера поставил овалы на зад. Крепили из под низу, потому-что динамик со стороны водителя не становиться из-за ремня безопасности (ставили не вдоль задней полки а впоперек). Сеточки ставили не с овалов по той же причине, а с круглых. Басов заметно добавилось да качество получьше. Еще купил к магнитоле (Пионер 4750 МР) пультик со специальным креплением на руль - 125,00  теперь управлью магнитолой не снимая руки с руля. Очень удобно, с внутренней стороны руля громкость с наружной все остальное.:rock:

Не знаю как там за границей, а у нас -Логан друг человека...уже 40 000 как друг.
  0



2

Re: Акустика

а как пультик хорошо работает? ато я проверял в магазине, мне не очень понравился прием.

RENAULT SCENIC (BLACK DRAGON)
  0

3

Re: Акустика

Пульт работает во всех направлениях я сначала мерял на руль а потом покупал.

Не знаю как там за границей, а у нас -Логан друг человека...уже 40 000 как друг.
  0

4

Re: Акустика

надо испытать тоже на руле пультик. авось зафурыкает!

RENAULT SCENIC (BLACK DRAGON)
  0

5

Re: Акустика

alexsuper - пульт ДУ налез на чехол для руля? Какие овалы поставил назад ?  lyssna

Suzuki SX4 New (S-Cross)

Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
  0

6

Re: Акустика

Кстати у меня на будущее тоже в планах овалы поставить, просто снизу приложить не порезав кузов, потому как на 13 слабоваты назад.

Кстати настоятельно рекомендую брать не дешевле примерно 250грн., а  то новые мафоны достаточно мощные и динамики рвут на раз!

KIA Sportage III Prestige 2.0CRDI AT AWD
  0

7

Re: Акустика

Кто что посоветует поставить назад из аккустики, только без фанатизма!  lyssna
(впереди - Пионер-1339, оптимально-35-40 вт, макс. - 200 вт, 13", 40-30000 Гц)

Suzuki SX4 New (S-Cross)

Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
  0

8

Re: Акустика

Ну вот, вроде предварительно подобрал сегодня аккустику на заднюю полку:
Pioneer  TS-A 6911, Технические параметры:

Максимальная мощность 330 Вт,
Частотный диапазон 25 - 30.000 Гц
Тип: Коаксиальная
Размер, см: 6х9 дюйм. (16х24 см)
Размер динамика СЧ: 57 мм
Размер твиттера: 18 мм
Максимальная мощность: 330 Вт
Номинальная мощность: 80 Вт
Частотный диапазон: 25 - 30.000 Гц
Чуствительность: 93 Дб
И теперь раздумываю и сомневаюсь - полку заднюю резать жалко и внизу в багажном отделении эти овалы будут выступать на 8 см. И потом сама полка для лишних 4 кг не слишком ли хлипковата? Кто что скажет по поводу сомнений и выбора? При этом в салоне хотелось бы звук сделать более достойным.  vissla    lyssna

Suzuki SX4 New (S-Cross)

Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
  0

9

Re: Акустика

mekena написав:

И теперь раздумываю и сомневаюсь - полку заднюю резать жалко и внизу в багажном отделении эти овалы будут выступать на 8 см. И потом сама полка для лишних 4 кг не слишком ли хлипковата? Кто что скажет по поводу сомнений и выбора? При этом в салоне хотелось бы звук сделать более достойным.

Что-то посоветовать сложно, но всегда можна попросить приложить как оно будет в смысле в багажнике!

KIA Sportage III Prestige 2.0CRDI AT AWD
  0

10

Re: Акустика

а нафига на зад мощные динамики?
разве вам нравится звук бьющий  в затылок?

По поводу мощности - для логана я считал вышло больше 200 ватт общей мощности динамиков не целесообразно - потому как в ухи будет больно, оптимум исходя из пластиковой обивки 140 ватт в сумме всех динамиков. Советую взять 45 ватные динамики исходя из небольшого запаса мощности, причём либо одинаковые вперёд и назад, либо спереди 3 полосы сзади 2, но из одной серии.
Себе поставил абсолютно одинаковые двухполосные динамики Mobile Sound. немецкие динамики, которые предлагает Кий Авто. Динамики очень правильно звучат, по частотам претензий нет, артикуляция на высочайшем уровне(потому что круглые). На проводах не экономил - купил вакуумную медь сечение 2 мм. Магнитола Еленберг с пультом. Полный аналог PROLOGY CMD-150 (аналог настолько, что панельки взаимозаменяемы, а основной блок вообще ничем не отличается.)

В общем картиной звука в салоне доволен, получилось даже правильнее чем дома (в машине жена не сможет впоперёк звукового потока поставить тумбочку smile ). Низов как по мне нормально, середина отличная, верха спереди не идеальные, но чтобы были идеальные нужно компоненты куданибудь врезать, а не хотелось.

голая база в белом цвете
  0

11

Re: Акустика

Юра написав:

а нафига на зад мощные динамики?
разве вам нравится звук бьющий  в затылок?

Дык, насколько я понял, общаясь со спецами этого дела, назад блины или круглые 16" - это как минимум, который может компенсировать отсутствие саба и придать больше басов и правильный объем. У меня впереди стоят Пионеры 13" с хорошими характеристиками. Спецы сказали, что для идеалности лучше вперед поставить 2-полосные компоненты (есть такие пионеровские), твиттер крепится без врезки на липкой основе возле регулировки зеркала, назад как минимум овалы (там басы от 25 Гц, а мои Пинеры 13" впереди - от 40 Гц - разница конкретная). Тогда вообще все было бы тип-топ. И это все без фанатизма - без доп. усилков, кроссоверов, сабов и т.п., т.е. бюджетный средний уровень Hi Fi.
Чем больше оптимальная и макс. мощность динамиков, тем меньше они искажают звук на средних мощностях. Т.е., это совсем не значит, что я задними динамиками собираюсь качать 380 вт максимальной мощности, но запас этих динамиков позволит мне воспринимать правильный без искажений звук, с хорошими и пространственными басами. 13" динамики сзади не дадут даже близко подобного звука и тождественного качества.
Мне тоже нравятся, как звучат впереди мои Пионеры 40-30000 Гц, оптимально - 40 вт, макс. (в пике) - до 200 вт, но это все равно совсем не то, что 16" или овалы. Поэтому установкой назад нормальных динамиков можно хоть как-то насытить правильным звуком салон.
Юрий, мне кажется, что твои динамики наверняка по тех. характеристикам (почитай их) нельзя сравнить даже с моими передними Пионерами. Звук может нравиться, но все относительно. Он может быть на порядок лучшим (даже не обязательно по мощности, а по качеству, частотной характеристике и правильности его передачи без искажений.   lyssna  vissla

Suzuki SX4 New (S-Cross)

Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
  0

12

Re: Акустика

Вчера поставил назад 20-ки компонентные Фантом , пришлось  сделать подиумы, т.к. отверстия на полке под 13-е, а впереди блаупункты 13-е двухполосные . Звук стал просто бомба- саба ненужно бо голова болеть будет, хотя места в багажнике валом

Nissan Qashqai 1.6 SE LEO
Logan 1.4 sport передан по наследству Henry Junior
Клубу жить , нам - дружить , а кто против - будем бить!!!
Нету кризиса лишь у тех , кто доволен всем - Я ДОВОЛЕН!!!
  0

13

Re: Акустика

Поставил сегодня на заднюю полку 17-е круглые Пионер-1711 (оптимал-50 вт, максим.-220вт)-коаксиал. Впереди стоят 13-е Пионеры-1339. Проводку протянул покупным аудио-кабелем по бокам вдоль порогов. Получилось все очень аккуратно. Аккустическое пространство в салоне замкнулось. При громкости даже +30 сзади почти невозможно сидеть - такое впечатление, что кто-то бьет по затылку (при регулировке низов всего +3 - +4) - представляю, если бы соял саб  dumbom. Задняя полка при большой громкости не дребезжит, как это бывало с передними дверями. Короче все супер, я доволен.   lyssna  vissla

Suzuki SX4 New (S-Cross)

Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
  0

14

Re: Акустика

А можно я пару фраз, как недалекий от автозвука?

Юра написав:

а нафига на зад мощные динамики?
разве вам нравится звук бьющий  в затылок?

Мне лично нет, и для меня это - первоопределяющее
Стыдно, знаете ли, прити на концерт и сесть спиной к исполнителям.

mekena написав:

Дык, насколько я понял, общаясь со спецами этого дела, назад блины или круглые 16" - это как минимум, который может компенсировать отсутствие саба и придать больше басов и правильный объем.

Это - именно как минимум, увы..
потому что, чем ниже частота, тем больший объем воздуха должен сместить диффузор динамика для сохранения того же уровня громкости. Это физика, мимо нее не попрешь...
Есть еще как минимум один показатель динамика - резонансная частота - если грубо, то это та частота, ниже которой динамик начинает играть все тише и тише. Так вот, по теме.. у 30 см (12") сабвуфера - это 30-40 Гц, у 25 см (10") - практически так же, у 165 мм (6,5") - это 65-70 Гц, и очень редко ниже, у 130 мм (5,25") - 80-90 Гц... Исключения, ессно, бывают, но от 250 баков и выше sad
Кроме того, (чтобы объемное смещение посчитать wink ) - максимальный ход диффузора.
12" - среднее 10-15 мм, 6,5" - 3-4 мм, у 5,25" - 2,5-3 мм.
Именно поэтому никогда 10 штук 6,5" не заменят одного 12" саба. Это тоже физика...

mekena написав:

У меня впереди стоят Пионеры 13" с хорошими характеристиками.

Еще Козьма Прутков говорил - "если на клетке с буйволом написано "тигр" - не верь глазам своим sad
Это я к тому, что надписи на караудио коробках к действительным характеристикам в 99,9% случаев не имеют никакого отношения, увы... Если не лень - зайдите в архив журнала Автозвук, и сравните заявку - факт.
А именно у Пионера есть одна единственная модель компонентной акустики, которая умеет играть музыку.
Извини, что разочаровал

mekena написав:

Спецы сказали, что для идеалности лучше вперед поставить 2-полосные компоненты (есть такие пионеровские), твиттер крепится без врезки на липкой основе возле регулировки зеркала, назад как минимум овалы (там басы от 25 Гц, а мои Пинеры 13" впереди - от 40 Гц - разница конкретная). Тогда вообще все было бы тип-топ. И это все без фанатизма - без доп. усилков, кроссоверов, сабов и т.п., т.е. бюджетный средний уровень Hi Fi.

Спецы, если они этим зарабатывают денег - скажут то, что позволит им этих самых денег заработать хотя бы на копейку больше (или быстрее, что то же самое, только с другой сороны)
Оно то вроде бы и прально - 2-х компонентку вперед
А они тебе сказали, что при этом нужно вибро-шумо изолировать дверь? А это, при минимально нужном результате - только в материалах, без работы - минимум 50 баков одна дверь sad
А еще сам динамик на двери жестко закрепить - конструкция называется подиум - это пол-дня работы, для того, кто умеет.

mekena написав:

Чем больше оптимальная и макс. мощность динамиков, тем меньше они искажают звук на средних мощностях. Т.е., это совсем не значит, что я задними динамиками собираюсь качать 380 вт максимальной мощности, но запас этих динамиков позволит мне воспринимать правильный без искажений звук, с хорошими и пространственными басами.

Да, меньше, все правильно, но...
1 - чем выше мощность, которую "переваривает" динамик, тем ниже его чуствительность, способность реагировать на малые уровни сигнала. Это тоже физика wink
И получается, что если динамик может переварить 100 Вт в пике - то просто от выходов магнитолы он играть нормально не будет, нужен внешний усилитель.
2 - 380 Вт - это уровень неплохого сабвуфера 10-12", но никак не 5,25"...
там порядок 40-50 Вт длительной и до 120 Вт в пике....
для "блинов" и 6,5" - соотв. 50-70/120-150... Исключения, ессно, есть, но совсем за другие деньги sad
3 - пространственных басов, увы, не бывает.
ухо человека не способно определить направление на сигнал с частотой ниже 100 Гц
Вернее - определяет, но по гармоникам - "следам" основного сигнала, но на частотах, кратных основной
Но в нормальной системе эти гармоники играет мидбас - динамик 5,25 или 6,5", а сам сабвуфер дает только тактильные ощущения, которые, как любят говорить - "почками чувствуются".

mekena написав:

Мне тоже нравятся, как звучат впереди мои Пионеры ......
Звук может нравиться, но все относительно. Он может быть на порядок лучшим (даже не обязательно по мощности, а по качеству, частотной характеристике и правильности его передачи без искажений.   lyssna  vissla

Вот и именно - все относительно
Все, что я выше написал - можно не читать, если звук в машине нравится
Ибо звук - это для себя, а для себя есть два критерия - "нра" и "не нра", остальное все - вторично.
ЗЫ - я очень прошу это сообщение рассматривать не как наезд на чье-то мнение.

Огромный шаг вперед может являться следствием крепкого пинка сзади. (с) Ботаник.
  0

15

Re: Акустика

Sergey12S Спасибо за теорию звука, твоя консультация мне нужна была бы чуть раньше, когда я делал выбор (где ты был раньше?), хотя и сейчас довольно интересно. Но уже выбор сделан, придется наслаждаться тем, что приобрели. Успокаивает одно - в соревнованиях по автозвуку принимать участия не собираюсь, поэтому прослыть некопенгагеном в звуке от настоящих фанов и спецов нет опасений  vissla

Suzuki SX4 New (S-Cross)

Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
  0

16

Re: Акустика

Sergey12S написав:

А можно я пару фраз, как недалекий от автозвука?

Что- то я\ не видел тебя на лекциях в универе по философии , хотя.. приятный и громкий звук - это для меня а не для окружающих.

Nissan Qashqai 1.6 SE LEO
Logan 1.4 sport передан по наследству Henry Junior
Клубу жить , нам - дружить , а кто против - будем бить!!!
Нету кризиса лишь у тех , кто доволен всем - Я ДОВОЛЕН!!!
  0

17

Re: Акустика

mekena написав:

Sergey12S Спасибо за теорию звука, твоя консультация мне нужна была бы чуть раньше, когда я делал выбор (где ты был раньше?), хотя и сейчас довольно интересно. Но уже выбор сделан, придется наслаждаться тем, что приобрели. Успокаивает одно - в соревнованиях по автозвуку принимать участия не собираюсь, поэтому прослыть некопенгагеном в звуке от настоящих фанов и спецов нет опасений  vissla

А ты друг далеко от Луганска?

Nissan Qashqai 1.6 SE LEO
Logan 1.4 sport передан по наследству Henry Junior
Клубу жить , нам - дружить , а кто против - будем бить!!!
Нету кризиса лишь у тех , кто доволен всем - Я ДОВОЛЕН!!!
  0

18

Re: Акустика

геннадий написав:

А ты друг далеко от Луганска?

около 220 км (Артемовск, там, где делают настоящее украинское Шампанское "Крым" и др.)  kapitulation

Suzuki SX4 New (S-Cross)

Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
  0

19

Re: Акустика

mekena написав:
геннадий написав:

А ты друг далеко от Луганска?

около 220 км (Артемовск, там, где делают настоящее украинское Шампанское "Крым" и др.)  kapitulation

Ну не 220, а 120, если через Лисичанск.Хороший город и хорошее шампанское. :alc:

Nissan Qashqai 1.6 SE LEO
Logan 1.4 sport передан по наследству Henry Junior
Клубу жить , нам - дружить , а кто против - будем бить!!!
Нету кризиса лишь у тех , кто доволен всем - Я ДОВОЛЕН!!!
  0

20

Re: Акустика

mekena написав:

где делают настоящее украинское Шампанское "Крым" и др.)

А виноград-то у вас там растет? :lol:

Dacia Logan 1.4 Ambiance Torreador
  0

21 Відредаговано Юра (2006-09-04 16:16:42)

Re: Акустика

Нередко говорят, что звук в авто "по определению" хорошо звучать не может и поэтому, мол, достаточно простой магнитолы и пары "колонок". Вряд ли с этим можно согласиться. Специфические особенности акустики салона, безусловно, существуют. Но они не должны быть помехой для нормального стереофонического звуковоспроизведения, способного развернуть перед слушателями панораму и глубину звуковой сцены, передать нюансы исполнительского искусства. В этой статье рассмотрены основные принципы компоновки авто звука и звуковых аудиосистем - от простейших до самых сложных, а также рассказано о конструкции, монтаже и настройке некоторых узлов системы авто звука. При оборудовании автомобиля новой аудиосистемой или расширении возможностей установленной ранее превращать его в концертный зал на колесах, конечно, не стоит. Тем более нет смысла тратить силы и средства, если музыкальные вкусы слушателей ограничены электронной "попсой": для нее не требуется ни широкий динамический диапазон, ни точная передача нюансов звука. А вот поклонникам традиционных жанров все это очень важно и открывает широчайшее поле для творческой деятельности по обработке авто звука. Однако в любом случае при установке аппаратуры авто звука нужно строго выполнять определенные требования.

Главная проблема при создании автомобильной аудиосистемы, вопреки сложившемуся мнению у некоторых любителей музыки, состоит не в достижении высокой мощности, звука, малых искажений и плоской АЧХ. Основная задача п - получение "высокой" и "широкой" звуковой сцены для слушателей, сидящих впереди. Её решение напрямую связано с местом установки фронтальных излучателей авто звука. Не нужно думать, что пассажирам на задних сидениях придется довольствоваться малым - при правильном размещении громкоговорителей, авто звук будет сбалансирован в пределах всего салона.

При создании высококачественной аудиосистемы (авто звука) могут быть два творческих подхода. Первый из них - "концептуальный": формулируют требования к системе, выбирают или изготавливают необходимые компоненты, а затем - монтаж и настройка. Это идеальный, но дорогой вариант авто звука, особенно в отношении отделки. При таком подходе результат, как правило, достигается с первой попытки, но это требует единовременного вложения значительных средств и, что самое главное, немалого опыта и даже интуиции. Поскольку универсальных готовых решений на этот счет не существует, такая работа под силу разве что профессиональным установочным студиям авто звука. Достижение идеального звучания требует также немалых трудов. Правда, в крайнем случае можно удовлетвориться сознанием того, что на хорошей аппаратуре получить "плохой звук" бывает крайне сложно...

Второй вариант - любительский, недорогой, но и не самый плохой авто звук. Систему создают в минимальной конфигурации из доступных компонентов, а хорошего результата достигают разумной компоновкой и использованием проверенных решений. Начальная ступень здесь зависит только от финансовых возможностей, а опыт появится в процессе творчества. Потом, по мере возрастания требований и практических навыков, систему авто звука "наращивают" до нужного уровня. Процесс этот растянут во времени, и поэтому результат появится не сразу.Правда, для получения приличного авто звука придется потрудиться.


Выбираем систему Авто звука
Любительская система авто звука на первом этапе развития состоит обычно из "головного" аппарата - магнитолы, ресивера с CD- или MD-проигрывателем - и комплекта динамических головок. Им в настоящей статье уделено особое внимание, но далее, где это не принципиально, под магнитолой будет подразумеваться любой из источников сигнала авто звука.

При любом подходе к формированию системы авто звука нужно прежде всего выбрать источник сигнала и структуру акустической системы (АС). Почему так? В формирование интегрального показателя качества автомобильной аудиосистемы, принимаемого за 100 %, вносят свои факторы все ее компоненты: на источник сигнала приходится примерно 15 %, на усилитель - 20 %, на АС - 30 %, на установку (размещение) - 30 %, на кабели и дополнительные устройства - 5 %. Используя, к примеру, магнитолу со встроенным усилителем авто звука, ее "вклад" возрастает до 20-25 %, а АС - уже до 40-45 %. Однако эти цифры относятся исключительно к качеству звучания, но не к цене. С ценами картина может быть совершенно иной. Не секрет, что цены на аппаратуру авто звука зачастую определяются популярностью фирмы и модели, а отнюдь не реальными достоинствами товара. К выбору головок нужно подходить в любом случае с максимальным вниманием - "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи".

Поскольку самостоятельно изменить основные технические характеристики современной магнитолы не представляется возможным (да и вряд ли необходимо, особенно если это не подделка), то к ее выбору также нужно отнестись серьезно. Когда усовершенствование системы авто звука предполагается проводить без замены головного аппарата, он изначально должен иметь возможность подключения усилителя к линейному выходу. Если в последующем планируется дополнить систему CD/MD-чейнджером, желательно выбрать такую модель, в которой предусмотрено управление этим устройством, поскольку выбор моделей чейнджеров с собственным контроллером ограничен.

При выборе аппаратуры для авто звука непременно обращают внимание на ее электрические характеристики. Тем не менее субъективное восприятие качества (естественности) звучания нельзя определить с помощью физических величин, и только прослушивание может дать представление о том, насколько точно передается объем и пространственное расположение инструментов в музыкальной картине. Желательно, чтобы оно было сравнительным (с другими системами авто звука) и происходило утром, пока слуховые ощущения еще не притупились. Лучше всего сравнивать звучание акустических инструментов при звуковоспроизведении, например, с компакт-диска, со звучанием тех же инструментов, "записанных" в слуховой памяти.

Неискаженная выходная мощность современных магнитол обычно не превышает 10-12 Вт на канал, даже если в инструкции указываются мощности в несколько раз больше. Приводимое же значение максимальной мощности характеризует динамические свойства усилителя и его способность воспроизводить импульсные сигналы, нежели реальную громкость. Кстати, реальная разница в звучании между усилителями мощностью 4х30 и 4х40 Вт практически не ощутима. Поэтому при выборе динамических головок для работы в комплекте с магнитолой основной параметр, на который необходимо обращать внимание, - уровень характеристической чувствительности (или просто чувствительность). Чем он больше, тем меньшая мощность требуется для получения нужной громкости в системе авто звука. Типичные значения для автомобильных громкоговорителей - 88...91 дБ/Вт*м. Что касается головок зарубежного производства, то важно знать, при каких условиях производились измерения их параметров.

Необходимо учитывать и тот факт, что компоненты электроакустической аппаратуры авто звука, каждый по своему, окрашивают сигнал. Поскольку взаимное влияние и согласование аппаратуры авто звука изучены с точки зрения психоакустики пока не полностью, даже при выполнении всех требований стандартов (кстати, достаточно расплывчатых) лучше послушать выбранные компоненты "в связке". Нужно также помнить, что звучание аппаратуры на стенде в магазине и в салоне автомобиля может заметно отличаться. Почему же это происходит?


Немного теории об авто звуке

Пространство автомобильного салона акустически не приспособлено для высококачественного звуковоспроизведения - объем салона чрезвычайно мал. Из этого обстоятельства следует несколько очевидных выводов:

1. Практически невозможно соблюсти основное условие для обеспечения стереофонического звучания авто звука - взаимное расположение слушателей и громкоговорителей системы авто звука по вершинам равностороннего треугольника. Помимо разницы в интенсивности звучания возникает временной сдвиг между сигналами левого и правого каналов авто звука, что приводит к смещению кажущихся источников звука (КИЗ) относительно их истинного положения. Особенно заметен этот эффект для сигналов средних частот.

2. Трудно обеспечить необходимое удаление слушателя от громкоговорителей. А при работе в ближней зоне излучения громкоговоритель уже нельзя рассматривать как точечный источник звука, что приводит к специфическим интерференционным искажениям на средних частотах (на ВЧ этот эффект ослаблен из-за малого размера излучателей).

3. Благодаря малому объему салона на низких частотах возникает достаточно однородное звуковое поле (это справедливо с небольшой оговоркой, суть которой разъясняется ниже). Однако наличие в салоне неравномерно расположенных поглощающих и отражающих поверхностей (стекла, обивка, пассажиры) не позволяет уверенно прогнозировать его акустические свойства на средних и высоких частотах. К тому же эти поверхности обеспечивают различную степень отражения и поглощения в пределах частотного диапазона - мягкие сидения и обивка дверей эффективно поглощают низко- и среднечастотные колебания, а высокочастотные звуки прекрасно отражаются от стекла. Вследствие указанного АЧХ салона на средних и высших частотах имеет неравномерность, порой значительную, а характер неравномерности зависит от выбора точки замера авто звука.

Кроме этого, есть еще два аспекта, не столь очевидных, но связанных с малым объемом салона и его геометрией: локальные неравномерности в АЧХ, вызванные резонансными явлениями, и подъем АЧХ на низших частотах. Указанные факторы в совокупности и формируют передаточную характеристику салона и авто звука.

Так, из-за наличия в салоне относительно параллельных поверхностей (боковые стенки,пол и потолок) создаются условия для возникновения стоячих волн. Практическое значение имеют только колебания на субгармониках и основной частоте, интенсивность остальных составляющих весьма мала. Реально из-за наличия препятствий в виде сидений и пассажиров большинство резонансов подавляется, а явно выражен только поперечный. Он проявляется на тех частотах, где ширина салона соответствует половине длины волны (для большинства легковых автомобилей - 120...150 Гц). На слух это проявляется в виде неприятного гула и "бубнения". В первом приближении можно считать, что частота поперечного резонанса авто звука равна F,=Vs/2W, где Vs= 340 м/с - скорость звука; W - ширина салона. Вредное влияние резонанса может быть снижено за счет применения мягкой облицовки дверей, но полностью подавить его возможно только путем коррекции АЧХ тракта. Так, в автомобиле автора (ВАЗ-2107) замена штатных гладких облицовок на мягкие велюровые уменьшила "горб" на АЧХ с 8 до 6 дБ, а частота резонанса за счет снижения добротности колебательной системы снизилась со 140 до 130 Гц. Подъем АЧХ на низших частотах имеет аналогичное объяснение. Для сигналов тех частот, длина волны которых соизмерима с максимальным размером салона (как правило, его длиной), салон представляет собой эквивалент акустического ФНЧ второго порядка, АЧХ которого ниже частоты среза имеет подъем с крутизной около 12 дБ на октаву. В первом приближении (без учета поглощения в салоне и конечной жесткости панелей кузова) можно считать, что частота среза равна Рс=Vs/2Lnia (здесь Lmax - максимальный размер салона). На этой частоте подъем достигает 3 дБ, а ниже - на F

Авто громкоговорители обычно не отличаются высокой чувствительностью, но обладают хорошими частотными характеристиками авто звука, широкой диаграммой направленности и сбалансированным звучанием. Учитывая, что возможности широкополосных и коаксиальных головок все же ограничены, наилучших результатов можно достичь только в случае применения многополосной рассредоточенной фронтальной АС авто звука. Важно также правильно определить, в каких местах салона автомобиля нужно разместить полосовые излучатели, чтобы они работали с максимальной эффективностью. Наибольшее распространение сегодня получили двухполосные фронтальные АС, но в высококачественных системах авто звука они постепенно вытесняются трехполосными.

Для получения высокой звуковой сцены в авто - проще всего разместить излучатели как можно выше. Приборная доска позволяет это осуществить, но штатные посадочные места для установки головок обычно ограничены размером 10...13 см. Малогабаритными головками без соответствующего акустического оформления здесь трудно добиться эффективного воспроизведения низших частот. Но установка в этом месте среднечастотных головок тоже имеет серьезные недостатки. Основной из них - привязка звука к одной стороне салона из-за недопустимо большой разности хода звуковой волны от левого и правого излучателей. Дело в том, что из всех авто отечественного производства только в "Москвиче-2141" можно по назначению использовать штатные места, отведенные для громкоговорителей. Нужно заметить, что и это решение нельзя признать самым удачным. Не случайно конструкторы вынуждены искать другие места для установки авто звука.

Традиционно низкочастотные, широкополосные или коаксиальные громкоговорители размещают в передних дверях автомобиля. Их относительно большая внутренняя полость способствует эффективному воспроизведению низких частот практически готовым акустическим оформлением. Обычно в фонограммах звуковые сигналы левого и правого каналов в этом диапазоне частот синфазны и имеют практически одинаковую интенсивность. Поэтому от головок, установленных на плоскость облицовки двери, фронт волны на частотах 100...150 Гц достигает противоположной головки с частичной компенсацией отражения. Чтобы это явление проявлялось в меньшей степени, головки должны быть развернуты вверх в середину потолка над передними сиденьями. Наиболее рационален такой вариант при использовании двухполосной фронтальной АС с относительно высокой частотой раздела (5...7 кГц).

Эффект такой компенсации в значительной степени зависит от места установки низкочастотных излучателей в дверях и конструктивных особенностей салона. К примеру, высокий тоннель и протяженная консоль приборной панели ("борода") несколько ослабляют этот эффект, и тогда установка головок "на плоскость" вполне допустима. Наиболее рационален такой вариант в двухполосной системе авто звука при области раздела полос 1...1.5 кГц. Диаграмма направленности излучения головок в этой полосе частот достаточно широка, однако в двухполосных системах авто звука с низкой частотой раздела необходимо использовать ВЧ головки повышенной мощности с пониженной частотой собственного резонанса. Кроме того, для эффективного снижения излучения частот, близких к резонансной, необходимо использовать ФВЧ высокого порядка либо специальные корректирующие цепи.

Для установки головок в двери нередко требуется изготовить специальные панели авто звука (подиумы) или кольцевые накладки, увеличивающие фактическую глубину отсека. Кроме того, необходимо принять меры по демпфированию вибраций панелей и механизмов двери. Установка НЧ головок в корпусах под передними сиденьями с излучением вперед-вверх исключает эффект компенсации и уменьшает временную задержку, снижая эффект "привязки" кажущегося источника звучания к одной стороне салона авто звука. За счет некоторой концентрации низких частот в передней части салона возрастает звуковое давление в области 200...400 Гц. Вместе с тем полоса излучения в этом случае ограничивается сверху частотой около 2...3 кГц. Поэтому такое размещение излучателей требует или применения низкой частоты раздела полос, или перехода к трехполосной АС.

Установка головок в кикпанелях с ориентацией их оси излучения вверх - к центру салона сводит к минимуму разность хода сигнала от левого и правого излучателей авто звука, что практически исключает эффект привязки. Вопреки ожиданию, сцена авто звука не опускается, а наоборот, поднимается на уровень лобового стекла. К сожалению, в большинстве случаев достойное оформление авто звука организовать непросто: максимально возможный объем корпусов не превышает, как правило, двух-трех литров. Поэтому такой вариант применим главным образом к среднечастотным головкам трехполосных АС. Поскольку на частотах выше 1 кГц диаграмма направленности излучателей достаточно индивидуальна, однозначных рекомендаций по ориентации головок на кикпанелях нет - все зависит от конкретных условий. Здесь необходим эксперимент.

Другой, не менее интересный вариант размещения СЧ-излучателей, использовал в своей установке С. Клевцов. Купольные головки Масгот установлены у него на поперечной балке под передними сиденьями "Святогора" и ориентированы в сторону лобового стекла. Такое решение уменьшает относительную разность хода звуковой волны от левого и правого излучателей, что позволяет практически исключить эффект привязки звучания к одной стороне салона.

Для предварительной оценки выбранного места установки авто звука и выбора ориентации НЧ и СЧ излучателей удобно использовать широкополосные головки мощностью 3...5 Вт, смонтированные на небольших отражательных панелях. Их подключают к магнитоле через простейший ФВЧ (неполярный оксидный конденсатор емкостью 100 мкф или два полярных по 220 мкф, включенных встречно-параллельно) и подбирают расположение и ориентацию,добиваясь необходимой ширины и высоты сцены авто звука. При изготовлении корпусов для СЧ излучателей ориентацию полезно уточнить применительно к конкретным головкам с учетом особенностей их звучания.

Высокочастотные головки при любом варианте построения фронтальной АС устанавливают на передние стойки, на верхний передний угол двери или панель приборов авто звука. В первом и втором случаях используется как прямой, так и отраженный от стекла сигнал, в случаях установки на стойки используется исключительно отраженное и рассеянное от лобового стекла излучение авто звука. Известен также вариант установки ВЧ излучателей вблизи зеркала заднего вида (используется отраженный от стекла сигнал). При выборе места для ВЧ головок необходимо иметь в виду, что при низкой частоте раздела их излучение оказывает непосредственное воздействие на формирование звуковой сцены и ориентация требует тщательной настройки, при частоте раздела выше 5...6 кГц влияние ориентации будет снижено. В любом случае при их установке необходимо предусмотреть возможность подстройки ориентации при окончательной настройке системы авто звука. В комплекте большинства автомобильных "пищалок" есть необходимые для этого установочные детали авто звука.

Решать вопросы, связанные с применением сабвуфера и тыловых излучателей авто звука, следует только после настройки фронтальной АС. Формирование звукового образа без тылового канала будет неполным,поэтому пренебрегать ей не стоит. Основное ее назначение - создание "эффекта зала" за счет имитации отраженного звука авто. Спектр сигнала тылового канала для этого должен быть ограничен полосой частот примерно 500...2500 Гц, в соответствии со спектром диффузного звука авто, а уровень сигнала должен быть невелик.

Использование тылового канала позволяет замаскировать некоторые недостатки в звучании фронтальной АС. Наиболее впечатляющие результаты получаются при использовании в тыловом канале разностного сигнала. Для реализации этого метода в простейшем случае можно использовать встречно-последовательное включение двух тыловых головок между выходами усилителей левого и правого каналов через полосовой LC-фильтр (схема Хаффлера). . Там же изложены основные предпосылки для дальнейшего совершенствования метода. Полноценное воспроизведение низших частот требует акустического оформления значительного размера, поэтому практически во всех мобильных установках частотный диапазон основных каналов ограничен снизу частотой 70... 120 Гц. Для излучения более низких частот приходится применять сабвуфер.

Поскольку на самых низких частотах излучение ненаправленное, выбор места установки сабвуфера - вопрос компоновки системы авто звука. Чаще всего его устанавливают в багажнике, хотя неоправданное расширение полосы частот вверх это может сопровождаться эффектом "задержки" баса. В авто особо остро ощущается проблема снижения шума. Даже в грамотно сконструированном с акустической точки зрения кузове при движении возникают колебания как от вибрации двигателя и трансмиссии, так и от вибрации колес на дороге. На самых низких частотах сказывается малая жесткость кузова, что вызывает вибрации панелей и крыши. Основная мощность шумов при этом сосредоточена в области между самыми низкими частотами и нижней границей средних частот. В движении шум хотя и "организован", но при постоянной скорости достаточно однороден и благодаря избирательным свойствам слуха от него можно отстроиться. За исключением последствий толчков и ударов, вызванных плачевным состоянием дорог, остальные составляющие шума можно значительно ослабить с помощью грамотно выполненной шумоизоляции салона (свист ветра и гул покрышек не рассматриваем - на такой скорости уже не до музыки).
www.avtozvuk.com

голая база в белом цвете
  0

22

Re: Акустика

Vlad написав:

А виноград-то у вас там растет?

виноматериал приходит из Крыма (т.е. крымские сорта) - из него и делают настоящее шампанское - выдерживают тиражку по три года в алебастровых выработках под землей при постоянной температуре. Кстати, в Одессе бываю частенько, одесское шампанское - это просто шипучка. Я на винзаводе на Фпанцузском бульваре часто обедал в столовой (это просто к слову)  lol

Suzuki SX4 New (S-Cross)

Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)
  0

23

Re: Акустика

подтверждаю - артёмовское шампанское действительно проходит классическую шампанизацию. как и новосветское, а всё остальное действительно шипучка. на украине только  2 завода делают шампанское - новый свет и артёмовск.
а вообще ща нам всем зевс за оффтопик по ушам надаёт  :rolleyes:

голая база в белом цвете
  0

24

Re: Акустика

mekena написав:

Кстати, в Одессе бываю частенько, одесское шампанское - это просто шипучка. Я на винзаводе на Фпанцузском бульваре часто обедал в столовой (это просто к слову)

А я и не говорил что оно какчественное :acklad:

Dacia Logan 1.4 Ambiance Torreador
  0

25

Re: Акустика

А от куда инфа? Ссылку нужно делать, если автора запасут проблемы могут быть с авторским правом....

  0